Ири встретилась взглядом с отражением королевского цирюльника в зеркале. Наверное, это искусство: смотреть вот так - не жалея, не гневаясь, не осуждая. И даже не сочувствуя, потому что от сочувствия ей больнее всего.
Цирюльник решал сложную задачу: что можно сделать с волосами шестнадцатилетней девушки, на которой существо с состраданием, альтруизмом и творческой жилкой годовалого младенца оттачивало свои визажистские навыки?
Ири же хотела умереть.
- Я нанёс растворитель, - сказал цирюльник буднично. - Минут двадцать придётся посидеть, пока лак и краска сойдут. Горничная принесла книгу, которую вы читаете.
- Премного благодарна, - пролепетала Ири, краснея.
Цирюльник кивнул.
Он и не подозревал, что девушка только что пережила очередной головокружительный миг позора.
Порой кажется, что эскаписты созданы лишь для того, чтобы греть самолюбие всех прочих. Достаточно прочесть название книги, которую держит в руках девушка, как вы получаете право наговорить ей гадостей. Для её же пользы, конечно.
Например, можно сказать, что в вымышленные миры бегут те, кто не способен устроиться в реальном.
Что средневековье на самом деле очень некомфортно.
Что на всех знатных титулов не хватит, и не факт, что в чужом мире ты не окажешься рабом.
Всё это правда. Вот только в отношении Ири эти доводы бессмысленны. Ири состоит при дворе в качестве личной фрейлины принцессы. Большинство резонёров и близко мечтать не могут о чём-то подобном.
Ей выпал очень уютный и комфортабельный кусок средневековья.
Мало девушек могут сравниться с ней знатностью и красотой. Ну ладно, ладно, не сегодня. С утра у её высочества возникли изысканные художественные идеи, в результате которых Ири пришлось простоять три часа голышом на столе под струями золотой и серебряной краски.
В остальном у неё всё замечательно.
Вот только…
Случалось ли вам чувствовать боль в сердце, когда вы слышите чьи-то шаги?
Ири переживает это каждый день. Но бежать некуда.
А ещё она что-то потеряла... она сама не знает что, и было ли это вообще, не придумала ли?.. Но чувство потери всегда с ней, как дыра от вырванного зуба.
Стук в дверь раздался, когда Ири, зачитавшись, почти забыла о своих бедах.
- Ири, - отчаянно и страшно зашептали из-за двери. - Принцесса требует!
- Не думаю, что это разумно, - заметил цирюльник, не отрываясь от газеты. - Ири занята.
- Её высочество сказала, что вы будете возражать. Она прислала гвардейцев и палача - на всякий случай.
Ири и цирюльник посмотрели друг на друга. В его взгляде так и не возникло сочувствия - лишь любопытство.
- Я пойду, - торопливо объявила Ири, отвечая на невысказанный вопрос. - С неё станется… сделать что-нибудь плохое. И спасибо вам!
Девушка вышла во двор. Принцессу и её свиту она нашла возле беседки; фрейлины сгрудились в кружок, явно скрывая что-то нехорошее. Когда подошла Ири, они расступились, пропуская её внутрь.
Рядом с принцессой стоял грязный юноша в пастушьей шляпе. От него несло свиным навозом. В руках юноша держал шкатулку.
- Принцесса с тобой целоваться не будет, - очаровательно улыбнулась принцесса. - Хватит с тебя и фрейлин. Вот, Ири опоздала, с неё и получишь.
Фрейлины глухо зароптали.
- Что... получит?.. - испуганно спросила Ири.
- Ваше высочество, так нельзя! - закудахтали дамы. - Это против правил! это же…
Принцесса засмеялась.
- Ничего особенного, милочка. Десять поцелуев. Ну не бычься, золотце! Он мог потребовать и чего большего, а я девушка отзывчивая.
Свинопас смотрел на Ири тем же взглядом, что и цирюльник несколькими минутами ранее. Чувство потери в душе Ири стало сильным, отчаянно, нестерпимо сильным.
- Ну же! - подтолкнула принцесса.
Ири оглянулась. Фрейлины отвели глаза, чтобы ненароком не встретить её взгляд.
Осторожно, почти нежно свинопас привлёк её к себе. Ири ощутила на щеке его дыхание.
- Раз! - выкрикнули фрейлины.
И мир вокруг взорвался холодом и снегом.
Вой и смерть наполняли промёрзшую долину. Луна неслась по стылому небу, и от одного взгляда на неё кружилась голова. Мороз клешнями вцепился в руки и ноги. От холода, боли и возвращающейся памяти Ири закричала.
Всадники Дикой Охоты разъехались в стороны. В их мёртвых лицах Ири узнавала своих подруг-фрейлин, солдат, служанок. Король Стах башней возвышался на лошади, и девушка с дрожью поняла, кто был цирюльником в её безумно долгом сне.
Принцесса почти не изменилась. Её лицо, такое же чистое и прекрасное, парило над костями и старым шёлком.
Свинопас также стоял рядом. Только лицо его стало почище. Он нащупал руку Ири и крепко сжал.
- Так это ты, мальчишка, - удивлённо произнесла принцесса Охоты, - бросил мне вызов?
- Ты убил больше десятка моих разведчиков, - напомнил король Стах.
- И очень хорошо, - свинопас шагнул вперёд, закрывая плечом Ири. - Три года назад вы украли мою невесту. Вы быстро бегаете, но... я знаю, где вы живёте.
- На что ты надеешься, сумасшедший?
- На две вещи. Этот меч, - он вытащил из ножен нечто кривое, страшное и заржавленное. - Да, да, - усмехнулся свинопас удивлению Стаха. - Он плохо выглядит, заточку не держит, но это чистое железо, которого вы так боитесь.
- А вторая вещь?
Свинопас посмотрел на шкатулку, которую держала в руках принцесса Охоты.
В наступившей тишине стало слышно зловещее тиканье.
Взрыв разнёс в клочья старый шёлк, древние кости и могильное серебро доспехов. Лошади выживших всадников, истошно визжа, понеслись в разные стороны. Свинопас поймал первую попавшуюся, и Ири без удивления отметила, что у лошади восемь ног и что она умерла лет сто назад.
Я знаю. Я всё знаю.
Титулов не хватит на всех.
Настоящее средневековье кошмарно.
Ири умирает от холода, её ранило серебряным осколком и, возможно, в ближайшие минуты её саму и её жениха убьют.
(А спорим - нет?! Я ведь знаю эту историю лучше вас.)
Но она счастлива, потому что ей больше не хочется никуда бежать.