Перед вами двойная картинка. Сначала вы видите прекрасную незнакомку. Но вот что-то меняется и сквозь черты красавицы проступает безобразный облик старухи.
Кроме старухи и девушки есть ещё кто-то. Чтобы его увидеть, приходится смотреть на картинку долго, очень долго. Рано или поздно два лица исчезнут, и из-под них проступит третье.
Баронесса
Ливень хлопал ставнями и ломился в окно, словно тысяча распутных девиц в мокрых платьях. Быть матерью - постоянный страх и унижение. Прости меня господь!.. но я пойду на это преступление.
Томми прячется в детской; авантюристка в гостиной пьёт горячее вино, а я застилаю её постель.
Приходилось ли вам бояться за тех, кого любите?.. Чувствовать беду и смеяться над собой, пряча слёзы?.. Она действительно принцесса. И она нравится Томми (я видела, как он подглядывал за ней, когда та переодевалась). Это ревность, я знаю. Материнская ревность, что съедает сердце, как коварный грейхаунд месячный отчёт нерадивого кастеляна. И вряд ли наша гостья так ужасна, как думаю о ней я - выжившая из ума наседка, трясущаяся над единственным сыном, - но я мать.
Знаете что? Я положу под матрас боб вместо горошины. Бедняжка уснёт, - трудно не уснуть после такой ночи, - но тем горше будет её унижение, когда утром обнаружится, на чём она спала. И Томми, сыночек, поймёт, что никакая она не принцесса.
На столик рядом со свечой положу библию. В святых книгах грех загибать страницы, но если хабалка устыдится и откроет писание, то прочтёт мой любимый стих о блудницах.
Ты не отнимешь моего сына. Не знаю, желать ли тебе спокойной ночи, девочка, но… Будь у меня внучка, я хотела бы, чтоб она походила на тебя.
Принцесса
Меня подвёл здравый смысл. Потеряв коня, человек должен выбираться к жилью - это общеизвестно. Вот только это не касается принцесс, заблудившихся во владениях бунтовщиков, где брось камень - попадёшь в оборотня, колдуна или ассасина.
В замке полно подозрительных бродяг. Сами они говорят, что заблудились так же, как и я, но что-то не верится. Среди них Кассель, королевский сталкер. Отец отправил его в земли мятежников следить за претендентом, и вот он здесь.
Секретность подобна кошке в коробке. Морда спрятана, но задница всегда торчит наружу. Раз Кассель здесь, значит, баронесса чем-то важна для мятежников. Она и её сын - придурочный мальчишка, прячущийся от меня. Я видела его в окне, когда переодевалась. Сопливый извращенец!
Быть может, он и есть претендент?
Из моей спальни баронесса вышла с победным видом. Могу поклясться, что также туда заходили мальчишка и Кассель. Моя надежда лишь в том, что сталкер узнал меня и оставил в спальне тайный знак.
Я должна найти его.
Только это меня спасёт.
Свеча упорно не хотела зажигаться. Я переставила столик в центр комнаты и прикрыла её библией от сквозняка. Затем тщательно осмотрела постель.
Вот оно! В углу под матрасом лежит сухой боб. Кассель учил меня когда-то шпионскому языку знаков, и намёк его понятен: как и принцессе из сказки, выспаться мне не удастся. Но почему именно боб?
Я осмотрела комнату. Столик, библия, свеча, бельевой шкаф в углу, кровать. В библии загнута страница - псалмы Давида.
И ни намёка, ни указания.
Что же я упускаю?
В чём разгадка ребуса?
Может, начать сначала?.. Боб лежал в левом нижнем углу кровати. Боб и Давид, Давид и боб… чем-то они связаны. Связь эта проста и понятна, но от меня ускользает. Пойми я её - всё станет на свои места.
А что если подойти с другой стороны?
Мысленно увеличить кровать до размеров комнаты?
В углу, на который указывает боб, стоит бельевой шкаф. На стопке простыней - металлический шарик с гравировкой-черепом, из тех, что королевские пращники называют «бобами Давида». На ручку шкафа намотана боевая праща.
Я прижалась лбом к холодной стене. Сердце стучало, пытаясь выпрыгнуть из ушей. Вот она связь - простая и жестокая, как грабительский займ в гномьем банке. Замок охраняет великан - вот о чём пытается предупредить меня Кассель! Мне, как Джеку из сказки, придётся взобраться к луне по бобовому стеблю. И как мальчишке-пастуху из Библии сразиться с Голиафом.
Дождь за окном кончился, и влажный туман потёк из леса, скрывая дорожки и статуи в саду. Я осторожно вскарабкалась на крышу по плетям плюща (бобовые стебли!), и луна швырнула мою тень в колеблющуюся белизну тумана. Перебежав через галерею, я спустилась в сад, к лунным часам.
Оставалось пересечь дорожку и выйти из сада.
Туман расступился.
Под лунными часами, запрокинув голову, сидел великан. Кажется, он молился. За его спиной поблёскивала калитка; я видела заляпанного птичьим помётом гипсового ворона на столбе и чёрный комок цепи и замка.
Осталось совсем чуть-чуть!..
Но из-за великана не пройти.
Нежным трепетным движением, каким балерина бьёт по рукам лезущего под пачку антрепренера, я раскрутила пращу.
Фыркнув, как саранча, шарик отправился в полёт.
В миг перед смертью великан открыл глаза.
Это странно (очень странно!), но, похоже, он молил меня о помощи.
Боб под матрасом (окончание)