Государственное устройство, политическая демократия и социальный уклад Древней Греции

Jun 01, 2017 00:25



Развитие производительных сил, усовершенствование орудий труда и средств производства, усиление эксплуатации рабов приводят к окончательному разложению первобытнообщинного строя на территории Древней Греции. В VIII - VII в. до н.э. растут привилегии родовой знати, появляется долговое рабство. Все больше имущественное расслоение порождает острые социальные и политические противоречия между родовой аристократией и простым народом (демосом), который был наследником рядовых общинников гомеровской эпохи. Демос, особенно городской, начинает активно добиваться своего участия в управлении обществом и ограничения власти родовой аристократы. Именно в этот период начинается зарождение греческой государственности.

На территории Балкан возникает много т. н. городов-полисов, в основном с тираническими формами правления. Тираны - это единоличные правители, выходцы из аристократии, которые примкнули к демосу. Они проводили энергичную политику ограничения прав старой родовой знати, конфисковали часть ее земель, выгоняли или убивали сторонников старых порядков. То есть, тирания была прогрессивной по тем временам формой правления. Правда, тираны проводили непоследовательную политику, чем настраивали демос против себя, поэтому ранние тирании были не долгосрочными. Свергнув власть аристократов, и открыв простор для деятельности демоса, тираны теряли свою власть, становясь ненужными.



После свержения тирании возникают первые формы демократии («demos» - народ, «kratus» - власть), то есть правление свободных коренных жителей всего полиса. В некоторых полисах, где имущественное расслоение было очень ощутимым, возникла олигархия (власть немногих богатых).

Итак, в Греции с распадом первобытнообщинного строя образовалось много небольших государств. Природные условия не способствовали их объединению (непроходимые горы и обрывы усложняли общение между ними). Греческий полис представлял собой город с прилегающими к нему сельскими территориями. Среди греческих городов-государств одними из самых влиятельных были Афины, Спарта, Фивы, Коринф и др.

Социальный уклад Древней Греции хотелось бы показать на примере Афин. Население полиса делилось на две группы - рабы и свободные. Свободные делились на граждан и неграждан (чужестранцы, метеки, вольноотпущенники).

Полноправным гражданином был только тот, чьи родители были афинскими гражданами и находились в законном браке. Право гражданства считалось священным. Дееспособность афинского гражданина наступала в 18 лет, когда их вносили в списки членов дема (территориального округа в Древней Аттике), в котором числился и их отец. За недостойные поступки лишали гражданства. Лишение гражданства означало для лица и его потомков лишение права появляться в публичных местах, служить в армии, быть истцом или ответчиком в суде, у них могли конфисковать имущество. Граждане имели политические, экономические права, могли участвовать в политической жизни полиса. Всей полнотой экономических и политических прав пользовались только граждане-мужчины, женщины-афинянки политических прав не имели.

Метеки - это чужестранцы, которые постоянно проживали в Афинах. Они занимались в основном торговлей, ремеслами, но покупать землю не могли, политических и экономических прав не имели. Брак метека с афинянкой считался незаконным, дети, рожденные от такого брака, гражданства не приобретали. Это были лично свободные люди, которые имели право свободного передвижения, поселения. Метек должен был иметь опекуна среди граждан Афин, представлявшего (преимущественно, за плату) его интересы.

Вольноотпущенники - освобожденные рабы. Их правовое положение было схоже с правовым положением метеков.

Рабы - это основная масса трудового населения. Гражданину Афин считалось позором самому работать. Раба считали живым орудием труда, разумным инструментом. Главным источником рабства был военный плен. Никаких прав раб не имел, он даже не считался человеком. Источниками рабства были: войны с негреческими племенами и варварами, покупка рабов за границей, рождение от родителей-рабов, отдача в рабство за преступления, а до реформ Солона - еще и за долги.

Структура органов власти в Древней Греции была следующей (на примере Афин):

Народное собрание - один из самых важных органов власти. В собрании участвовали только мужчины от 20 лет, граждане Афин. На собрание собиралось около 6 - 8 тыс. человек. Созывались собрания сначала раз в месяц, потом четыре раза в месяц, при надобности созывалось внеочередное собрание.

Буле (Совет пятисот) - это своеобразное правительство страны. Совет предварительно заслушивал и обсуждал все вопросы, которые выносились на обсуждение Народного собрания. Без решения Совета пятисот Народное собрание не могло принять ни одного закона, постановления.

Должностные лица. Их избирали на эти должности в Народном собрании или собрании племен. Избранный на должность не мог отказаться от нее. Должностных лиц выбирали голосованием или жеребьевкой на один год. Все должностные лица проходили специальную проверку, в ходе которой выяснялись их профессиональные способности, нравственность, отсутствие долгов. К должностным лицам относились командир конницы, государственный казначей, заведующий театральными представлениями и др.

Коллегия архонтов. Некоторое время были наивысшими должностными лицами. Сначала архонт был один, потом девять, потом сорок. Их компетенция сводилась к религиозным, культовым функциям, судопроизводству.

Коллегия стратегов. В коллегию входило 10 особ. Сначала они были только военными вождями, а затем стали высшими должностными лицами в государстве. Стратеги имели право судить своих воинов.

Гелиэя (Суд присяжных). Состояла из 6 тыс. человек, мужчин, граждан Афин от 30 лет. В каждой из 10 фил (территориальный округ) было по 600 судей (500 основных, 100 - запасных). Гелиэя контролировала деятельность должностных лиц, могла изменить законопроект, который уже принят Народным собранием. Это был суд высшей инстанции.

Ареопаг. В раннюю эпоху был важнейшим органом Афин, но затем был превращен в судебный, и частично - в религиозный орган. Ареопаг следил за общественной моралью, соблюдением обычаев.

История

Previous post Next post
Up