12-14 дни Кругосветки - 14-16.07.2018: Бухта Провидения (Чукотка).

Feb 06, 2019 14:44

Эту неделю мы провели на земле, изучая удивительный край Чукотки. Лететь дальше нам мешала погода...

В Бухту Провидения мы прилетели 13 июля 2018г, это была пятница.  Впереди  выходные.  Чтобы вызвать таможню и границу на наш вылет и напрячь весь аэропорт - это стоило отдельно дополнительно больших денег.  И мы решили отдохнуть в выходные а в понедельник полететь в США.  Но, как говориться, «Хочешь рассмешить бога - расскажи ему о своих планах».  Ох, сколько раз за этот перелёт мы будем сталкиваться с этим правилом... Уже в Гренландии я чётко уяснил для себя философию путешествий: «Отдайся течению судьбы и не нервничай. Если ты недоволен своей жизнью и не находишь в себе силы что-то изменить - значит, еще не пришло твое время. Настанет момент, когда ты НЕ СМОЖЕШЬ НЕ СДЕЛАТЬ ЭТО!»

Чукотка

14 июля 2018г (суббота)

Ну а мы возвращаемся в 14 июля 2018г.  Сегодня суббота, погода на Чукотке просто прекрасная, а у нас обширная программа экскурсий и знакомств.

Вид на Бухту Провидения со стороны Уреликов

Олег добыл колодки для Цессны

Набережная Дежнёва в Бухте Провидения

Кости китов

здание Музея Берингийского наследия

директор музея Берингийского наследия

Вначале мы посетили Музей Берингийского наследия в Бухте Провидения и услышали удивительно интересную историю про чукчей и эскимосов.  После экскурсии нужно вживую познакомиться с эскимосами и мы едем в Новое Чаплино.  Это посёлок эскимосов.

На Чукотке коренные жители эскимосы и чукчи. Чукчи и эскимосы - это не просто два разных народа, отличающихся друг от друга языком, внешностью и обычаями. Это народы, которые в прошлом часто воевали между собой.

Антропологи относят чукчей к монголоидам, которые имеют свои особенности, например, разрез глаз у них горизонтальный, более вытянутое лицо, встречаются мужчины с густой растительностью на лице, с курчавыми волосами, цвет кожи лишен желтизны и имеет оттенок бронзы, черты лица правильные, нос, особенно у мужчин, крупный (у женщин чаще приплюснутый), лоб высокий, большие глаза широко расставлены.

Мужчины отличаются крепким сложениям, плечистостью. Генетики обнаруживают у чукчей большое сходство с ненцами и якутами и считают, что ительмены, многолы и айны - родственные чукчам народности. 50% чукчей несут в себе гаплогруппу N1c1, что роднит их с якутами, уграми и даже финнами, также весьма распространена гаплогруппа C и С3, указывающая на родство с монголами.

Эскимосов ученые относят к так называемой арктической расе. Но к этой же расе многие антропологи относят и чукчей! Считается, что арктическая раса людей живет на территории, начинающейся за Верхоянским хребтом (Якутия) и протирающейся до восточного побережья Гренландии.

Однако разница между чукчами и эскимосами все же есть. Во-первых, существует очевидная разница во внешности: эскимосы имеют более европейские черты лица, часто у них косой разрез глаз, а на восточном побережье континента встречаются даже эскимосы-блондины.

А во-вторых, есть и генетические отличия: у экскимосов почти отсутствует гаплогруппа С3, она очень редко встречается на восточном побережье Гренландии. Отсутствие этого гаплотипа резко отличает эскимосов не только от чукчей, но и от индейцев.

Исследования российских генетиков выявили, что эскимосы, проживающие на Чукотке, генетически близки чукчам, и отличия у народов только этнические.

Чукотский язык лингвисты относят к чукотско-камчатской группе палеоазиатских языков, в эту же группу входят языки ительменов, кереков, коряков. Это язык с довольно сложной организацией, в которых каждая морфема приобретает смысл в зависимости от места в предложении.

Эскимосы же говорят на языке, который относится к группе эскимосско-алеутских языков, причем, каждая группа говорит на своем диалекте, но эти языки имеют мало общего с языком чукчей.

Согласно наблюдениям советского этнографа Владимира Германовича Тан-Борогаза, в начале XX века чукчи делились на две группы: морские чукчи - анкальын, занимавшиеся промыслом морского зверя, и оленные - чаучу, которые в некоторых местах уже вели оседлый образ жизни.

Эскимосы начала XX века добывали морского зверя, ловили рыбу и охотились на оленя карибу, но ни о каком одомашнивании оленей не было и речи. Эскимосы делятся на разные племена: в Канаде живут инуиты, в США - юпикские эскимосы, инупиаты, алутики, сибирские эскимосы, чупики и гренландские эскимосы, которые также делятся на западных, восточных и северных.

Чукчи жили в традиционных жилищах - ярангах, которые имели деревянный каркас и обтягивались шкурами оленей, моржей или китовой кожей, внутри яранги обязательно устраивали полог, в котором спали. Яранга освещалась жировой лампой с фитилем из полоски шкуры.

Эскимосы ютились в снежных домах - иглу, которые строили из плотных снежных кирпичей и даже устраивали в них окна изо льда. Внутри помещение застилали шкурами и отапливали плошками-жирниками.

И эскимосы, и чукчи могли иметь больше одной жены, а обычай делиться женами существовал у обоих народов.

В отличие от эскимосов чукчи более вспыльчивы, легко раздражаются и так же легко могут пустить в ход оружие.

череп моржа

Эскимосов на Чукотке осталось очень мало.  Государство им даёт квоту на добычу кита, моржа. Добычу ведут при помощи китобои при помощи ручных гарпунов.  Как добывают китов можно прочитать в рассказе «Китобои и их промысел на Чукотке. Реалии жизни!»  Хорошо это или плохо - сложный вопрос...  Моё мнение, что аборигенная охота на редких животных, это попытка легализации охоты на тех, на кого нельзя охотится и необходимости в ней нет.

Завершаем экскурсию в Музее

И вот мы из Бухты Провидения приехали в Новое Чаплино.

Вид на Новое Чаплино

В посёлке Новое Чаплино очень аккуратные домики, хорошая современная школа с которой совмещён детский сад, великолепный стадион.  Всего в школе учится 50 ребятишек.

По случаю нашего приезда в школе устроили целое событие. Мы рассказали о нашем перелёте, Олег Юрьевич и Валерий Иванович о космосе. Ребята слушали космонавтов с нескрываемым восхищением. А после небольшой лекции перед нами выступил ансамбль.  Мальчишки и девчонки показали нам настоящие эскимосские танцы и подарили оберег, сделанные своими руками.  Это наверное был самый ценный подарок, привезённый из Кругосветки. После чаепития и экскурсии по школе мы вышли на северный берег бухты Ткачен (от эскимосского тасик - «отмель, коса») Берингова моря.

Школьная столовая

В школьном музее

Оберег - сохраняющий семью

Вода тут очень чистая и прозрачная. По ощущениям более солёная, чем черноморская. Температура воды градусов 6-7, в общем купаться можно!  Разделся и вперёд.  Проплыл метров 10 вдоль берега и вылез.  Теперь могу гордо сказать, что в Тихом океане я купался.

Тут же нашли кости кита. Взяли на память позвоночные диски.  Они очень лёгкие и относительно небольших размеров.

Остатки рыболовецкой шхуны

Чем больше мы узнавали Чукотку, тем больше восхищения она вызывала. Оказывается, недалеко от Бухты Провидения геологи нашли Уран.  Так вот откуда здесь горячие радоновые источники!  Разработку Урана пока не начали, т.к. концентрация его не очень большая.

Вечером нас пригласили в баню к пограничникам.  Угостили мантаком - сало кита.

Мантак

Мантак состоит из двух неразрывных частей: кожи и сала. В отличие от  свиного сала мантак нарезается мелкими кусочками (полсантиметра в ширину и 2 см в длину).  Такая нарезка обусловлена очень вязкой структурой сала. Кожа разжёвывается легко, а вот большой кусок китового сала, разжевать проблематично. Кушать мантак можно с чем угодно и с первым блюдом и со вторыми и просто как закуску. Сало кита чрезвычайно богато аминокислотами и очень питательно. По вкусу, мантак очень отдалённо можно охарактеризовать как сало с грибами. Но самый вкусный мантак - копчёный.

Удивительно, как тепло нас встретили на Чукотке. Как родных людей!

Клеим марки

После бани мы с Владимиром Владимировичем засели за открытки. Пока есть немного времени - нужно подписать и отправить авиапочту людям.

Валерий Иванович подписывает открытки

Олег Юрьевич думает над текстом

15 июля 2018г (воскресенье)

Позавтракав выдвинулись на аэродром. Нужно подготовить самолёты к перелёту через океан.  Решили, что как минимум следующий лэг (Бухта Провидения - Ном) на Борее с Валерием Ивановичем полетит Лойк. Наш французский коллега.   Помог Валерию Ивановичу подготовить самолёт и немного помог Диме на Ла-8.

Похоже, что погода начинает портится...  Прогноза пока ещё нет.

После обеда у нас запланирована встреча с жителями Бухты Провидения в местном Доме Культуры.

Валерий Иванович и Олег Юрьевич очень интересно рассказывали про космос и полёты.  Как же мне повезло, что я лечу с такими уникальными людьми.  После мероприятия нас пригласила на званный ужин - Анжелика. Она работает в администрации посёлка и курирует все социальные вопросы.

Получили прогноз погоды...  в понедельник погоды не будет. Вылет перенесли на сутки, на вторник.

Эдуард и Олег дальше с нами не летят, они долго думали над маршрутом до дома и решили идти югом, т.к. бороться ещё раз с административными барьерами в одиночку - задача намного сложнее, чем даже полёт в плохую погоду.  Маршрут из Бухты Провидения до Магадана это 2200 км.  С учётом перекачки топлива из доп. бака Цессна может пролететь такое расстояние без посадки, но у Эдуарда не хватает масла на обратный путь... Сейчас думает - как выкрутиться. Лететь хотят даже в такую погоду.  Ну Эдуард - профессионал. Он много летает по приборам.

Вот такой маршрут Эдуард и Олег махнули одним днём!

А вот нам эта погода не подходит, т.к. нам надо лететь по международной трассе, а это 60 эшелон или 1800м.  Лететь в облачности, при нулевой изотерме на 1600м без противообледенительной системы нельзя. Точно будет обледенение... Поэтому мы ждём погоду.

16 июля 2018г (понедельник)

Сегодня снова сидим на земле.  Низкая облачность, туман.  Олег и Эдуард улетели на Магадан. Переживаем за них, но интернета нет - отслеживать on-line не можем.

После завтрака пошли знакомиться с таможней.  Оказывается, ради нас в Бухту Провидения прилетел таможенный инспектор с Анадыря -  милая женщина Галина Ивановна.  Потом разделились, Токарев, Суслаков и Алафинов поехали на аэродром за документами, а мы пошли разбирать фото и видео, а также отправлять открытки с перелёта.

Завтраки и обеды у нас проходят в столовой местного техникума. В Бухте Провидения нет ресторанов или кафе, поэтому ради нас открывают и готовят в техникуме.

Познакомились со Светланой Чуйко. Светлана, вместе со своим супругом - Максимом занимаются с детьми поисковой работой.  Они ищут родных ветеранов, погибших в Бухте Провидения, восстанавливают могилы лётчиков. Удивительной доброты души люди!  Максим помог нам с интернетом - чтобы мы смогли обновить программное обеспечение на планшетах и посмотреть погоду.

Вечером Светлана и Максим провели нам целую экскурсию.

Максим и Светлана Чуйко

Мы съездили на  на старое кладбище в Уреликах, где много могил лётчиков.  Ребята восстановили могилы и нашли родных нескольких лётчиков.  Рассказали нам очень интересные истории.

Заехали, посмотрели ВПП старого аэродрома.  Оно вполне пригодно для посадки Цессны.

ВПП старого аэродрома

Тут же стоит разбитый Ил-14

И обломки L-410

Вечером Владимир устроил занятия по авиационному английскому.  Подробно, под запись он рассказывал где какой будет радиообмен и как его правильно вести за границей.

Фотоальбом за эти дни.

Оглавление:

Кругосветка-2018 (начало)

1 день Кругосветки - 03.07.2018: Самара-Пермь (Красный Яр - Нижнее Городище)

2 день Кругосветки - 04.07.2018: Нижнее Городище - Сосьва - Урай

3 день Кругосветки - 05.07.2018: Урай -Сургут - Тарко-Сале.

4 день Кругосветки - 06.07.2018: Тарко-Сале.

5 день Кругосветки ч.1 - 07.07.2018: Тарко-Сале - Норильск (Хатанга - Саскылах ).

5 день Кругосветки ч.2 - 07.07.2018: (Тарко-Сале - Норильск) - Хатанга - Саскылах.

6 день Кругосветки - 08.07.2018: Саскылах

7 день Кругосветки - 09.07.2018: Саскылах - Тикси

8 день Кругосветки - 10.07.2018: Тикси - Усть-Куйга - Чокурдах

9 день Кругосветки - 11.07.2018: Чокурдах - Черский.

10 день Кругосветки - 12.07.2018: Черский - Певек.

11 день Кругосветки - 13.07.2018: Мы на ЧУКОТКЕ! Певек - Мыс Шмидта - Бухта Провидения.