Герои кулака и магического мышления (часть 3)

Oct 24, 2011 17:26

Часть вторая.
Миф третий. Боевые искусства способствуют духовному росту человека. Занимающийся ими проникается идеалами любви и гармонии, обретает душевное спокойствие и живет в мире с собой.

Я занимался разными боевыми искусствами, но нигде не видел столько лжи, лицемерия и трусости, сколько в айкидо. При этом айкидо позиционируется как высокодуховное БИ, искусство мира и гармонии.
Есть ли связь между этими фактами? Давайте посмотрим.


1. Великий мастер кунфу.
Если искусство несёт духовное совершенство, то кто в группе будет самым совершенным? Естественно, инструктор. При этом, он обычный человек, такой же, как мы с вами. У него могут быть травмы - как психические, так и телесные. Он может быть нечестен. Он может решать за счёт учительского статуса какие-то свои проблемы - финансовые, психологические, политические. Мне приходилось видеть, как учителя вступали в бессмысленное соперничество, из глупого тщеславия разводили интриги, устраивали чуть ли не войну между клубами. А если есть проблемы у инструктора, они есть у всей группы. Школа агрессивного учителя понемногу превращается в питомник альфа-горилл. Если у руля нарцисс - на выходе получим свору цирковых собачек.
Когда в школу приходит новичок, его критичность понижена. Это естественно. Он переполнен стереотипами из фильмов и книг; перед глазами у него киллбилловский мастер кунфу - борода из ваты, белые ниндзи и прочая масс-культурная чепуха. Он уверен, что человек, двадцать-тридцать лет практикующий боевые искусства, просто обречён на духовный рост и совершенство. Обмануть его легко, а если у самого инструктора те же иллюзии, слепой ведёт слепого и оба падают в яму.

2. Кихон и духовность.
Практически во всех БИ есть понятие кихона. Кихон - это базовый набор движений, отличающий одно боевое искусство от другого. Само по себе это понятие полезное, вот только в сочетании с духовностью кихон превращается в священную корову и порождает иллюзии.
Как это происходит?..
Думаю, вы знаете, что такое ката каратэ. Это формальные, раз и навсегда определённые последовательности движений. У них есть и философский смысл, и практический, и исторический, - каратэки вам расскажут поподробнее. А теперь представьте, что в каратэ вдруг расцвела духовность. Все ринулись делать ката, потому что в них и только в них вся ценность искусства. После многих лет изучения ката человек обязан обрести внутреннее спокойствие, мудрость и доброту. Что произойдёт в этом случае?
Исчезнут спарринги. Человек, который спаррингует, не делает ката, а значит, не растёт духовно. Тех, кто спаррингуют, станут презирать - они менее совершенны. Удары - это конфликт, а совершенный человек не конфликтует. Спарринги - это травмы, а духовный человек не травмируется.
Люди будут врать себе, утверждая, что совершенное знание ката позволит побеждать противника в бою. Это неизбежно. Начнут закрывать глаза на очевидные факты, манипулировать друг другом, мешать работать тем, кто ещё работает над техникой.
Скоро ложь перейдёт на новый уровень. Восточная философия утверждает, что человек, освоивший некоторые философские принципы, способен побеждать противника, не прилагая сил. "Духовные" ученики перевернут эту идею с ног на голову и перестанут развивать физическую силу. Зачем напрягаться? Духовное совершенство сделает их сильными таких, какие они есть сейчас. Надо подтягивать философию. А когда в группе половина учеников не умеет держать захват и бить, боевые техники перестают работать. Их приходится корректировать. Через некоторое время возникает противоречие между тем, что даётся на тренировках, и тем, что дают на семинарах мастера высокого уровня. Вранья становится больше и больше. Противоречия надо маскировать. "Так ты будешь делать, когда достигнешь высокого уровня", - говорят вам. "До работы на встраивание вы ещё не доросли", "со священным понятием тайминга вас познакомят в тайном храме по достижении десятого дана", "это кихон, его надо делать даже если видны противоречия. Ведь когда-нибудь...".
"Когда-нибудь". Этим страшным словом можно оправдать любую ложь.
В действительности нет никакого "когда-нибудь". Всё здесь и сейчас. За таймингом надо следить с первых шагов, это не бог весть какая тайна, это рабочий инструмент. Встраиванию надо учить сразу же, а если инструктор им не владеет, то можно просто признаться в этом. Ничего страшного. Если кихон не работает, значит, или инструктор его не понял, или кихон неправильный, или приём используют не в тех условиях, для которых он предназначен. Но будущее совершенство не позволяет задавать вопросы. Дзенские притчи заменяют живой разговор. Уберите духовность, уберите священных коров, уберите мудрые лица и философию. Тогда люди будут упражняться в боевых техниках, а не лжи и лицемерии. Философия появится не в словах, а в делах.

3. Тёмная сторона поясов.
Пояса - зло. Пояса и духовность - страшное зло. Если у вас цветной пояс, а у собеседника белый, очень велик соблазн почувствовать себя особенным: мудрым, знающим, совершенным. В моей практике были годы, когда я принципиально не носил хакаму и чёрный пояс, и в таком виде ездил по семинарам. Вы поразитесь, сколько старших учеников не прочь выдать белопоясному новичку лекцию о философии вместо отработки приёма. Мне закатывали истерику, обнаружив, что на мне не работают болевые приёмы (делавший их был уверен, что должны - ведь он в хакаме, а я без). Я наслушался сентенций в стиле "ты ничего не понимаешь в священном и благородном искусстве". Удивительно, как я всё хорошо понимал, пока носил красивые чёрные штаны.
А случалось, наоборот, новичок чувствовал себя ничтожеством рядом со старшим учеником. Есть люди, у которых это вроде рефлекса. Сперва он раболепствует перед хакамой, потом сам третирует беловерёвочников. Однажды мне пришлось работать в тройке с четвёртым и первым кю. Как менялось обращение у первого кю! Я бы не поверил, если бы не был тому свидетелем. Он хамил четвёртому, придерживал его на бросках за шиворот (есть такая полуофициальная гадость: как бы хорошо ни делал укеми тот, кого бросают, если его придержать, он позорно плюхается спиной на татами), а со мной был любезен до приторности. Что-то есть в этих цветных верёвках магическое...
Ситуация становится проще, если пояса подтверждаются победами на турнирах. Это тоже не панацея. Стоит "высокодуховному мастеру" получить жёлтый пояс, как он уже третирует белых. Когда же турниров нет, а духовность есть, рано или поздно все "духовнорастущие" получат нужные им пояса. Кто за выслугу лет, кто по принципу "вода камень точит". Каждая такая сдача понижает планку уровня. Новички начинают понимать, что манипуляция важнее технического мастерства. Приём может получится, а может нет. Философия же работает всегда.

Говорить, что боевые искусства духовно преображают человека, это всё равно, что писать на бутылках с минералкой "без генных модификаций". Да, без, но это не заслуга производителя воды. В додзё можно стать человеком с большой буквы, а можно - трусом и лицемером. Всё в наших руках.

Часть четвёртая.

Статьи о БИ

Previous post Next post
Up