О «бесплатном советском образовании»

Sep 25, 2020 05:25



В истории каждого народа есть события, о которых поколения сохраняют особую память. Чаще всего это память не о блестящей военной победе, а об общей смертельной беде. Для нас всех - это память о Великой Отечественной войне, о ее жертвах, о цене Победы. И в глубине этой огромной памяти, в одном из самых потаенных ее уголков - неумирающее чувство ужаса и боли при мысли о трех миллионах ленинградцев, ставших блокадниками. Среди них - более миллиона детей до 14 лет.

Сейчас на дворе - начало поздней осени. В 1941 году именно к этому времени продовольственный кризис, ознаменовавшийся 1 сентября запретом на свободную продажу продуктов питания, вступил в полную силу. 8 сентября германская авиация разбомбила Бадаевские склады - в пожаре сгорели 3 тысячи тонн муки и 700 тонн сахара. В городе начался голод.

Но начался и холод: среднесуточная температура устойчиво опустилась ниже 0°C уже 11 октября. На 1 сентября городские запасы топлива составляли: нефтепродуктов - на 20 суток, угля - на 80, дров - на 18 суток. Таких холодных осени, зимы и весны, какие выпали в 1941-1942 годах, в Петербурге-Ленинграде не случалось за все время метеорологических наблюдений. С каждым днем стало расти число детей, потерявших родителей: матери и бабушки отдавали свою пайку хлеба малышам и погибали от истощения.

Чтобы спасти детей, у родителей оставалась единственная надежда - увезти их с собой в эвакуацию (если, к счастью, такая возможность была) или отправить одних.

…В этом месте я должен перевести дыхание - и прошу читателей поступить так же.

Потому что, боюсь, далеко не все знают, что за отправку ребенка из блокадного Ленинграда и в погашение затрат на его последующее содержание в детском саду или школе-интернате родители (даже если кто-то из них в этот момент воевал в рядах Красной Армии) должны были выплачивать государству ежемесячно сумму, составляющую три четверти от среднего дохода на члена семьи!

А вы-то, наверно, наивно думали, что Советская Родина с ее лозунгом «Всё лучшее - детям!» полностью взяла на себя расходы по вывозу этих обездоленных детей на «Большую землю» и окружила их там беззаветной любовью и заботой? Нет, извините: ленинградские исполнительные органы предлагали родителям эвакуированных детей озаботиться также отправкой для них посылок с зимней одеждой, бельем, посудой и обувью. Дескать, дети ваши - и по закону остаются на вашем иждивении до 14 лет (с этого возраста в тогдашнем СССР уже принимали на работу).

Впрочем, причина, по которой сегодня об этой странице советской истории мало кто помнит, проста: документы на сей счет (и правовые, и фискальные) долгие десятилетия хранились в архивах под грифом «секретно».

И здесь, кстати, еще один сюжет из той же военной эпохи, также связанный с детьми (вернее, подростками) и родительской платой, на этот раз - за их обучение в старших классах и средних специальных профессиональных учебных заведениях.

И хотя в этом факте нет ничего секретного, многие до сих пор искренне уверены, что в советское время школьное образование всегда было совершенно бесплатным. Между тем, с 1 сентября 1940 года (как оказалось, до 1956 года) бесплатное обучение было отменено в последних трех классах школы и в специальных учреждениях среднего образования.
Платить должны были все, исключений в постановлении не было. Впрочем, вскоре от платы были освобождены дети пенсионеров-инвалидов с единственным источником дохода и детдомовцы. Чуть позже появилась возможность избежать платы и детям учителей, а с началом войны - и детям из семей военнослужащих, инвалидов и погибших.



На первый взгляд, цена обучения может показаться не такой уж высокой: в Москве, Ленинграде и столицах союзных республик - 200 рублей за год, в других городах и селах - 150. Для сравнения: в то время средняя зарплата по всему народному хозяйству составляла 340 рублей, а в сельском хозяйстве - 229 рублей (и зависела от трудодней и натуральных выплат). Однако введение даже такой скромной платы для многих советских граждан закрыло возможность продолжить образование после 7-го класса. Важно учитывать и то, что в семьях того времени нормой было по 5-7 детей у крестьян и по 3-4 - у рабочих. И платить за обучение 2-3 детей было для них непосильной ношей. Если в вузах плату могла покрыть стипендия (начисляемая тем, кто хорошо учился), то эти новые расходы полностью ложились на родительские плечи.

В результате этой «реформы» количество выпускников средних школ (8-10-е классы), средних специальных учебных заведений и вузов сократилось вдвое.
Возникает естественный вопрос: зачем это было сделано? Зачем государству понадобилось столь резко ограничивать число граждан со средним, среднеспециальным и высшим образованием?

«Ларчик» открывался просто: стране нужны были люди у станка. Указ о введении платного обучения был опубликован в один день с указом «О государственных трудовых резервах СССР», по которому альтернативой платного обучения для молодежи могло стать рабочее образование. Колхозы и городские советы обязывались мобилизовать в ремесленные, железнодорожные и фабричные училища определенное количество молодых людей в возрасте 14-17 лет. Выпускники таких учебных заведений должны были проработать как минимум четыре года подряд на государственных предприятиях. Не скрывалось, что это делается для «притока новой рабочей силы на шахты, рудники, транспорт, фабрики и заводы». Учеба в училищах в 1940 году начиналась 1 декабря: таким образом, не заплатившие школьники запросто могли начать трудовую карьеру в том же году. Кроме того, годом ранее был понижен призывной возраст, поэтому многие бедные студенты вполне могли теперь отправиться в армию. Для многих ребят «из низов» единственной социальной лестницей тогда стали военные училища - обучение в них было бесплатным.

Фактически Совет народных комиссаров получил право ежегодно призывать от 800 тысяч до 1 млн человек городской и колхозной молодежи, начиная с 14 лет, в училища и школы фабрично-заводского обучения (ФЗО). Выпускники получали направления на предприятия, где обязаны были проработать 4 года.
А позже появился указ об уголовной ответственности сроком до 1 года «за самовольный уход или за систематическое и грубое нарушение школьной дисциплины, повлекшее исключение из училища (школы)». Фактически государство прикрепляло учащихся к системе ФЗО.

Как был встречен этот новый порядок? Газеты, разумеется, сообщали о многочисленных митингах на предприятиях с радостными приветствиями и лозунгами о готовности принять новые кадры на работу. С другой стороны, вот какое письмо о ситуации в Минске было перехвачено сотрудниками НКВД в октябре 1940 года: «Целые бунты. Лекции не слушают, идут наперекор ассистентам, шумят, кричат. На общей лекции пишут такие записки, прямо ужасно. Например: „Как Вас теперь назвать - товарищ профессор или господин профессор, ведь мы идем к старому?“».

Возможно, чтобы избежать настоящих бунтов, вскоре правила были изменены для жителей некоторых республик. В 1942-1943 годах вышли постановления, которые не афишировались на союзном уровне: отменить плату для представителей коренных народов в Киргизской, Таджикской, Казахской, Узбекской, Азербайджанской и Туркменской Республиках. Им были предоставлены значительные квоты для получения высшего образования, хотя это и противоречило Конституции, запрещающей дискриминацию по этническому признаку.

Впрочем, опыт с введением советской властью платы за общее образование в 1940-1956 годах был не первым. Уже в 1921 году Наркомпрос РСФСР разъяснял: «Введение платности означает, что государство временно не может целиком и полностью взять на себя расходы по народному образованию и вынуждено частично возложить эти расходы на население, предоставив широкие льготы трудящимся и переложив большую тяжесть на плечи имущих и хорошо обеспеченных родителей».

Кроме денежного образовательного «налога» собирался и натуральный «налог» в виде продуктов. Зависело это от региона и тех, кто занимался курированием школы. Сколько нужно отдать на нужды образования, решали на местах, поэтому особой ретивости избежать не удавалось.
Партийным и правительственным органам приходилось уточнять, что плата добровольная, из-за ее отсутствия выгонять из школ учеников нельзя, так как это обесценивает «завоевания Октября». Меры по сборам назывались «временными» - пока государство и учреждения просвещения не окрепнут - но продлились долго. В 1930-х система образования была унифицирована. Ввели четкие перечни предметов и программ, подняли зарплату преподавателям, но необязательную финансовую помощь школе напрямую от родителей так и не отменили.

…Думаю, что в преддверии очередной годовщины большевистского переворота полезно совершить хотя бы небольшую экскурсию в мифическую страну с «лучшей в мире системой образования».

Взято отсюда: https://vogazeta.ru/articles/2019/10/30/shkolniki/10162-o_besplatnom_sovetskom_obrazovanii



или



копипаста, блокада, сталинизм, СССР, история, коммунизм, образование, общество

Previous post Next post
Up