Выпало мне огласительные беседы перед Крещением вести. Вводная.

Nov 06, 2011 01:00

Выпало мне проводить огласительные беседы с готовящимся к Крещению. Но не непосредственно с желающими креститься, а с их родителями и крестными, т.к. баптистерия для взрослых у нас в храме пока нет, поэтому крестят только детишек в возрасте до трех лет. Т.е. ситуация с аудиторией сразу оказалась слегка специфическая  - не сознательные (или не совсем сознательные) взрослые, решившие принять Крещение, а взрослые, что пришли покрестить своих детишек, а их огорчили вестью, что с начало необходимо прийти, о чем-то послушать, и другого пути к желаемому крещению чада уже нет. Очень долго собирался формализировать свой опыт и сделать текстовку бесед, но ...

Смысл же публикации вижу в обмене опытом и ценных советах/замечаниях т.к. вариться только в собственном соку не продуктивно и даже опасно.

Когда возникла эта "проблема", надо было срочно сооброжать, что же и как рассказывать. Наиболее очевидный и простой путь видился в некоем рассказе о христианстве и непосредственно Крещении. На тот момент в сети чего-то разумного по размеру  и содрежанию о Крещении найти я не смог. О Крещении рассказывалось в общих чертах и по-сути скупо и сухо. Своих знаний "вроде было", но были они надерганы за годы с разных источников. Грубо говоря, не было главного - системного знания, структурированного, так сказать - проговоренного. Рассказывать о Православии вообще можно было долго, только вот что именно рассказывать,  исходя из общих рекоммендаций на тот момент, было не совсем понятно. Надо отдать должное настоятелю, что не стал ставить меня в рамки школярного формализма - столько-то молитв и Символ разучить, структуру и смысл Крещения и Причастия разобрать, пальцы в троеперстие складывать научить ...

< Ради сокращения объема рассказа, нарушаю/опускаю последовательность моих тогдашних размышлений и первых опытов таких встреч. >

Мысль о том, что бы большую часть времени встречи тратить на разъяснения, что же такое вера, на заучивание и разъяснения молитвы, "расшифровку" догматов и пр. сразу показалась мне не работающей по целому ряду причин.

Первое - да, желающему крестить ребенка придется худо-бедно выполнить предъявленные требования, т.е. что-то заучить и определенные базовые понятия приобрести. Но если задаться вопросом, - какова же доля из пришедших реально этим интересуется и что же в голове-то останется? По логике вещей (и человеческой психологии) вывод вполне однозначный - серьезно интересуется из пришедших крестить ребенка не просто меньшинство, а что-то около ноля.

Второе - много ли из нас помнит то, что было чем-то сугубо теоретическим, посторонним по отношению к нам, но "из под палки" заучивалось в ВУЗе или школе?

Третье - на самом деле тем, кому это интересно, в большинстве своем и до беседы уже хорошо известны основы, как раз на достаточном уровне для предъявляемых сегодня требований к крещаемому. И большего ведь им тоже не дашь, т.к. прочая часть слушателей откровенная tabula rasa, если не учитывать массу искаженных и лживых представлений о Православии. Да, вполне возможен (и не редок) сиюминутный, праздный интерес. Да, что-то в памяти может остаться, а может и Бог некую струнку души у человека тронет. Безусловно. Но проводить беседы только из надежды, что вдруг что-то в голове и останется, а душа отзоветься - это скорее отказ от собственного деятельного участия, чем упование на Бога. Тронет или нет - вотчина Бога, - наше же дело не отмучаться вместе со слушателями, а попытаться за эту пару часов догнать "уезжающий поезд" серьезного, осознанного отношения к Таниству, которое уже вот-вот и произойдет.

Итак, слушатели у нас не сами пришли креститься, а желают крестить ребенка, а это:
    - особый, иной "контингент", и их интерес весьма утилитарен,  
    - большинство из них, в лучшем случае, бывали до этого в храме эпизодически,
    - наиболее вероятно, что и после крещения ребенка появления их на пороге     храма будет таким же     редким и, опять же с утилитарными (простите, но     буквально с бытовыми) целями.

Для того, что бы встреча все же прошла с (предпологаемой) наибольшей пользой, так или иначе придется выбираться на "оперативный простор" и пробовать решить главный вопрос - вопрос мотивации слушателей. Наивно, и даже не честно идеализировать намерения, целеустремленность и готовность к принятию столь  специфической информации у большинства из пришедших крестить ребенка.  Соответственно, приоритетная цель беседы - не просто объяснить важность и всю серьезность (и даже опасность) решения крестить ребенка, а раскрыть, на сколько это удастся, смысл и цель не только Крещения, но и самой веры.

Как будто бы мы подходим к тому же целеуказанию, что сейчас уже широко распространено в рунете (и конечно же по епархиям), но подходим с другой стороны и, видимо, уже немного с иными мотивами. Соответственно и формат беседы видится, все же, не как трансляция определенного набора знаний, а как некий вариант миссионерской проповеди для людей на самом деле далеких от действительного христианства. Причем из-за ограниченности времени бесед, сознательно, в ущерб объему чисто "технических" знаний - тому же количеству выученных наизусть молитв.

Обоснование этому выбору формата встреч очень простое - мотивированный человек без посторонней помощи сможет достаточно быстро освоить требуемый "техминимум" и пойти гораздо дальше. Если же мотивации нет, то принудительное обучение, в большинстве случаев, будет воспринято не просто индифферентно, но даже со скрытым отторжением и раздражением. И самое главное - если у человека уже сформировано некое дистанцирование от непосредственных проявлений религиозности, то подобные встречи только увеличат эту дистанцию и, возможно, даже сформируют негативное, превратное мнение о самом Православии. Строго говоря, для взрослого человека может даже показаться унизительным состояние "мартышка и очки" - т.е. принудительного изучения вещей ему не понятных по своей практической ценности, и потому не интересных, а значит на его взгляд не нужных. Состояние оглашаемого в такой ситуации будет близко к - "перетерпеть ", и баллов Церкви, в его глазах, это точно не прибавит, а совсем даже наоборот ...

Для простоты написания (и достоверности) текст беседы будет в формате прямой речи к слушщателям, без адаптации, но с возможными врезками наблюдениий/замечаний и саморефлексии.
Раз уж взял почин, придется видимо собраться и всё же написать )

Крайне заинтересован и очень прошу кидать в тему ссылки на интересные, на ваш взгляд, опыты по проведению огласительных бесед. Если вы сами принимали в них участие с любой из сторон и сложилось определенное мнение, или же слышали о положительном или отрицательном опыте - интересно и нужно совершенно всё.

огласительные беседы, катехизация, опыт, миссионерство, Крещение, методика

Previous post Next post
Up