Мой доклад "Аэродромы России" на МАТФ-2012

Sep 04, 2012 14:24

Август насыщен авиационным мероприятиями, в одном из которых мне довелось принять участие в качестве докладчика: МАТФ-2012 (Международный авиатранспортный форум) проходил с 23 по 25 августа на территории аэропорта Ульяновск-Восточный.




В числе участников форума представители российской и международной AOPA. От нас это Владимир Тюрин и я, от IAOPA - полномочный представитель IAOPA в ICAO Фрэнк Хофман.

На подготовку доклада меня сподвиг главный редактор журнала АОН - Сергей Арасланов, в сборе информации и написании доклада помогали Дмитрий Шаповалов и Владимир Тюрин. Также надо упомянуть, что составление доклада было бы невозможно без сервиса MAPS.AOPA.RU - открытой интернет-базы аэродромов России и СНГ.

Фрагмент моего выступления.

image Click to view



Полёт в Ульяновск

Лететь в Ульяновск я решил на ВЖИКе, тем более, что как показала практика Cessna-150 является самым удобным и недорогим видом транспорта.

План на полёт туда и обратно был подан заранее. Самарский ЗЦ его быстро утвердил, а вот МЗЦ начал просить меня согласовать свой пролёт с Чкаловским. Честно сказать мне совершенно не понятно, почему свои функции МЗЦ перекладывает на пользователей (к слову этим занимается только московский зональный), ну да ладно. Вечером попытки дозвониться до Чкаловского успехом не увенчались. В 12 ночи РП спал и дежурный отказался его будить. Пришлось звонить с утра. В 6 - РП ещё спал. ;-) к 7 утра РП проснулся и согласовал пролёт ВЖИКа. Сообщив сиё известие в МЗЦ план тут же был одобрен!

Утром 23 августа Дима заехал за мной на микроавтобусе и мы поехали на аэродром Шевлино.
Вначале нашего полёта нас немного помочил дождик, ближе к Нижнему Новгороду погода улучшилась и мы, подгоняемые попутным ветром быстро шли по маршруту. На аэр. Бабино (Нижний Новгород) была выполнена промежуточная посадка на дозаправку. Валерий Филиппович и Виктор нас напоили чаем, заправили и мы двинулись дальше. Чистое лётное время до Ульяновска у нас заняло чуть больше 5 часов.

Аэропорт Ульяновск-Восточный поразил своей огромной ВПП. Её длина 5000м! С неё летает Ан-124 "Руслан" и любое ВС может произвести взлёт и посадку! Обалдев от такой шикарной полосы я забыл вовремя доложить "на прямой полосу наблюдаю к посадке готов" и тут же был "подколот" диспетчером, который на выравнивании с улыбкой в голосе спросил "1032 полосу наблюдаешь?". Конечно наблюдаю! Ещё-бы. Я её за 20 км отлично наблюдал!

Ульяновск-Восточный






Следующий день мы провели в конференц-зале. Было много интересных докладов, презентации.
Особенно запомнились доклады Владимира Тюрина и Фрэнка Хофмана, Андрея Шнырёва (Минтранс) и Владимира Чертока (Ространснадзор). Правда после доклада который сделал В.Б.Черток сложилось ощущение, что человек настолько высоко поднялся вверх, что совершенно перестал видеть что творится в реальной жизни. Похоже, он искренне верит, что транспортная безопасность это самое важное в авиации.

полномочный представитель IAOPA в ICAO Фрэнк Хофман



Тюрин Владимир



Шнырёв Андрей



Но разрешите от лирического вступления перейти к моему докладу.

Доклад












Аэродромы класс Г - 3 класс 1500-1800м от 10 до 30 т - Ан-24, Ан-72, Ан-140, Як-40
Аэродромы класс Д - 4 класс 600-1200 м до 10т - Ан-2, Ан-3Т, Ан-28, Л-410
Аэродром класс Е - полевые, временные аэродромы и посадочные площадки



Несколько примеров:
1. Необходимый для сертификации минимальный штат персонала аэропорта, обслуживающиго 1-2 рейса в неделю - около 50 чел. Из которых 15 человек служба авиационной безопасности (САБ). При этом реально работу такого аэропорта может обеспечить 3 чел.

2. Аэропорт Йошкар-Ола (примерно 1 рейс в день) мин. штат более 100 чел, в США аналогичный аэропорт - штат 3-5 чел.

3. Заработная плата 6-9 тыс. руб /месяц, на Севере человек с учётом всех премий, надбавок получает 20-22 тыр. - фонд зарплаты аэропорта 1,5-3 млн. руб в месяц (для приёма от 4 до 24 ВС в месяц)

4. Сертификация аэропорта - взятки за успешную сертификацию составляют 150-300 т.р. Работа комиссии по транспортной безопасности (служба САБ - «съедает» до 250 т.р)




Можно сделать вывод, что 263 аэродрома ГА малозагружены и просто работают в убыток государству, выполняя завышенные требования по сертификации аэропортов и являясь убыточными. При этом про посадочные площадки АОН можно говорить, что интенсивность полётов на них значительно превышает загрузку большинства аэропортов страны.




Если сравнивать с зарубежными аналогами, то:
Домодедово (54 место) - около 800 операций в день
Шереметьево - 750 операций в день (аналогичный аэропорт - Сиэтл - около 900 операций в день)
Абсолютным лидером является аэропорт Атланта - 2657 операций в день

Крупные аэропорты России не очень рады лёгким ВС, вертолётам. Возможность прилёта в аэропорт блокируют огромными сборами, ПДСП аэропорта направляет владельцев в хендлинговые компании, которые выставляют счета за дополнительные и не очень понятные услуги
Пример взлёт/посадка в ШРМ на Cessna-150 мне обошлась в 476 руб (благодаря поддержке аэропорта Шереметьево), а/к Челавиа при попытке спланировать полёт на аналогичном ВС было предложено оплатить 65 тыс. руб хендлинговой компании. При этом в крупных международных аэропортах США стоимость взлёта/посадки не превышает 20$, но наиболее часто бесплатно т.к. затраты на сбор средств соизмеримы с платежом.







Ставки аренды земли коммерческого использования (транспорт и связь) в десятки раз превышают ставки на земли сельхоз-назначения. (стоимость аренды 1 ГА земли транспорта и связи в районе Чебоксар (Чувашия) составляет более 10 тыс. руб в месяц) Нельзя ограничивать площадь аэродрома по условиям безопасности, однако высокими арендными ставками это фактически делается!

Военные аэродромы - как только снимается комендатура с оставленного военными аэродрома, ВПП начинают разворовывать на плиты местные жители, т.к. цена 1 дорожной плиты превышает 25 тыс. руб.







Правдинск - брошенные военный аэродром. Раньше тут базировалась истребительная авиация.



Гирвас - аэродром транспортной авиации, тоже брошен...



Октябрьский - гражданский аэродром, построенные во время СССР и брошенный за ненадобностью. Сейчас с него работают летом самолёты авиалесоохраны.



Усть-Хайрюзово - благодаря упорству руководства аэропорта и местным властям аэропорт живёт.





А это знаменитый Олёкминск - где цена прилёта вне регламента более 14 тыс. руб в час. Но этот аэродром нужен, очень нужен нашей стране!



Железногорск-Илимский - брошенный гражданский аэропорт. Великолепная ВПП, здание аэровокзала сохраняются энтузиастами...



Здание КДП аэродрома Усть-Мая. Аэродром очень активно работает!



Кузнецово - частный аэродром. Один из лучших аэродромов АОН в России!



Мочище - тоже частный аэродром. Впервые я встретил такие великолепные заправочные комплексы на аэродроме.



Челябинск - аэродром "Челавиа".



Уфа - аэродром Первушино. Частный аэродром. Очень красивый и аккуратный аэродром АОН.



После сбора материалов и подготовки доклада мне стало грустно. Положение с аэродромами очень печальное. Я не знаю, на какое государство работают наши чиновники, но знаю точно, что отсутствие транспортной инфраструктуры ставит под угрозу целостность страны!

АОН

Previous post Next post
Up