СТУПЕНЬ ТРЕТЬЯ. Шаг второй. ч.4

Sep 30, 2009 09:46

Помимо времени срабатывания у каждого из трёх перечисленных инструментов власти есть ещё одна немаловажная характеристика - универсальность, понимаемая как заложенное в инструменте разнообразие результатов его применения.

С универсальностью дело обстоит прямо противоположным образом - наиболее примитивным, грубым инструментом власти является Насилие, наибольшая гибкость, максимально возможное разнообразие результатов воздействия - у Знания.  Поэтому с развитием, усложнением цивилизации Насилие как инструмент Власти постепенно отходит на второй план,  на периферию цивилизационной практики, уступая место сначала Деньгам, место которых, в свою очередь, на наших глазах занимает Знание.

Заметка на полях.

Цитата из книги Элвина Тоффлера «Метаморфозы власти»:

«Главная слабость грубой силы кроется в ее абсолютной негибкости. Насилие может быть использовано лишь для наказания. Если быть кратким, оно - низкокачественная власть.

Богатство - более удобный инструмент власти. Сила толстого бумажника значительно многостороннее. Вместо просто запугивания или наказания он может предложить превосходно градуированные награды - выплаты и вознаграждения деньгами или чем-то подобным. Богатство может использоваться как в позитивном, так и в негативном плане. Оно, следовательно, значительно гибче силы. Богатство - власть среднего качества.

Однако самую высококачественную власть дает применение знаний. Актер Шон Коннери в кинофильме, действие которого разворачивается на Кубе в период диктатуры Батисты, играет британского наемника. В одной незабываемой сцене военачальник тирана говорит: «Майор, назовите ваше любимое оружие, и я вам его предоставлю» . На что Коннери отвечает: «Мозги».

Власть высокого качества - это не просто возможность дать затрещину. Не просто возможность сделать по-своему, принудить других делать то, что хочется вам, даже если они предпочитают иное. Высококачественная власть предполагает значительно большее. Она предполагает эффективность - достижение цели с минимальными источниками власти. Знания часто могут использоваться для того, чтобы заставить другую сторону полюбить вашу последовательность операций при выполнении действия. Они могут даже убедить человека в том, что он сам придумал эту последовательность.

Следовательно, именно знание - самое многостороннее из трех основных источников управления в обществе - производит то, что высшие военные чины в Пентагоне любят называть «самым главным оружием рядового» . Оно может быть применено для наказания, вознаграждения, убеждения и даже изменения. Оно может превратить врага в союзника. Лучше всего то, что, обладая верными знаниями, можно, в первую очередь, обойти нежелательные ситуации, а также избежать излишних трат сил и средств.

Знание также служит для приумножения богатства и силы. Оно может использоваться для роста имеющихся в распоряжении сил и богатства или, наоборот, снизить их, если это необходимо для достижения данной цели. В любом случае оно увеличивает эффективность, позволяя, если проводить аналогию с картами, тратить меньше «фишек» власти, открывая карты во время игры.

Конечно, максимальная власть доступна тем, кто в должном месте способен применить все три инструмента, искусно сочетая их друг с другом, чередуя угрозу наказания и обещание награды с убеждением и быстрым пониманием. По-настоящему квалифицированные игроки во власть интуитивно (иногда они хорошо обучены этому) знают, как использовать и соотносить ресурсы власти.

Следовательно, чтобы оценить соперников в конфликте, связанном с властью, - будь то переговоры или война - полезно вычислить, кто имеет доступ к инструментам власти и к каким именно».

(…)

«Так, сила ограничена во всем, что касается практического применения. Существует предел приложения сил, если мы не хотим разрушить то, что должны заставить капитулировать или защитить. Это же верно и для богатства. Не всё можно купить за деньги, и в определенный момент даже самый толстый кошелек истощается.

Знания же, напротив, - нет. Мы можем накопить их ещё больше».

Понятно,  что разное время срабатывания, характерное для каждого из трёх перечисленных инструментов управления, поставили бы три иерархии в неравные условия, - будь они вооружены каждая исключительно своим типом оружия. Однако трудно себе представить главу государства, пытающегося управлять страной опираясь исключительно на «кулачное право». Так же сложно поверить в то, что члены иерархии «Идеология»  смогли бы питаться Святым Духом, обходясь без использования денег. Ещё сложнее найти Дельца, который не применил бы в производстве последние достижения науки и техники, - плоды знаний, добытых Жрецами.

В стране, которую нам предстоит построить, три иерархии социума будут иметь в своём арсенале все три инструмента власти, применяемые ими попарно друг против друга.

Сделанные Жрецами открытия во все времена прежде всего шли на усиление Власти, и лишь после этого плоды прогресса становились доступными Народу.

Даже на заре цивилизации, когда современного ВПК не было и в помине, насилие сначала использовалось в качестве способа захвата Власти, и лишь потом становилось частью производственного процесса. Силой оружия посёлок на берегу Тибра стал Римом, а пик использования в тамошней экономике насилия пришелся на период заката Империи, когда Рим обеспечивал своё расширенное воспроизводство,  поставляя в экономику рабов - основу её производительных сил, принуждаемых к труду опять-таки силой оружия.

В наше время Знание приобретает  всё большее значение - но даже в древние времена случалось, что его воздействие оказывалось жизненно важным - несмотря на большую временную задержку между моментом воздействия и появлением первых его результатов.

Давайте вспомним, каким оружием (в соответствии с современными научными представлениями) кроманьонцы победили неандертальцев? Последние в Европе были местными, прийдя в неё из Африки, колыбели человечества, задолго до соперников. Они обладали большей физической силой, имели зачатки культуры - как и кроманьонцы, пришедшие в конце последнего ледникового периода в Западную Европу с Востока (там они оказались, уйдя прежде из Африки, в отличие от неандертальцев, не на Запад, а на Восток). Может быть, неандертальцы были глупее? Маловероятно, - измерения найденных черепов показывают, что мозг неандертальца был больше мозга кроманьонца.
Но неандертальцы оказались слишком Дельцами и Воинами. На их стоянках палеонтологи нашли скелеты пожилых гоминид, принадлежащих тому же виду, - с проломленными черепами. Неандертальцы были практичны, убивали (и съедали) своих предков, когда те не могли уже приносить пользу племени. Сьедали, надо полагать, не всех - на стоянках неандертальцев были обнаружены захоронения, по-видимому, принадлежащие вождям племени. Неандертальцы не знали, что польза бывает не только утилитарной, что старшие и немощные являются носителями Знания - об охоте, повадках зверей птиц и рыб, о том, как надо мастерить снасть. А вот кроманьонцы носителей Знаний ценили - и постепенно вытеснили неандертальцев из жизни.

Вытеснили потому, что бережное отношение к Знанию и его носителям имело далеко идущие последствия: изготавливаемые кроманьонцами резцы, ножи, наконечники стрел и копий были гораздо совершеннее, чем орудия, производимые неандертальцами. Именно у кроманьонцев впервые появились составные орудия - наконечники, каменные вкладыши, сшитая одежда (на неё указывают иглы, найденные на стоянках). Принадлежащие кроманьонцам инструменты для изготовления орудий, практически отсутствующие у неандертальцев, также говорят о технологическом превосходстве первых над вторыми.

Превосходство материальной культуры однозначно указывает на существовавшую у кроманьонцев более высокую степень социальной организации. Одним из её показателей является требующееся для производства орудий глубокое разделение труда, возможное лишь при наличии в сознании изготовителя образа всего процесса изготовления, состоящего из ряда связанных между собой операций. Не подлежит также сомнению, что высокая степень разделения труда не могла быть достигнута без соответствующей степени развития речи. Наконец, именно кроманьонцы начали размещать на стенах пещер, изготавливаемых орудиях и других предметах изображения животных и сцены охоты - первые художественные произведения.

В современном обществе носителей Знания, Жрецов содержат Дельцы, - они не будут делиться многим, отдадут только то, без чего Жрецы физически не смогут существовать. Конечно, Дельцы могут, объединившись с Воинами, задавить Жрецов - что у нас в России до последнего времени и происходит. Но в этом случае рано или поздно соседи-кроманьонцы расправятся с нами, неонеандертальцами. С другой стороны, Дельцам не выгодно оставаться один на один с Воинами - Жрецы являются для Воинов сдерживающей силой, поскольку поставляя Воинам смыслы существования, Жрецы помогают им управлять людьми, одновременно удерживая их (само)разрушительные порывы.

Заметка на полях.

Вспомним, как митрополит киевский и всея Руси Никифор  - грек, присланный в Россию константинопольским патриархом в 1104 г., заявлял русским князьям: «Мы поставлены от Бога унимать вас от кровопролития».

«Христианская проповедь почти всегда терпела неудачу, когда она пыталась обратиться к языческим народам и убедить массы. Но, как правило, она добивалась успеха, когда привлекала на свою сторону вождей».

Жак ле Гофф, французский историк

В завершение второго Шага опишем динамику социальной триады в России.

Для этого вернёмся к основной формуле триалектики для социальной триады:

Политика*Идеология*Экономика = Е.

При любом изменении силы одного из элементов триады другие два элемента меняются так, чтобы произведение всех трёх сил оставалось неизменным.

Согласно описанной выше модели 12-летнего цикла (эту модель мы уточним на седьмом Шаге), в начале 1990-х (1993-1997гг.) приход во Власть  Дельцов (людей, основным действующим мотивом которых является инстинкт индивидуального самосохранения) ослабило Идеологию (фактически приговорив к смерти значительную часть живущих в стране и нанеся ущерб духовному началу тех, кому удалось выжить). Ослабление духовной составляющей означало снятие моральных барьеров, которые одни только и могут ограничить Воинов и их инстинкт разрушения. Последовавший затем (1997-2001гг.) захват власти Политиками (Воинами, движимыми неудовлетворенным половым инстинктом) в соответствии с принципом триадного равновесия, ослабил Экономику.  Иерархия «Политика», усилившись, подавила Экономику и её представителей, однозначно показав им, «кто в доме хозяин».  Последовавшая затем идеологическая фаза триадного цикла (2001-2005гг.) несла все черты всесилия Политиков - концентрация экономических субъектов в руках государства (вернее, в руках посаженных на кормление знакомцев его главы),  «укрепление вертикали власти» и прочие бессмертные идеологемы «суверенной демократии».

Экономический подъём 2005-2009 гг. представлял собой лишь увеличение количества объедков, долетавших до Народа с ломившегося от газонефтедолларов барского стола. Газонефтедолларов было так много, что даже  долетавшие до Народа после их распила опилки превзошли все представления людей о хозяйской щедрости. Опилки были восприняты Народом в качестве манны небесной и поглощены им с великой благодарностью к власть предержащим.

К несчастью для страны, эта фаза триадного цикла совпала с грянувшим в 2009 году всемирным экономическим кризисом.

Вернуться
Оглавление
Далее

3.2.4. Триадная динамика социума.

Previous post Next post
Up