Гюстав Кайботт художник классической школы

Dec 22, 2020 09:22

«Великие художники еще больше привязывают вас к жизни».



Гюстав Кайботт Автопортрет художника



Гюстав Кайботт под влиянием традиций академического искусства, продвигаемых Школой изящных искусств, где он обучался у Леона Бонна (1833-1922),  принадлежал к реалистическому крылу импрессионистского движения. Таким образом, он был больше привлечен к стилю Мане (1830-83) и Дега (1834-1917), чем стиль Моне, Ренуара или Писсарро. Его реалистическая живопись дала ему естественное чувство современного искусства, тем более что, подобно своим предшественникам Жан-Франсуа Милле (1814-75) и Гюставу Курбе (1819-77), он стремился изобразить мир таким, каким он был, а не таким, как он. должно быть.

Художник классической школы Кайботт происходил из очень богатой парижской семьи первоначально был известен не своими работами, а щедростью по отношению к импрессионистам и покупал их картины за большие деньги. Признание и уважение пришли к живописцу, когда его работы были пересмотрены в середине 20-го века. Уникальный вклад Койбатта в современное французское искусство заключается в его способности сочетать точную и детально смоделированную композицию с яркими красками и необычными перспективами. Кроме того, покупки мастера помогали развитию импрессионизма в стране.

Наиболее известными его картинами стали полотна, посвящённые Парижу, как, например, «Молодой человек у окна» (1875), «Скребки для полов» (1875) и «Парижская улица в дождливую погоду» (1877 г.), «На мосту Европы» (1876 г.)



Гюстав Кайботт «Парижская улица в дождливую погоду» (1877). Художественный институт Чикаго

Полотно «Парижская улица в дождливую погоду», пожалуй, одна из самых узнаваемых картин XIX века, на которой изображен интригующий вид менее оптимистичной стороны Парижа. По этой работе понятно, что стиль Кайботта не характерен для импрессионизма. Упор на скорость и энергию города здесь заменены на тревожное спокойствие. Художник выражает увеличение социальной напряженности, вызванное быстрой "Османизацией" Парижа, которая проходила в течение его жизни в результате социальных и классовых различий. Хоть стиль Кайботта отличается от работ художников-импрессионистов, но Гюстав следует многим правилам и характеристикам этого направления. Фонарный столб в центре разделяет картину на две части. Каждая из фигур кажется потерянной или находящейся в ловушке своего собственного мира. Даже мужчина и женщина, идущие под руку на переднем плане, не смотрят друг на друга, между ними не чувствуется связи. Люди, идущие по тротуару, не проявляют интереса к окружающим, зонтики еще более подчеркивают отгороженность и замкнутость фигур. Картина в целом проникнута чувством неловкости. Кайботт использовал всю свою деликатность и мастерство, чтобы создать потрясающее изображение человека без взаимоотношений, которое блестяще отражает настроение своего времени.



Гюстав Кайботт (1875) Музей Орсе (Париж)

Работа «Паркетчики» Гюстава Кайботта  (1875), изображает городской рабочий класс. Тема ранее раскрывалась в работах Милле (Человек с мотыгой, Сборщицы колосьев) и Густава Курбе (Каменщики), однако Кайботт представил городских трудящихся, которых на тот момент изображали достаточно редко.

Три полуобнаженных мужчины очищают паркетный пол в парижской квартире (считается, что это была собственная студия автора), стоя на коленях. Диагональное направление половых досок компенсируется прямоугольными панелями на дальней стене и причудливым узором на окне, из которого падает дневной свет.

в 1875 картина была воспринята прохладно и осуждалась за «вульгарный» реализм. В результате Кайботт решает присоединиться к движению импрессионистов, а в 1876 году представляет некоторые работы на второй выставке группы.



Гюстав Кайботт, «Молодой человек у окна» (1875, холст, масло. 117 x 82 см, ), частная коллекция

На картине «Молодой человек у окна» (1875), изображен младший брат художника, Рене Кайботт, одетый в домашнюю одежду и стоящий у балкона. Из окна второго этажа семейных апартаментов на улице Миромениль в Париже виден бульвар Малешерб. Это одна из ранних работ Кайботта, показывающая его интерес к городскому реализму. Картина была показана на второй выставке импрессионистов в 1876 году, наряду с несколькими другими работами Кайботта, в том числе и «Паркетчиками». Писатель Эмиль Золя был впечатлён техническими достижениями работы, но не стилем, назвав её «антихудожественной»:

Фотография реальности без присутствия таланта живописца - жалкое зрелище.



Гюстав Кайботт , «На мосту Европы» 1876 Kimbell Art Museum (United States)

Несмотря на то, что ближайшие друзья художника Ренуар и Моне выступали за свободную манеру письма и яркие цвета, Кайботт предпочитает городские виды со строгими линиями. В работе «На мосту Европы» автор ограничился строго приглушенными визуальными средствами, используя монохромные тона, в основном голубые, вызывающие ледяной холод. В левой части картины стоят три мужчины спиной к зрителю. Два персонажа одеты в одинаковые одежды - пальто прямого покроя и цилиндры, что говорит о тенденции жителей городов сливаться друг с другом и терять свою уникальность. Будучи инженером, Кайботт детально изобразил сборные парапеты, балки, заклепки моста. Геометрическая структура моста делит изображение по вертикали на два арочных пролета. Человеческие фигуры расположены свободно, что позволяет избежать жесткой симметрии. Мост Европы расположен рядом с железнодорожным вокзалом Сен-Лазар, между балками виден дым паровозов. Эта работа является продолжением первой картины "Мост Европы" и представляет замечательный кинематографический кадр, фиксирующий данный эпизод через несколько секунд после первой сцены. Кайботт оставил свою подругу из первой картины и восхищается достижением инженерии и промышленности.



Гюстав Кайботт Мост Европы, (1876 124.7 x 180.6 см), Музей современного искусства Пти-Пале, Женева

«Мост Европы» впервые была показана на третьей выставке импрессионистов в 1877 году вместе с другими работами художника, среди которых была «Парижская улица в дождливую погоду». На полотне изображен мост Европы, который расположен над парижским железнодорожным вокзалом Сен-Лазар. В центре моста находится площадь Европы, к которой с разных сторон подходят шесть улиц, названных в честь европейских городов. Вид на картине представляет улицу Вены по направлению к центру площади. Сам вокзал не виден, художник изобразил перила, ограду, через которые проглядывают крыши вокзальных сооружений. Работа разделена на две части. Слева светлый тротуар и здания Османа контрастируют с колясками и одетыми в черное людьми, в то время как в правой части светло-серый костюм рабочего выделяется на темной конструкции моста. На переднем плане представлены четыре лица: прогуливающаяся пара в сторону наблюдателя, человек из рабочего класса удаляется в сторону вокзала, и мужчина в светлом опирается на ограду, мимо которого пробегает собака. Мужчина в паре с женщиной является представителем высшего класса, о чем свидетельствует его щеголеватый наряд и неспешная походка. Идущая с ним женщина в черном часто интерпретируется как проститутка, согласно современным социальным нормам в отношении женщин, особенно в районе вокзалов. Также существует предположение, что Кайботт изобразил себя, а женщина - его компаньонка Анн-Мари Хаген. Художник, как и во многих других работах, использует перспективу, то есть дальние планы сокращены, в ближние объекты увеличены, что создает впечатление использования широкоугольного объектива фотоаппарата.



Гюстав Кайботт «Обнаженная женщина, лежащая на диване» (1873 87 x 113 см) частная коллекция

Гюстав Кайботт «Обнаженная женщина, лежащая на диване» (1873) -   данное полотно, считающееся самым ранним датированным произведением художника, было написано в течение года, после поступления Кайботта в школу изящных искусств в Париже. И хотя женщину на картине довольно сложно идентифицировать, вполне вероятно, что в обоих случаях моделью для автора послужила Шарлотта Хаген, молодая женщина и подруга художника, появляющаяся на холсте «Мост Европы». Образ женщины на картине лишен мифологических связей, что бросало вызов общепринятым моральным ценностям, доминирующим в обществе девятнадцатого века. Лицо женщины скрыто от зрителя поднятыми руками, в отличие от полностью обнаженного тела. Кайботт предлагает свой вариант композиции, помещая голову лежащей в тень от подушки и поднятой руки. Внимание к фактуре изображенных поверхностей проявляется не только в более известных «Паркетчиках», но и в этой ранней работе атласная ткань на полосатой драпировке дивана хорошо заметна и реалистична. Неизвестно, для каких целей предназначалась эта картина, однако большой размер холста и подпись автора подразумевали ее представление для глаз общественности, несмотря на интимный характер откровенной сцены.



Гюстав Кайботт «Женщина перед туалетным столиком» (1873 65 x 81 см), частная коллекция

Картина «Женщина перед туалетным столиком» (1873) - это одна из ранних работ Кайботта, представляющая интимную сцену полуобнаженной женщины, пристегивающей кринолин перед туалетным столиком. Художник ловит случайное мгновение в повседневной жизни, уделяя особое внимание мелочам. Интересно, что на женщину можно взглянуть под другим углом, поймав ее отражение в висящем на стене зеркале. Сцена написана в необычной палитре сине-серого и розового, придавая картине ощущение домашнего уюта и интимной близости.



Гюстав Кайботт «Обнаженная на диване» (1880 129.5 x 195.5 см) Институт искусств Миннеаполиса, Миннеаполис

В 1880-х годах Кайботт создал серию этюдов мужских и женских фигур, к которой относится и эта работа. Она уникальна из-за бескомпромиссного реализма в анатомических подробностях и явного сексуального подтекста. Женщина лежит на спине, ее кожа мертвенно-бледна, глаза закрыты, а лицо закрыто поднятой рукой. Другая рука замерла на груди, будто дразня зрителя. Она выглядит уставшей и отталкивающей, брошенная в изголовье одежда и ботинок на полу говорят о явной спешке. Слишком интимная сцена вызывает двойственное чувство близости и отдаления. Вероятно, модель могла быть любовницей Кайботта. Художник бросил вызов общепринятым нормам вкуса и морали, обожествляющих обнаженную натуру в академической живописи. Из-за своего откровенного содержания картина никогда не выставлялась и не продавалась при жизни Кайботта.



Гюстав Кайботт «Лодки на якоре на Сене в Аржантей», (1892 60 x 73.7 см ) частная коллекция

Картина «Лодки на якоре на Сене в Аржантей», (1892)        Расположенный в одиннадцати километрах к западу от Парижа, Аржантей и его окрестности получили известность во второй половине девятнадцатого века как рай для лодочников. Его элегантный яхт-клуб был хорошо известен в этом регионе, а ежегодные парусные регаты и другие водные мероприятия в летние месяцы привлекали толпы гостей из столицы. Жилище Кайботта располагалось рядом с Парижским парусным клубом, а в декабре 1881 года Кайботт был назначен председателем подкомитета парусных регат в Кабуре и Буживале. Картина «Лодки на якоре», написанная в 1892 году, иллюстрирует импрессионисткую технику Кайботта в пленэрной живописи и его любовь к парусному спорту. На картине изображен участок Сены рядом с островом Иль-Маранте, расположенным напротив Аржантей.  Первым владельцем этой картины стал Марсиаль Кайботт, который унаследовал многие полотна своего брата после его смерти в 1894 году. В том же 1894 году Марсиаль представил данную работу публике на ретроспективной выставке, организованной Дюран-Рюэ в Париже.



Гюстав Кайботт «Ричард Галло и его собака в Пети-Женвилье» (1884 89 x 116 см) частная коллекция

Картина «Ричард Галло и его собака в Пети-Женвилье»  (1884).

На картине изображен человек в профиль, одетый в черный котелок, гуляющий со своей собакой вдоль берега Сены. Это один из друзей Кайботта Ричард Галло. Он был сыном французского банкира, родился в 1849 году в Александрии в Египте, но воспитывался в Париже. Молодые люди учились вместе в школе. В 1881 году Галло был редактором газеты «Конституционалист» с республиканскими взглядами. На данном полотне черная собака по кличке Дик, уменьшительное от Ричард, относится к породе королевского пуделя, подстриженного подо льва, что было модна с конца XIX века до первого десятилетия XX века. Стильный мужчина в черном сюртуке прогуливается вдоль берега в Пети-Женвилье близ Аржантей к северо-западу от Парижа недалеко от дома Кайботта и его брата Марсиаля, купленного в 1881 году. Тема прогуливающегося человека интерпретируется как переход от городской жизни к природе, показывая стремление художника отказаться от шумной жизни и обратиться к созерцанию и изучению окружающего мира. Этот холст был выставлен с другими работами автора на выставке в Брюсселе в 1888 году, где получил неоднозначные отзывы. Сейчас картина находится в частной коллекции в Лозанне.



Гюстав Кайботт «Мужчина в ванной» (1884 144.8 x 114.3 см ) Музей изящных искусств, Бостон

Картина «Мужчина в ванной» (1884). Среди нескольких картин с изображением мужчин и женщин, написанных Кайботтом, «Мужчина в ванной» считается наиболее амбициозной в его карьере. Возможно, художник обратился к этой теме после приобретения нескольких работ Эдгара Дега с купальщицами в 1870-х годах. Главным объектом данного полноразмерного полотна является обнаженный мужчина, стоящий спиной к зрителю. Вытираясь полотенцем, он только что вылез из большой металлической ванны, стоящей в углу обычной комнаты. Одежда мужчины аккуратно свернута и лежит на соседнем деревянном стуле, рядом с обувью. Полотенце или халат брошено рядом с ванной, на деревянном полу видны мокрые следы от ног. Полотенце в руках мужчины закрывает лишь часть его спины. Критики-феминисты связывали это с женской проституцией, получившей широкое распространение во Франции конца 19-го века. Таким образом, данная картина бросала вызов традиционным представлениям о маскулинности и гендерных нормах в частном пространстве. В 1888 году картина была отправлена в Брюссель для выставки «Общества XX», но из-за спорного содержания была удалена из основной программы, став доступной лишь избранным членам жюри.



Гюстав Кайботт «Портрет Анри Кордье» (1883 65 x 81.5 см ) Музей Орсе, Париж

Картина «Портрет Анри Кордье» (1883) Один из самых восхитительных аспектов работ Кайботта  -  это серия портретов состоятельных людей из окружения художника. На данном полотне Кайботт сосредоточил внимание на интеллектуальной стороне Кордье. Ученый изображен в своем рабочем кабинете на улице Риволи. Он погружен в работу, обилие книг подтверждает, что его деятельность связана с литературой. Кордье так увлечен написанием книги, что не замечает неудобного положения, в котором находится. На заднем плане изображены использованные перья, лампа и другие декоративные предметы, типичные для писателя. Необычная композиция, в которой Кайботт изобразил верхнюю часть туловища мужчины, передает влияние Дега. Картина находилась в собственности Анри Кордье вплоть до его смерти в 1925 году, после чего была передана государству.



Гюстав Кайботт «Игра в безик» (1881 121 x 161 см ) Лувр Абу-Даби, Абу-Даби

Картина «Игра в безик» (1881). В центре сюжета этого масштабного полотна лежит карточная игра безик, получившая широкую популярность в Париже к 1860 году. На картине изображена группа из шести человек, двое из которых непосредственно вовлечены в игру, трое с интересом наблюдают за партией, а последний дремлет на диване. Элегантно одетые мужчины собрались в непринужденной обстановке вокруг небольшого стола в гостиной квартиры Гюстава Кайботта, расположенной на пересечении улицы Глюк и бульвара Осман. Соперниками в игре выступили брокер Морис Браульт, сидящий слева, и брат художника Марсиаль Кайботт, одетый в светло-коричневую куртку. Рядом с Браультом расположился художник Эдуард Дессомме, а в мужчине, сидящем по правую руку от Кайботта, можно узнать Андре Кассабо, уже позировавшего для художника в 1877 году. Сын банкира и журналист издания «Конституционалист» Ричард Галло стоит между игроками, увлеченно следя за игрой. Позади него на диване отдыхает Пол Хьюго, купивший несколько картин Гюстава Кайботта для своей коллекции. Зеленое сукно на столе вместе с красным креслом Дессомме контрастируют с остальной хроматической палитрой картины. Сезанн, без сомнения, был вдохновлен этой работой, показанной на выставке импрессионистов 1882 года, при создании серии «Игроков в карты», перенесенной в крестьянскую среду.

Кайботт скончался 21 февраля 1894 года во время работы в своём саду в Женвилье. Он похоронен на кладбище Пер-Лашез в Париже.

Статья проиллюстрирована изображениями картин из Интернета.

Источники: Нил Коллинс (Neil Cоllins) «Скребки для пола, Гюстав Кайботт: Анализ», impressionism.su

Гюстав Кайботт, живопись, импрессионизм

Previous post Next post
Up