На предыдущей встрече в Клубе замещающих семей мы с родителями обсуждали, какими хотели бы видеть своих взрослых детей. Какие качества человеческие мы поставили бы во главу угла, воспитывая их и понимая при этом, что эти качества будут определять выборы наших детей непосредственно, определять пределы допустимости в их общении, в предпочтениях, оказывать влияние на судьбу.
Это безусловно, не так ли, что если мы воспитываем в человеке честность и прежде всего честность, а иже с нею рука об руку идут благородство, доброта, обостренное чувство справедливости, то вряд ли такому, воспитанному нами, человеку будут интересны задачи и проблемы большого бизнеса или политики, лгущей на каждом шагу. Мы часто говорим о том, что призваны отдавать себе сознательный отчет в том, какие качества детям прививать, потому что ни одно качество личности не существует вне связки с другими родственными и не может быть жизнеспособным само по себе.
Можно, конечно, возразить, что вот, хорошо бы всего в меру. И чтобы деньги водились, потому что как без них. Конечно, отвечу я, без денег никак. Просто количество любого свойства по мере его роста неизбежно будет влиять на качество этого свойства. И выбирать то, что, как нам кажется, должно вести нашего ребенка по жизни, мы должны, хорошо понимая этот закон.
И вот, мы с родителями и усыновителями, с опекунами и волонтерами, максимально взвесив, какие качества личности могут вступать в конфликт с другими, составили список тех из них, которые хотели бы воспитать в своих детях. И я не случайно показываю их сейчас, потому что мне этот список понадобится в продолжении поста о любопытстве, который появится в конце этой недели.
Итак, мы хотели бы, чтобы наши дети были:
- добрыми
- мужественными
- ответственными
- находчивыми
- трудолюбивыми
- самокритичными
- устойчивыми
- целеустремленными
- надежными
- совестливыми
- справедливыми
- рассудительными
- нравственными
- сочувствующими, т.е., способными испытывать эмпатию
- общительными
- вежливыми
а так же людьми, соблюдающими требования
- достойного поведения, хороших манер
и обладающими несомненными
- чувством юмора
и
- чувством меры
Мы ничего не упустили? Если это так, буду благодарна за дополнения. И я назову эти качества нашими верными помощниками, потому что мы призваны воспитывать их изо дня в день, и именно они помогут нам сотворить из наших детей таких людей, при мысли о которых нам всегда будет:
- спокойно
- горделиво и
- светло.
Мы же помним, что сами растут только сорняки. И весь это блестящий набор человеческих свойств может показаться кому-то утопичным и отжившим, но я с этим не соглашусь. Просто нужно спросить себя, когда в последний раз мы говорили с нашим ребенком о доброте? Когда показали ему на примерах, как проявляет себя мужество? Где устроили ему встречу с совестью, самокритикой? Только не фронтальную наподобие лоботомии, от которой остается только неспособность ни к чему. А позитивную, ответственную, с чувством меры, соблюдая эти качества, прежде всего, самим? Когда и как мы объяснили ребенку ту грань, после которой чувство юмора переходит в дурновкусие? Сколько раз за неделю, месяц, опознали в окружающем нас мире проявление целеустремленности?
Просто, чтобы что-нибудь было, нам надо это что-нибудь делать.
Я не случайно поместила список наших верных помощников тут, между началом и завершением поста о любознательности, этот список пригодится мне в следующий раз. И, думаю, не только в следующий. Потому что мне кажется очень правильным, если мы станем почаще напоминать самим себе о том, что же мы хотим видеть в наших выросших детях...