В прошлой части я описывал свою рождественскую поездку от Великих Лук до Торопца, сегодня продолжу рассказ. И вот ранним воскресным утром я уже на вокзале в Торопце. Поезд отправляется в сторону Осташкова в 10:26. И вот уже тепловоз ТЭП70 тащит знакомые мне по вчерашнему дню вагоны строго ко времени.
Занял места за столиком в середине во втором вагоне. Поезд почти сразу тронулся. Людей было немного, меньше чем в субботу. Уже знакомая по вчерашнему дню проводница пробила мне билет до Бологое. В вагоне по-прежнему новогодняя обстановка. Подробно про вагон я рассказывал в первой части.
Окинул взглядом напоследок вокзал в Торопце. Вдалеке можно разглядеть водонапорную башню дореволюционной постройки
Следующая остановка только через полчаса о.п. Матисово, где находится одноименная деревня. Затем идут 214 и 210 км. После Торопецкий район заканчивается и начинается Андреапольский.
И спустя чуть больше часа пути в 11:44 крупная остановка Андреаполь. Здание вокзала типичное для этой местности, чем-то мне напомнил вокзал в Западной Двине. Более подробно про Западную Двину я рассказывал
здесь. Андреаполь довольно крупный город для этой местности. Население на 2021 год по данным википедии 6703. Примерно 15 пассажиров зашло в поезд и вагон стал понемножку наполняться.
Едем дальше. Через 50 минут после Андреаполя крупная остановка Соблаго. Соблаго небольшой поселок в Пеновском районе. Эта остановка примечательна тем, что здесь примыкает линия Торжок-Кувшиново-Осташков. С 2018 года пригородный поезд Осташков - Торжок укорочен до Кувшиново. Ходит два раза в неделю по Понедельникам и Пятницам.
Двигаемся дальше. А за окном виднеется озеро Пено. Это верхневолжское озеро расположенное в верхнем течении Волги. А в правое окно виднеется и сама Волга.
Так мы доехали до поселка городского типа Пено. С 1929 года центр Пеновского района. Здесь поезд стоит 3 минуты.
Едем дальше. За окном мелькают еловые деревья и заснеженные сосны.
После Пено ещё три остановки 142 км, Сигово и 122 км.
Потихоньку начинают редеть деревья, появляются деревянные дома. Поезд подъезжает в Осташков. Здесь стоянка поезда в выходные дни полтора часа. Тепловоз меняют на паровоз с состава, который пришел из Бологое и оставшийся участок пути поезд едет на паровозной тяге. Этот участок примечателен тем, что здесь можно прокатиться на паровозе по пригородным билетам.
Занял свое место оставив пакет с ненужными вещами и пошёл гулять.
Осташков является одной из крупных станций Бологое-Полоцкой железной дороги. Вокзал выглядит в типичном для послевоенного времени стиле сталинского ампира. Помимо пригородного сообщения Бологое-Осташков-Великие Луки и Осташков-Кувшиново в некоторые праздничные дни и в летнее время отсюда курсирует пассажирский поезд до Санкт-Петербурга.
Вокзал находится на окраине города. Я пошёл по Гвардейскому проспекту. Времени конечно, чтобы осмотреть город было мало. Я решил идти в сторону Селигера.
Минут за 20 я дошел до парка Юность. Там находится часовня Нила Столбенского - первое церковное здание, построенное в Осташкове после 1917 г. Часовня строилась в память жителей Осташкова, погибших за Родину.
Дальше за парком начинается плотный частный сектор. Встречаются и кирпичные дома и старые деревянные довоенной постройки.
Уже на подходе к Селигеру попадаются и купеческие дома.
Дошёл наконец до заснеженного озера Селигер.
Слева от Селигера расположился Вознесенский собор основанный в 1673 году.
В целом Осташков красивый старинный город и как минимум сюда надо приезжать на целый день и желательно летом и с заездом в Нило-Столобенскую пустынь. Это старинный монастырь, который находится в 25 километрах от Осташкова на острове Столобный. Но у меня оставалось времени мало и я пошёл обратно в сторону вокзала.
На вокзал я вернулся где-то минут за 10 до отправления поезда. На привокзальной площади находится памятник Герою Советского Союза Константину Заслонову.
Паровоз уже был сцеплен с составом и готов к отправлению.
Паровоз серии Л разработанный в конце второй мировой войны под руководством конструктора Л.С.Лебедянского и академика С.П.Сыромятникова, и выпускавшийся с 1945 по 1955 год. В народе его прозвали «Лебедянка».
Зашел в свой вагон. Пассажиров в вагоне было очень много. Свободных мест практически не было. Дело в том, что те люди, которые приехали в Осташков на паровозе поехали этим составом обратно. Поэтому на зря я занял место.
Ровно по времени поезд тронулся и начал постепенно набирать скорость. За окном начало темнеть. Спустя полтора часа поезд делает 10 минутную остановку на станции Фирово. В 1902 году основан одноимённый пристанционный посёлок Фирово.
Ну и паровоз здесь смотрится атмосферно.
Оставшееся время в пути до Бологое я не фотографировал, потому что полностью стемнело. Хочется упомянуть ещё две станции близнецы Баталино и Куженкино. Там также есть вокзалы деревянной постройки в виде терема. Это полностью два уцелевших вокзала со времен войны. В Куженкино поезд делает получасовую остановку, когда едет под паровозной тягой из Бологое в сторону Осташкова. Там проводят экскурсию по вокзалу и заправляют паровоз водой. Поэтому случаю вокзал специально отремонтировали.
Фото взял из интернета.
Ровно в 18:21 поезд прибыл в Бологое. Из Бологого у меня был куплен билет до Малой Вишеры на ласточку из Старой Руссы. До Малой Вишеры потому что билетов до Петербурга не было вообще. На этой ласточке я уже неоднократно ездил и она удобно, как по расписанию, так и по цене. Из Бологого она отправляется в 18:42. Двадцати минут на переход вполне хватило. До Малой Вишеры добрался за полтора часа. После Окуловки ласточка была заполнена битком и свободных мест не было вовсе.
Ну а с Малой Вишеры я уже спокойно поехал на последней электричке в сторону Петербурга практически в пустом вагоне.
Вот такое получилось рождественское путешествие по Бологое-Полоцкой железной дороге с заездом в Торопец и Осташков.
Пикабу