Забытые судьбы: Linienschiffsleutnant Leo Prašil (25.2.1887 - 29.4.1924)

Aug 02, 2015 14:52

Было издано у Алексея Емелина в сборнике "Кортик" №14/2013. Особая благодарность камераду Леониду Кирилашу за предоставленную информацию и фото.

Лео Прашил



Как-то просматривая русскоязычную литературу по истории императорского и королевского австро-венгерского флота эпохи «брони и пара», поймал себя на мысли о том, что ее не очень много. И если о кораблях двуединой монархии имеется несколько работ, то вот морякам практически ничего не посвящено.
В итоге, если задаться вопросом, кто же хорошо известен из австро-венгерских моряков, то наверняка в этом списке не наберется и десятка фамилий, да и то в основном высших чинов. Адмирал Максимилиан фон Тегетхофф - победитель итальянского флота в сражении у острова Лисса, гросс-адмирал Антон Хаус - под его руководством флот вступил в Великую войну, контр-адмирал Николаус фон Хорти унд Нагибанья (он же - Миклош Хорти) - последний его командующий и будущий регент Венгрии, линиеншиффскапитан Янко Вукович де Подкапельски - менее двух суток пробывший командующим флота нового Государства словенцев, хорватов и сербов, и затем погибший на линкоре «Вирибус Унитис», корветтенкапитан Георг фон Трапп - самый результативный офицер-подводник, истории семьи которого, а также созданного им семейного ансамбля, посвящен известный голливудский фильм «Звуки музыки», фрегаттенкапитан Богумил Новотны - командир эсминца «Шарфшютце» и будущий начальник Секции Военно-морского флота Военного министерства Польши, фактически первый командующий польским флотом. Вот, пожалуй, и все… Судьбы остальных сотен офицеров остаются «за кадром».

Что бы хоть как-то исправить это положение, предлагаю вашему вниманию рассказ о судьбе одного из таких «неизвестных» - линиеншиффслейтенанте Лео Прашиле.

Лео Прашил родился 25.2.1887 года в Поле в семье военного моряка машиниста 1 класса Йозефа Прашила. После окончания военно-морского начального училища в родном городе, он подал документы в военно-морскую академию в Фиуме и 18.6.1905 года был принят на службу в императорский и королевский австро-венгерский флот в качестве кадета 2 класса. Вместе с ним тогда же избрали карьеру морского офицера такие известные в будущем подводники, как Фридрих Фендрих и Йоханн Кршняви.

В течение первых двух лет Лео постигал премудрости военно-морской службы на борту старых броненосцев «Тегетхофф», «Габсбург» и «Кустоца». 1 июля 1907 г. Прашил стал кадетом 1 класса, после чего вновь вернулся на «Тегетхофф», перейдя затем на торпедный корабль «Леопард». В следующем году молодой моряк в связи с 60-летим восшествия на престол императора Франца-Иосифа удостоился своей первой награды - Юбилейного креста для военнослужащих.

1 января 1909 года Лео Прашил окончил академию, получив первое офицерское звание фрегаттенлейтенанта. Далее его служба течет как на берегу, так и на кораблях - в послужном списке Морской Арсенал, броненосец «Кронприцессин эрцгерцогин Стефани», Флотский экипаж, а также миноносцы Tb XХIII и Tb ХХXI.

С 19 сентября 1910 года Прашил переходит в подплав. Он оканчивает торпедные и водолазные курсы, на которых обучались все офицеры-подводники, с отметкой «очень хорошо». После этого молодой офицер получает назначение в резервный штаб подводных лодок, которым командовал линиеншиффслейтенант Людвиг Эберхард, где его закрепли за лодками U 5 и U 6. Дело в том, что в то время командная структура подводных сил австро-венгерского флота состояла из двух штабов - регулярного и резервного. Пробыв на штабной должности некоторое время, Прашил 12 сентября следующего года переходит на U 5 в качестве 2-го офицера. Он служил на на ней до 27 сентября 1912 г., после чего последовало назначение на бронепалубный крейсер «Асперн», а затем на портовый стационер «Беллона» (бывший старый броненосец «Кайзер»). 1.5.1913 г. Лео получает очередной (и, как окажется далее, последний) чин линиеншиффслейтенанта.

31 марта 1914 года Прашил перешел на новейший легкий крейсер «Сайда», находившийся в достройке. Однако там он долго не задержался. 1 августа крейсер формально вошел в состав флота, как флагман 1-й торпедной флотилии, а уже через пять дней линиеншиффслейтенант Лео Прашил прибыл на борт новейшего эсминца «Орьен» типа «Татра» в качестве 1-го офицера. В этот же день Австро-Венгрия объявила войну России. Пожар Великой войны разгорался все сильнее...

«Орьен» 11 августа 1914 г. последним из однотипных эсминцев пополнил состав флота, будучи зачисленным во 2-й группу 1-го торпедного дивизиона. Легкие силы, в отличие от крупных кораблей, использовались командованием весьма интенсивно, и в послужном списке нашего героя отметки об участиях в боевых акциях.
16 сентября «Орьен» вместе с однотипным «Триглавом» перешел из Полы в Себенико, присоединившись там к «Лике». Таким образом, в этом порту собралась вся 2-я группа эсминцев, а к концу года на Себенико базировался уже весь 1-й торпедный дивизион.

Эсминец "Орьен"



2 ноября произошло первое столкновение с противником. Узнав о появлении у Лиссы французского флота, в район острова вышла 1-я торпедная флотилия во главе с легким крейсером «Гельголанд», в состав которой вошли «Лика», «Триглав», «Орьен» и «Балатон». «Татра», оставшийся в порту, вошел в группу прикрытия, которая в случае надобности могла прийти на помощь. При сближении с передовым отрядом вражеских кораблей на дистанцию 54 кбт были опознаны французские броненосные крейсера «Вальдек-Руссо», «Эрнест Ренан» и «Эдгар Кине», а также сопровождающие их миноносцы. Не вступая в бой, австро-венгры вернулись обратно в Себенико.

18-19 февраля 1915 г. 1-й дивизион в полном составе, вместе с крейсером «Гельголанд» и миноносцами 75T, 76T, 56T, совершил выход к Отрантскому проливу. Противника обнаружен не был, зато повстречали греческий легкий крейсер «Элле». Следующий подобный поход состоялся 10-11 апреля, при этом «Орьен» вместе с крейсером «Гельголанд» прошли южнее широты мыса Санта-Мария-ди-Леука. Единственным «происшествием» стала встреча с греческим пароходом, шедшим из Бриндизи в Валлону. После досмотра «купца» отпустили восвояси. Как и в прошлый раз, союзники даже понятия не имели о выходе австро-венгерских кораблей в море.
В связи с возможным вступлением бывшего союзника Италии в войну на стороне Антанты, с 19 по 22 мая командование флотом выставило попрек Адриатического моря две линии патрулей. Одна, перекрывшая маршрут между мысом Гаргано и островом Пелагоза, включала в себя легкий крейсер «Гельголанд», «Чепель», «Татра», «Лика», «Орьен», другая - легкий крейсер «Адмирал Шпаун» и четыре эсминца «Чикош», «Штрайтер», «Ускок» и «Улан».

Первый, довольно таки успешный и безболезненный период боевых действий закончился для австро-венгерского флота 23 мая 1915 г., когда Италия объявила войну империи Габсбургов. Появление нового, но ожидаемого, противника, не застало врасплох адмирала Хауса, и уже в 8 часов вечера его корабли вышел из Полы для атаки восточного побережья Италии утром следующего дня. Для прикрытия действия главных сил, которые должны были атаковать район Анконы, с юга развернулись три линии завесы, отделившиеся от флота в полночь: «Гельголанд», «Чепель», «Татра», «Лика», «Орьен» (действовали на линии Пелагоза - м. Гаргано); «Адмирал «Шпаун» с эсминцами «Улан», «Ускок», «Вильдфанг» и «Штрайтер»; крейсера «Сайда», «Сигетвар» и «Балатон» с «Триглавом». Затем эти корабли нанесли удары по назначенным для них пунктам на юго-востоке Италии, при этом наиболее отличились «татры» из отряда «Гельголанда», добившиеся первого успеха в бою.

В 4.35 «Лика» обстрелял семафор и радиостанцию в Виесте. «Чепель» и «Татра» атаковали Манфреддонию. Первый подверг артиллерийскому обстрелу железнодорожный вокзал, а второй - подъездные пути. «Орьен» прикрывал с моря «Гельголанд», обстреливавший Барлетту. После выполнения заданий корабли направились к пункту сбора у Пелагозы. Около 6 часов утра в заливе Манфредония были замечены два итальянских эсминца - «Турбине» и «Аквилоне» - шедших к Виесте. Крейсер вместе с «Татрой», «Чепелем» и «Ликой» бросился за ними в погоню. «Аквилоне» удалось оторваться, а вот «Турбине» не повезло. Во время погони «Лика» добился двух попаданий в неприятеля. После того, как снаряд разорвался в котельном отделении, миноносец запарил и потерял ход. При приближении австрийских кораблей на нем подняли белый флаг. Пленных перевели на «Чепель» и «Татру», а после того как на горизонте показались неприятельские бронепалубный крейсер «Либия» и вспомогательный крейсер «Читта ди Сиракуза», «Лика» добил «Турбине» торпедой. Во время боя повреждения получил только «Чепель»: 76-мм снаряд попадал в мачту, при этом один человек был тяжело ранен, двое - легко. Затем отряд «Гельголанда» ушел в Себенико.

Выход 23-24 мая 1915 г. оказался весьма удачным, прежде всего, для поднятия боевого духа, но так и остался единственным за всю Первую мировую войну, когда в море находился весь австро-венгерский флот. Затем в действиях 1-го торпедного дивизиона наступило затишье.

27 мая итальянский дирижабль «Читта ди Феррара» появился в небо над Себенико и атаковал пароходы, стоявшие на якоре. Зенитчики «Орьена», под умелым руководством Прашила, сумели организовать достойный отпор противнику, сорвав бомбардировку. Командир эсминца корветтенкапитан Максимилиан Бурштын так характеризовал своего подчиненного: «Показал во всех акциях спокойствие и хладнокровие. Очень решителен. Веселый. Очень приятный член команды. Рекомендуется как очень достойный морской офицер». Вообще, все лично знавшие Лео Прашила, описывали его как очень жизнерадостного и открытого человека.

Понятно, что с такими рекомендациями Прашил задержался на «Орьене» ненадолго. Командование решило вернуть линиеншиффслейтенанта обратно в подплав и доверить ему командование одной из лодок. Уже в июле Лео покинул борт эсминца и был направлен на лодочную станцию, где приступил к обучению на новую должность. Учебный курс включал не только теоретические и практические занятия, но и подготовку в боевых условиях. Так Прашил несколько раз выходил в море на борту германских у-ботов в качестве офицера-лоцмана. Довелось Лео совершить и два боевых похода на U 5 под командованием самого Георга фон Траппа. Во время одного из них, 29 августа лодка захватила греческий пароход «Кефалония» (1880, 1074 брт), следовавший по маршруту Салоники - Сан Джованни ди Медуа с грузом зерна. Прашил возглавил призовую команду из четырех моряков с U 5 и привел судно в базу.

Линиеншиффслейтенант Георг фон Трапп в рубке U 5



17 сентября 1915 года линиеншиффслейтенант Лео Прашил был назначен командиром подводной лодки U 10. До конца года он совершил несколько разведывательных походов к Анконе и Римини, однако открыть счет своим победам ему не удалось. Кроме этого U 10 использовалась также в учебных целях. 24 февраля 1916 года в главную базу флота Полу без предупреждения с инспекцией прибыл армейский главнокомандующий эрцгерцог Фридрих. Среди прочих боевых единиц его посещения удостоились лодки U 5 и U 10.

Подводная лодка U 10 (ех-германская UB 1)



U 10 в Бриони, 1915. На палубе стоят слева направо фрегаттенлейтенат Фридрих Штерц, линиеншиффслейтенант Лео Прашил и линиеншиффслейтенант Отто Молитор.



За успешные действия в качестве 1-го офицера «Орьена», стажера на U 5 и командира U 10, Лео Прашил 4 мая 1916 года был награжден Бронзовой медалью Военных заслуг с Мечами. 22 августа он передал U 10 ее новому командиру линиеншиффслейтенанту Отто Молитору, а уже следующий день получил назначение на находившуюся еще в постройке U 29 (была заложена 3 марта). Спуск лодки на воду состоялся 21 октября, а ровно через три месяца, 21.1.1917 г., на ней подняли военно-морской флаг. 23 января U 29 вышла из Полы в свой первый поход. Однако из-за бушевавшего сильного шторма она получила повреждения и сначала укрылась от непогоды в бухте Бргуле острова Молат, а затем 25-го вернулась в Полу, где стала в док для ремонта.

5 февраля Прашил вновь вышел в море и направился в Гьенович, придя туда 8-го. В этот же день австро-венгерский флот понес большую утрату - на борту линейного корабля «Вирибус Унитис» от тяжелой болезни скончался его командующий гросс-адмирал Антон Хаус.

17 февраля около 22.00 U 29 отправилась в свой первый боевой поход, который начался с неприятности. Уже через полчаса один из офицеров фрегаттенлейтенант Роберт Фишер упал за борт. Однако все закончилось благополучно - линиеншиффслейтенант Роберт Дюрригль и фрегаттенлейтенант Юлиус Вассич со спасательными кругами бросились в воду и спасли товарища.

24 марта Прашил наконец-то обнаружил небольшой конвой из двух британских транспортов «Дэллингтон» (1900, 2534 брт) и «Кариб Принс» (1893, 2048 брт) в сопровождении траулеров «Силгэйт», «Церсин» и «Чексин». U 29 приблизилась на дистанцию около 1000 метров, однако цели отвернули раньше, чем она смогла выйти в атаку. 1 апреля на лодке отказал гирокомпас, и Прашилу пришлось вернуться на базу. Полностью в соответствии с пословицей «первый блин вышел комом».

4 апреля в 5 часов утра U 29 вновь покинула гавань Полы. На раз военная удача была более благосклонна к линиеншиффслейтенанту. Утром 10-го в 25 милях к юго-западу от мыса Матапан был замечен пароход, оказавшийся британским «Дэлтон» (1904, 3486 брт). Он принадлежал пароходству «Уэбстер энд Барраклоу» из Вест Хартлпула и следовал в балласте из Салоник на Мальту. В 07.30, подойдя на дистанцию 300 метров, Прашил выпустил торпеду, взрыв которой унес жизни трех моряков из команды транспорта. Однако цель не тонула, а сильное волнение на море не позволяло использовать орудие. В итоге, дождавшись, когда команда покинет обреченное судно и перейдет на шлюпки, в 11.00 U 29 второй торпедой отправила «Дэлтон» на дно. При этом Прашил отставил у себя на борту английского капитана Альфреда Хоупа в качестве пленного.

Тонущий британский пароход «Дэлтон»



15 апреля в 140 милях к юго-запада от мыса Матапан в поле зрения показался еще один пароход. Теперь целью для Прашила стал британский лайнер «Машобра» (1914, 8173 брт) принадлежавший «Бритиш Индиа Стим Навигэйшн Компани» из Глазго. Он совершал рейс из Калькутты в Лондон с генеральным грузом. И на этот раз не обошлось без жертв - от взрыва торпеды погибло восемь человек из машинной команды. Пароход скоро погрузился по верхнюю палубу, его экипаж и пассажиры покинули гибнущее судно на четырех спасательных лодках, а британский шкипер Генри Джон Брукс составил компанию на борту U 29 своему «коллеге по несчастью» Хоупу. Тем временем «Машобра» никак не собирался уходить на дно, и его пришлось добить из орудия, потратив 70 снарядов. Затем Прашил приказал взять шлюпки на буксир и у-бот потащил их к ближайшему берегу.

Потопление лайнера "Машобра"





Во второй половине дня на горизонте показалось облако дыма, принадлежавшее, как подумали подводники, небольшому пароходику, на который было жалко потратить торпеду. Линиеншиффслейтенант решил, что он сделал достаточно для спасения жизней людей с «Машобра» и приказал обрезать трос. В реальности «небольшой пароходик» оказался двумя британскими траулерами «Оушеник» и «Лох Хорн», которые и спасли 206 человек с «Машобра». Ну а U 29 в час дня 19-го пришла в Каттаро. Позднее за этот поход Лео Прашил был удостоен Крестом Военных Заслуг 3-й степени с Военным отличием и Мечами.

U 29 19 апреля 1917 входит в бухту Гьеновича. На заднем плане броненосный крейсер "Кайзер Карл VI"



8 мая в десять часов вечера U 29 из Гьеновича отправилась в очередной поход. 19-го около 8 часов утра в 90 милях к юго-востоку от мыса Матапан вахтенные заметили дымы на горизонте. Это оказался небольшой конвой в составе британских пароходов «Асгард» и «Морденвуд» в сопровождении флотских траулеров «Релонцо» и «Лаймворд». Прашил пошел на сближение и в 9 ч 12 мин. выпустил торпеду в «Морденвуд» (1910, 3125 брт, принадлежавший Джозефу Константайну из Мидлсбро. Судно вскоре затонуло, при этом погиб 21 моряк из его экипажа, включая капитана. Еще восьмерых спас «Релонцо» Траулеры сбросили на лодку всего четыре глубинные бомбы, но не сумели причинить ей каких-либо повреждений.

Еще через три дня Прашел атаковал британский угольщик «Мэри Сьюзан» (1898, 3106 брт). И хотя линиеншиффслейтенант был уверен в успехе и по прибытии на базу доложил о торпедировании парохода, однако на этот раз везение ему изменило - торпеда прошла мимо цели, а атаку британцы даже не заметили. Больше контактов с противником до конца похода не состоялось, и в 16 часов 25 мая U 29 вернулась в Гьенович. Следующий поход, продолжавшийся с 17 июня по 6 июля, оказался безрезультатным. Тем не менее, 28 июля Лео Прашил был награжден германским Железным крестом 2-го класса, а уже 18 декабря его грудь украсил Орден Железной Короны 3-й степени с Военным Отличием и Мечами.

В конце года U 29 ушла в главную базу флота в Полу, где стала на ремонт. Обратно в Гьенович она вернулась 17 марта 1918 года. Через восемь дней начался очередной поход. 4 апреля лодка атаковала грузовое судно, шедшее под охраной британского эсминца. Торпеда попала в цель, однако та осталась на плаву. Эсминец атаковал U 29 несколькими глубинными бомбами и не дал Прашилу добить «подранка». На самом деле, «купцом» оказался английский бронепалубный крейсер «Эдгар», совершавший совместный переход с эсминцем «Хоуп». Торпеда попала в буль в районе машинного отделения, получивший пробоину на протяжении семи метров длинной и трех с половиной метров высотой. Нижняя часть продольной переборки буля оторвалась и загнулась вверх, в результате чего она была повреждена на протяжении 19 метров. Однако повреждения листов обшивки старого корпуса, находившегося за булем, оказались ничтожными - просто вмятина. Незначительное количество поступающей воды откачивалось водоотливными насосами без особых проблем.

U 29 весной 1918 года в 50 милях от к югу от Мальты



5 апреля лодка выпустила торпеду по французскому пароходу «Верден» (1902, 2769 брт), но та прошла мимо. Эта была последняя возможность для линиеншиффслейтенанта увеличить счет своим победам, но он ею не сумел воспользоваться. 15 апреля в пять часов вечера U 29 пришла в Гьенович. 9 мая Лео Плашил получил очередную награду - Серебряную медаль Военных заслуг с Мечами.

В июне новый командующий контр-адмирал Николаус фон Хорти решил вывести в море практически весь флот, собираясь провести крупную операцию против Отрантского барража и кораблей союзников, базировавшихся на Бриндизи и Валону. План заключался в атаке барража двумя отрядами легких сил, которые после выхода кораблей союзников из своих баз, должны были отходить под прикрытие главных сил флота, разбитого на семь групп, заманивая тем самым противника в ловушку. Вышли в море и у-боты - 9 июня U 29 совместно с U 27 и U 31 покинули Гьенович и направились в заданный район.

Однако все, даже самые лучшие планы, могут быть сорваны. В данном случае, этим незапланированным фактором оказался капитано ди корветта итальянского флота Луиджи Риццо и его торпедный катер MAS-15. Ранним утром 10 июня он торпедировал и отправил на дно линкор «Сент Иштван». Узнав об этом, Хорти сделал вывод, что противнику известно о планах операции, и после полудня 10 июня отменил ее, хотя почти все корабли находились в море, а линкоры «Вирибус Унитис» и «Принц Ойген» уже практически добрались до Каттаро.
После этого провала Прашил на своей лодке еще несколько раз выходил в море для действий в районе Дураццо, но целей так и не обнаружил. В августе из-за тяжелой болезни Лео пришлось покинуть U 29, передав ее линиеншиффслейтенанту Фридриху Штерцу. После выздоровления командование назначило Прашила командиром новейшей U 51, строившейся на верфи «Ганц и Ко - Данубиус» в Бергуди. Однако, ему уже не пришлось выйти на лодке в море - война окончилась и U 51 осталось недостроенной.

С развалом «лоскутной» империи Габсбургов прекратил существование и австро-венгерский флот. Бывшим военнослужащим предстояло определиться - как жить дальше в новом послевоенном мире, и в какой стране. Такой же выбор предстоял и для Прашила, надевшегося, что его умения и опыт пригодятся при создании новой австрийской народной армии. По окончании войны и до мая 1919 года он служил в военно-морской штабной роте в Граце, а затем перешел в пограничную охрану на венгерской границе. Однако мирная жизнь оказалось не очень долгой. 29 апреля 1924 года бывший линиеншиффслейтенант уже несуществующего императорского и королевского флота Лео Прашил умер от заражения крови в земельной больнице города Грац и 2 мая был похоронен на городском кладбище святого Петра.

Вот и вся небольшая история про линиеншиффслейтенанта Лео Прашила. Остается только добавить, что по результативности он занимает четвертое место среди австро-венгерских подводников - на счету командира U 29 три потопленных транспорта общей вместимостью 14 847 брт и поврежденный британский бронепалубный крейсер «Эдгар».

Известно, что при оформлении новых документов ему был задан вопрос о том, какую национальность записать в паспорт, на что Лео ответил: «Я офицер императорского и королевского флота». Когда же чиновник предложил ему определиться по месту рождения, то услышал в ответ: «Это не может быть так. Хотя Иисус Христос родился в хлеву, однако не стал из-за этого скотиной!»

k.u.k., офицер

Previous post Next post
Up