Комплексную застройку жилых кварталов - в центр внимания

Jul 05, 2023 22:51


Статья архитектора Каро Алабяна (журнал «Архитектура СССР», 1955, №4), написанная им вскоре после начала кампании по борьбе с архитектурными излишествами. В статье описывается проект застройки Ленинградского проспекта. Далеко не всё из описанного в итоге было реализовано так как это задумывал Алабян. Примечания к статье мои.



Ленинградское шоссе. Проект застройки жилых кварталов (согласно трехлетнему плану размещения жилищного и культурно-бытового строительства). Авторы проекта-архитекторы К Алабян, И. Волков, А. Туркенидзе, инженер-экономист - Ю. Фридман.



Острая критика, прозвучавшая по адресу архитекторов с трибуны Всесоюзного совещания строителей, в значительной степени относится к проектировщикам, работающим над осуществлением плана реконструкции Москвы. За последнее время в печати, на собраниях и активах архитекторов и строителей приводились многочисленные примеры неправильного, одностороннего понимания некоторыми авторами проектов своих задач, пренебрежительного отношения к вопросам внутренней планировки зданий, создания удобств для трудящихся, игнорирования требований индустриализации и экономики строительства. Серьезные ошибки были допущены и магистральными мастерскими Моспроекта.

Коллектив института «Моспроект» и его магистральных мастерских, восприняв Обращение участников Всесоюзного совещания строителей как боевую программу действий, должен направить все свои знания и мастерство на исправление допущенных ошибок. Проведенный в начале текущего года пересмотр проектов с целью снижения стоимости строительства дал ощутительные результаты. По 116 из 232 пересмотренных проектов за счет упрощения фасадов и устранения излишеств представляется возможным снизить стоимость строительства на сумму свыше 35 млн. руб. Кроме того, за счет замены некоторых индивидуальных проектов типовыми, без уменьшения жилой площади и без изменения объема зданий, может быть достигнута экономия в 13 с лишним миллионов рублей.

Магистральная мастерская № 2, руководителем которой я являюсь, также пересмотрела ряд проектов жилых зданий, намеченных к осуществлению в текущем году. Только по трем домам (Беговая улица, 4, Волоколамское шоссе, 20-26 и Ново-Подмосковная улица, 6) за счет устранения декоративных излишеств на фасадах сметную стоимость строительства удалось сократить на 1231 тыс. руб., а стоимость 1 м² жилой площади - на 46 руб.

Резервы экономии кроются, однако, не только в ликвидации излишеств, допущенных в архитектурном оформлении фасадов зданий. Анализ проектов жилых домов, разработанных в магистральной мастерской № 2, показал, что за счет улучшения внутренней планировки имеется возможность, не увеличивая объема и не ухудшая эксплуатационных качеств здания, добиться большего выхода жилой площади. Так, например, в жилом доме по Ярославскому шоссе, 20-26 путем применения новых прогрессивных типовых секций, ликвидации излишних черных лестниц и ряда других изменений внутренней планировки удалось получить дополнительно 1023 м² жилой площади. Таким же образом получена дополнительная жилая площадь в домах на Волоколамском шоссе, 20-26* (400 м²), на Ленинградском шоссе, 109** (250 м²) и в ряде других зданий (см. планы на стр. 6 и 7). Всего по 11 проектам дополнительно получено 3747 м² жилой площади и достигнута экономия в 8 млн. руб. с лишним. Стоимость 1 м² жилой площади уменьшилась на 93 руб.

Работа, проведенная Моспроектом по пересмотру проектов с целью удешевления стоимости строительства, - это только первый шаг по пути, начертанному Всесоюзным совещанием строителей. Сейчас перед магистральными мастерскими поставлена чрезвычайно важная и ответственная задача - своевременно обеспечить полноценной проектно-технической документацией массовое жилищное и культурно-бытовое строительство, предусмотренное трехлетним планом размещения строительства, создать такие проекты, в которых нашли бы свое органическое решение технические, экономические и художественные вопросы. Исключительное значение в связи с этим приобретает проблема концентрированной застройки на центральных территориях города.



Ленинградское шоссе. Эскизный проект застройки квартала № 1/20 (по трехлетнему плану)***. Авторы проекта - архитекторы К. Алабян, И. Волков, А. Туркенидзе, инженер экономист Ю. Фридман.

Строительство прошлых лет в Москве (как и во многих других крупных центрах страны) осуществлялось большей частью разбросанно по всей огромной территории города. Такая практика приводила к удорожанию стоимости возводимых зданий, замедляла темпы строительных работ, затрудняла возможность создания целостных и красивых архитектурных ансамблей. Много вреда принесло также увлечение архитекторов линейной застройкой по фронту магистралей, в результате чего в погоне за внешним эффектом забывались элементарные требования организации быта населения.

В обращении Всесоюзного совещания строителей по этому поводу указывается, что «многие архитекторы и инженеры неправильно, односторонне понимают задачи советского градостроительства, уделяют внимание главным образом внешнему оформлению магистралей и площадей и мало работают над планировкой городских кварталов, забывая при этом, что основным требованием градостроительства в нашей стране является забота об удобствах населения. В ряде проектов неудовлетворительно решаются вопросы организации транспортных магистралей и размещения учреждений культурно-бытового обслуживания. Вместо планомерной застройки и реконструкции основных городских районов жилищное и гражданское строительство распыляется на больших территориях и разобщенных участках, что вызывает дополнительные затраты на благоустройство и коммунальное обслуживание».

Серьезные недостатки градостроительного порядка, названные в Обращении Всесоюзного совещания строителей, имели место и в работе магистральной мастерской № 2 над проектом планировки и застройки района Ленинградского шоссе. Всю магистраль ранее предполагалось застроить дорогостоящими и сложными в строительстве 10-12-этажными зданиями большой протяженности, по индивидуальным проектам. Что же касается застройки кварталов в глубину, организации культурного отдыха и быта населения, внутриквартального благоустройства и озеленения, то эти важнейшие градостроительные проблемы решались авторами проекта схематично, не стояли в центре их внимания.

После Всесоюзного совещания строителей коллектив мастерской кардинально переработал проект застройки и планировки района Ленинградского шоссе, положив в его основу метод комплексной и концентрированной застройки жилых кварталов с полным благоустройством.

Какие преимущества дает комплексная и концентрированная застройка жилых кварталов?

Прежде всего, она сулит значительное удешевление строительства по сравнению с прежней практикой «штучной» застройки магистралей. Значительная экономия средств, в частности, достигается в результате сокращения протяженности инженерных коммуникаций и объема работ по благоустройству территории кварталов.

Во-вторых, застраивая одновременно крупные городские районы не только по фронту магистрали, но и в глубину квартала, мы создадим все условия для широкого применения поточно-скоростных методов строительства, что намного ускорит темпы возведения зданий, позволит более рационально и эффективно использовать рабочую силу и строительные механизмы.

Третьим преимуществом концентрированной, комплексной застройки жилых кварталов является то, что она способствует быстрейшему внедрению типовых проектов в массовое жилищное строительство, позволяя в тоже время избежать унылого однообразия застройки и на основе типовых проектов создать разнообразные пространственные композиции и архитектурные ансамбли.



Ленинградское шоссе. Макет квартала № 1/20.

И, наконец, четвертым преимуществом концентрированной квартальной застройки является возможность практически разрешить вопросы правильного и целесообразного размещения всех видов зданий, предназначенных для культурно-бытового обслуживания населения - школ детских садов и яслей, магазинов, гаражей для индивидуальных автомашин, спортивных площадок и т. д.

Таким образом, метод комплексного проектирования и строительства жилых кварталов, по нашему глубокому убеждению, является тем путем, который открывает перед архитекторами и строителями возможность максимального удешевления строительства, способствует значительному улучшению условий жизни трудящихся и создает все предпосылки для повышения архитектурно-художественного уровня застройки города.

С учетом указанных выше преимуществ коллектив магистральной мастерской № 2, перерабатывая проект планировки и застройки района Ленинградского шоссе, основное внимание уделил концентрированной, комплексной застройке жилых кварталов с их полным благоустройством.

Согласно трехлетнему плану в районе Ленинградского шоссе должно быть сооружено около 540 тыс. м² жилой площади, а также большое количество зданий культурно-бытового назначения - школ, детских учреждений, магазинов и т. д.

В порядке выполнения заданий трехлетнего плана авторы проекта предлагают осуществить, в первую очередь, комплексную застройку обширной территории, расположенной вдоль северной стороны Ленинградского шоссе от здания Военно-воздушной академии имени Жуковского до площади Развилки. Здесь, между трассой магистрали и 3-й улицей Усиевича, запроектирована компактная система кварталов, занимающая территорию в 125 га.

Весь комплекс новых зданий, намеченных к сооружению в предстоящие три года, образует 10 кварталов. В эти кварталы в качестве опорных зданий войдет ряд домов, расположенных вдоль красной линии магистрали. В основном же застройка кварталов будет производиться но типовым проектам, разработанным Специальным архитектурно-конструкторским бюро и институтом «Моспроект». Из 72 новых зданий предполагается соорудить по типовым проектам 61, по повторным проектам - 2 и по индивидуальным - 9. Индивидуальные проекты мы думаем применять лишь в исключительных случаях, когда использование типовых проектов по градостроительным и локальным условиям не представляется возможным.



Ленинградское шоссе. Эскизный проект застройки кварталов №№ 2/18 и 3/16 (по трехлетнему плану)****. Авторы проекта - К. Алабян, Б. Бранденбург, К. Бутузова, В. Петров, В. Степанов, Ю. Фридман.

Общие принципы планировки всех десяти кварталов в общих чертах аналогичны. Поэтому в настоящей статье мы расскажем вкратце о проекте застройки одного из них - квартала № 1/20 - объекта первой очереди строительства.***

В настоящее время на территории этого квартала расположено значительное количество одноэтажных ветхих деревянных домов, которые должны быть снесены. В связи с этим намечено соорудить по типовым проектам два больших жилых дома, в которые будут переселены трудящиеся из сносимых зданий.

Планировочное своеобразие квартала определяется тем, что он непосредственно примыкает к площади Развилки, застраиваемой десятиэтажными зданиями большой протяженности. Это обстоятельство предопределило необходимость сооружения двух десятиэтажных домов, оформляющих въезд на площадь. Эти два дома (авторы - К. Алабян, И. Волков и А. Туркенидзе) отличаются несколько усложненной конфигурацией, образуя в плане три глубоких двора, один из которых обращен в сторону Ленинградского шоссе.

В глубине курдонера, решаемого в виде декоративного партера, согласно проекту размещается здание Дома культуры. В обоих домах запроектировано 56 тыс. м² жилой площади или 1400 удобных и благоустроенных квартир.

Остальные дома в квартале будут сооружены по типовым проектам.

Концентрированная застройка жилых кварталов выдвигает перед проектировщиками ряд новых градостроительных задач, требует пересмотра многих установившихся приемов и правил. В частности, следует, по нашему мнению, внести некоторые изменения в практику размещения общественно-бытовых учреждений. Многолетний опыт жилищного строительства в Москве показал, что расположение магазинов в первых этажах новых жилых домов зачастую нарушает покой жильцов и мешает им пользоваться дворовой территорией. Кроме того, габариты жилого дома с узким корпусом и частым шагом внутренних опор затрудняют планировку торговых залов и подсобных помещений, в результате чего они получаются затесненными и неудобными в эксплуатации. Особенно большие нарекания у жильцов дома вызывают размещенные в первых этажах овощные, рыбные и мясные магазины, так как они обычно засоряют прилегающие к ним дворовые участки.

Учитывая все это, авторы проекта планировки и застройки квартала № 1/20 предлагают вынести подобного рода магазины из первых этажей жилых домов, разместив их либо в малоэтажных пристройках, либо в отдельно стоящих зданиях. При магазинах предполагается создать отдельные от внутриквартальной территории хозяйственные дворы, в которых возможно будет расположить необходимые склады, хранить тару и производить разгрузку автотранспорта. Осуществление этого предложения позволит увеличить число квартир в домах, удешевить стоимость 1 м² жилой площади и, что самое главное, даст возможность жильцам без каких-либо помех пользоваться внутриквартальной территорией.

Создание больших внутриквартальных, хорошо оборудованных и озелененных дворов при планировке ряда жилых районов столицы, в том числе района Ново-Песчаных улиц, вполне себя оправдало. В крупных кварталах, площадь которых достигает 10-15 га, представляется возможным создать во дворах систему игровых площадок для детей и мест отдыха для взрослого населения.

Исходя из этих соображений, в большинстве планируемых в районе Ленинградского шоссе новых кварталов типовые дома блокируются по 2-3 корпуса с тем, чтобы внутри каждого из таких блоков образовался достаточно просторный, благоустроенный и озелененный двор. Игровые и спортивные площадки предположено создать также при отдельно стоящих зданиях школ, детских садов и яслей.

Принцип блокировки типовых домов позволит отделить жилую часть квартала от территории, отводимой для детских учреждений. Таким образом, в каждом квартале на Ленинградском шоссе выделяется специальная, изолированная от дворов жилых зданий, зона, где размещаются школы и детские сады, а также спортивные комплексы. Места отдыха для взрослого населения размещаются среди зелени, во дворах жилых домов.

В проекте планировки кварталов авторы сохраняют существующие подземные коммуникации, проходящие под трассой 2-й улицы Усиевича. Это даст значительную экономию времени и средств при осуществлении всей застройки. К этому надо добавить, что жилые дома не будут иметь отдельных котельных, так как они присоединяются к теплофикационной сети.

Важной проблемой современного жилищного строительства является размещение гаражей для индивидуальных автомашин. За последнее время в Москве получило довольно широкое распространение сооружение подземных и надземных гаражей при больших домах. Нет нужды доказывать; что подобная практика обходится дорого в строительстве и ухудшает внутриквартальную планировку. Поэтому мы решили запроектировать на территории новых кварталов Ленинградского шоссе два многоэтажных гаража на 400 автомашин каждый. Один из них располагается в квартале № 1/20. Месторасположение гаражей выбрано с таким расчетом, чтобы расстояние от них до наиболее отдаленных точек вновь строящихся жилых кварталов не превышало 500 м.



Жилой дом по Ярославскому шоссе, 19/28. В результате пересмотра ранее утвержденного проекта (ликвидация пожарных лестниц в угловых секциях и устройство пожарных переходов) дополнительно получено 350 м² жилой площади. Слева - проект дома до переработки; справа - тот же проект после переработки. Авторы предложения - архитектор А. Туркенидзе, инженер А. Гохбаум.



Жилой дом по Ярославскому шоссе, 20-26. План типового этажа левого крыла. В результате пересмотра проекта (перепланировка крыльев) жилая площадь увеличилась на 1023 м² при сохранении первоначальной сметной стоимости здания. Налево - проект до переработки, направо - тот же проект после переработки. Авторы предложения - архитектор Б. Бранденбург, инженер А. Гохбаум.

В настоящей статье перечислены лишь некоторые принципы планировки новых кварталов в районе Ленинградского шоссе. Но и по приведенным данным можно судить, насколько концентрированная и комплексная застройка кварталов разумней, экономичней и удобней, чем сооружение «штучных» домов по красным линиям магистралей. Более того, квартальная застройка в художественном отношении является более интересной и выразительной, чем та планировка района Ленинградского шоссе, которая была ранее выполнена нашей мастерской.

Целесообразность комплексной квартальной застройки сейчас ни у кого не вызывает сомнений. Однако внедрение этого прогрессивного градостроительного метода в практику реконструкции столицы проходит слишком медленными темпами. В справедливости этого утверждения можно убедиться хотя бы на примере застройки новых кварталов в районе Ленинградского шоссе.

По кварталу № 1/20, о котором речь шла выше, утвержденный план задела нового жилищного строительства на 1955 г. предусматривает лишь начало возведения двух десятиэтажных домов, выходящих главными фасадами на магистраль и сооружаемых по индивидуальным проектам. Что же касается комплекса типовых домов, запроектированных в глубине квартала, то их строительство отнесено на 1957 г. Такое решение на долгое время задержит осуществление проекта, разработанного мастерской. Мы глубоко убеждены в том, что строительные работы текущего года должны начаться именно с возведения типовых домов. Особенно важно как можно быстрее начать строительство по типовым проектам первых двух зданий по трассе 3-й улицы Усиевича, в которые будут переселены жильцы подлежащих сносу ветхих деревянных домов. Тем самым были бы созданы необходимые условия для осуществления всего комплекса работ, связанных с застройкой и благоустройством квартала № 1/20. В частности, уже в 1956 г. можно было бы приступить к прокладке дорог, теплофикационных сетей, подземных коммуникаций и одновременно широко развернуть работы по вертикальной планировке, озеленению и общему благоустройству, а в течение ближайших лет полностью завершить застройку квартала, предоставив в распоряжение трудящихся столицы комплекс жилых домов общей площадью в 114 тыс. м², два школьных здания на 880 учащихся каждое, четыре отдельно стоящих здания детских садов, многоэтажный гараж на 400 автомашин, Дом культуры.

Исполком Моссовета и Архитектурно-планировочное управление г. Москвы должны уделить большее внимание вопросам застройки городских кварталов, устранить помехи, стоящие на пути создания новых удобных и благоустроенных жилых районов столицы.

Должно быть установлено четкое планирование всех видов строительства (жилищного и культурно-бытового), инженерного оборудования, озеленения и благоустройства. Следует разработать также строгий совмещенный график всех работ с установлением очередности их выполнения

Очень важно, чтобы застройка кварталов в районе магистрали выполнялась одной строительной организацией, одним территориальным управлением Главмосстроя. Без соблюдения этого условия применение поточно-скоростных методов окажется затрудненным. Естественно, строительная организация, которой будет поручено это дело, должна серьезно подготовиться к выполнению задания, составив подробный план предстоящих работ. Особенно тщательно следует позаботиться о том, чтобы, во избежание вынужденных простоев, было организовано бесперебойное снабжение строек материалами.

Концентрированная и комплексная застройка жилых кварталов должна быть основным методом строительства и реконструкции Москвы и стоять в центре внимания проектных и строительных организаций столицы.

В заключение хотелось бы подчеркнуть, что в связи с расширением сферы типового проектирования, массовым применением типовых проектов, разрешением архитектурных строительных и градостроительных проблем, связанных с комплексной застройкой кварталов, особенно возрастают роль и значение магистральных мастерских.

Известно, что среди некоторой части архитекторов получила хождение версия о том, что новые условии якобы сковывают творческую инициативу мастеров, упрощают их труд. Нужно ли говорить, что подобные мнения абсолютно безосновательны, неверны, вредны! Именно теперь, в условиях массового применения типовых проектов, при проектировании и застройке больших городских территорий, высокой индустриализации изготовления и монтажа строительных элементов и все возрастающей мощи парка строительных механизмов, роль архитекторов, и особенно роль магистральных мастерских, приобретает важнейшее значение.

Именно теперь перед авторскими коллективами магистральных мастерских Москвы открываются широкие перспективы подлинного художественного творчества в самом высоком смысле этого слова, создаются необходимые условия для воплощения в жизнь больших градостроительных замыслов.

* Предположительно, адрес Волоколамском шоссе, 20-26 имели нынешние дома 6, 8, 10 по Волоколамскому шоссе

** Адрес Ленинградском шоссе, 109 был у «Генеральского дома»

*** Под кварталом № 1/20 имеется ввиду квартал около восточного вестибюля станции метро «Сокол», включающий дома 74 и 78 по Ленинградскому проспекту

**** На данном проекте можно видеть контуры существовавших на тот момент храма Александра Невского при Александровским убежище и главного дома Сергиево-Елизаветинского убежища.

Ленинградский пр-т (до 1957 г. шоссе), Сергиево-Елизаветинское убежище, архитектура, карты планы и чертежи, Волоколамское шоссе, "генеральский" дом, статьи и заметки, Александровское убежище

Previous post Next post
Up