В 2000-е годы критика советской системы образования всё больше сменялась благожелательной ностальгией, пока большая часть не уверилась в мысли, что именно в СССР существовала если не идеальная, то как минимум наилучшая система общего и профессионального образования. В наши дни утверждать обратное значит подвергнуть себя опасности попасть под шквал возмущённых поклонников советской школы.
Однако, большинство апологетов (слово не ругательное) советской системы образования вряд ли задумывается над тем, что на всём протяжении не такой уж долгой истории Советского государства (всего каких-нибудь сто с небольшим лет) существовало несколько совершенно различных стандартов образования. И между этими стандартами существовали порой самые непримиримые противоречия. Как аргумент в защиту непревзойдённости советской школы очень часто приводят слова, якобы сказанные американским президентом Джоном Кеннеди. Честно говоря, большое сомнение вызывает этот аргумент хотя бы потому, что в советские времена он совсем не использовался. Об этом так много говорят, что стоит посвятить этому вопросу отдельную статью.
Итак, если попытаться рассказать о том, что это был за феномен - советское образование, стоит начать с первых мирных лет советской власти. В 1920-е годы советская система образования была опытным полем для различного рода экспериментов, порой самых немыслимых. Наиболее утвердившимся стандартом была так называемая единая трудовая школа. Единая - это означало не просто внесословная, то есть для детей представителей всех классов, но и без выделения одарённых учеников как варианта социального неравенства. Ну а трудовая - перекос в сторону трудового воспитания и политехнического обучения за счёт общеобразовательных предметов. Многое из тех лет попало в литературу и кинематограф: "Два капитана", "Республика ШКИД", "Путёвка в жизнь", "Педагогическая поэма". Так называемые новаторы, поддержанные Наркоматом просвещения, привели к ликвидации классно-урочной системы, без которой обывателю школа не представляется школой. А тогда такое стало повсеместной нормой. Крупская Н. К. и нарком просвещения Луначарский А. В. старательно внедряли различные модные зарубежные новинки как, например, идеи прагматизма в педагогике американца Джона Дьюи. О его идеях, кстати, вспомнили и в постсоветское время. В моду вошла и так называемая педология. Педология - вошедшая в оборот на рубеже XIX и XX веков комплексная дисциплина из смеси психологии, педагогики, биологии. Сам термин ввёл в оборот американский исследователь Оскар Крисмен. По всей стране открылись педологические станции и в школах внедряли так называемое психологическое анкетироаание для дифференциации школьников по группам. Надежда Константиновна Крупская как авторитетный партийный деятель смогла добиться прекращения руководящей деятельности замечательного педагога Сорока-Росинского В. Н. (массовому зрителю-читателю его деятельность известна по книге и фильму "Республика ШКИД"). А вот Макаренко А. С. оказался ей и её соратникам не по зубам - пришло на выручку НКВД Украины, взяв его на руководящую должность в детскую коммуну им. Ф. Э. Дзержинского для беспризорников и несовершеннолетних правонарушителей.
Итогом экспериментаторства 1920-х было то, что систему образования в начале 1930-х необходимо было срочно спасать. Одними из первых тревогу подняли военные, обеспокоенные тем, что выпускников общеобразовательных школ, пришедших на срочную службу, нужно было вновь сажать за парту. Это и послужило началу полномасштабной реформы, в ходе реализации которой советская школа всё более напоминала дореволюционную. В 1930 году введено всеобщее обязательное начальное обучение. В 1931-1932 годах вернулись к классно-урочной системе и единым учебным программам. В 1934 году вернулись к единым (твёрдым) учебникам по предметам, с тех пор введению новых учебников долгое время предшествовали открытые конкурсы на лучший проект учебника по той или иной дисциплине. В 1936 году для учителей были введены персональные звания, а в 1940 - почётное звание заслуженного учителя РСФСР. С конца 1930-х годов учёба в старших классах средней школы (8-10) и в вузах стала платной.
Новый виток сталинской реформы пришёлся на Великую Отечественную войну. Уже в 1943 году как только Красная армия достигла серьёзных успехов, начались преобразования в системе образования. Именно тогда появился новый тип учебных заведений, сочетающий в своих стенах общеобразовательную школу и военную подготовку - самые известные, но не единственные из них стали суворовские и нахимовское училища. Много внимания уделялось повышению дисциплины школьников: утверждены "Правила для учащихся" и введены ученические билеты, введена пятибальная система оценок успеваемости и поведения и т. д. Вводились и новые знаки отличия для учителей. Пионерскую организацию переподключили на задачи образования. Проводившиеся пионерские слёты были посвящены темам освоения учебных предметов, успеваемости и подготовке к переводным экзаменам. Чтобы перейти из класса в класс, тогдашние ученики сдавали 6-7 экзаменов по разным предметам. В крупных городах было введено раздельное обучение мальчиков и девочек в классах семилетней и средней школы. А в 1949 году было введено обязательное семилетнее обучение. После, уже при Хрущёве эту советскую школу в партийной, советской, да и в педагогической публицистике стали презрительно именовать школой учёбы или даже школой зубрёжки.
С началом правления Хрущёва Н. С. развернулась очередная волна реформирования советской системы образования. Сначала отменили раздельное обучение, оплату за обучение и развернули полномасштабную антирелигиозную кампанию. Затем в 1956 году на волне объявленного на ХХ съезде КПСС форсированного строительства коммунизма ввели как вариант новый тип учебного заведения под старым названием - школу-интернат. По замыслу устроителей школы-интернаты должны были стать инкубаторами для воспитания идеальных строителей коммунистического общества. Своего рода новой элиты нового общества. А в 1958 году был принят первый пространный закон об образовании - "Об укреплении связи школы с жизнью и о дальнейшем развитии системы народного образования в СССР". Его принятию, кстати, предшествовало всенародное обсуждение сопоставимое с обсуждением проекта конституции страны. Одним из широко разрекламированных нововведений этого закона было введение обязательного восьмилетнего образования. Правда, сталинским руководством планировалось перейти к этому периоду на всеобщее среднее десятиклассное обязатедьное обучение. Зато средняя школа по закону 1958 года стала одиннадцатилетней и получила наименование средняя общеобразовательная трудовая политехническая школа с производственным обучением. Но мало кто из исследователей замечает, что по замыслу первого секретаря ЦК КПСС Никиты Сергеевича Хрущёва главным должно было стать не очное дневное, а вечернее или заочное обучение. Сам он, выступая перед комсомольцами в период обсуждения тезисов ЦК КПСС "Об укреплении связи школы с жизнью" (по сути это была презентация будущего закона), заявил, что в своё время получил образование без отрыва от работы и очень доволен своим образованием. В вузы по закону 1958 года стали принимать только после нескольких лет трудового стажа. И появилось новое профессиональное учебное заведение - профессионально-техническое училище (ПТУ). В ПТУ впервые соединились общеобразовательные дисциплины с профессиональными.
Вообще вся эта грандиозная и затратная реформа проводилась под единым лозунгом укрепления связи школы с жизнью, официальным же оправданием масштаба и направления преобразований служил официальный тезис о том, что средняя школа (10 классов) готовит учеников только для поступления в вузы, а для производства они оказываются не годными. Надо сказать, что падение общего уровня грамотности и другие признаки провала стали осознавать уже в конце хрущёвского правления. В 1963 году вернулись к школе-десятилетке.
В 1966 году уже при Брежневе Л. И. под предлогом совершенствования системы образования отменили наиболее спорные нововведения. Отменили постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР "О мерах дальнейшего улучшения работы средней общеобразовательной школы". Тогда же в 1960-е заговорили о приобщении школы к научно-технической революции. В 1970 году началось введение всеобщего обязательного среднего образования. Под разговоры о научно-техническом прогрессе сократили финансирования образования. Доля ассигнований на народное образование в 1960 - 1980-е годы в бюджете СССР была в разы меньше, чем не только в развитых капиталистических странах, но и многих странах-союзницах Советского Союза. Один интересный нюанс в связи с введением обязательного среднего образования: ПТУ, считавшиеся почти престижными заведениями с их возможностью сочетать школу-десятилетку с получением профессии, стали фактически отстойниками, принимавшими тех, кого не оставили в школе и у кого не было шансов поступить в техникум.
В 1984 году началась очередная реформа системы образования с целью приблизить образование, в первую очередь школьное, к насущным нуждам общества. Но постепенно разраставшаяся перестройка изменила общество и обрушила государство.
Так какая из советских школ может считаться лучшей в мире? Единая трудовая школа 1920-х? Сталинская "школа учёбы"? Хрущёвская с её "связью с жизнью"? Брежневская, пытавшаяся имитировать приобщение к НТР?
Найдено здесь:
https://vk.com/anti_soviet_coalition2_0?w=wall-131617902_295839
или