Начало темы К сожалению, очень многие взрослые люди зависимость причин "сделка" и следствий, которые мы перечислили, видеть отказываются.
Потому что это удобно - каждый раз радовать игрушкой, получая хотя бы небольшое количество личного времени, когда ребенок в нее играет. Да и чувствовать себя щедрым дарителем тоже приятно.
Потому что это удобно - заключить сделку, вместо того чтобы бесконечно проигрывать ситуации, в которых маленькому человеку становится без материальных поощрений понятно, что такое ответственность и долг, что такое тщательность и умение завершать начатое, что такое заинтересованность в знаниях и мотивация к ним. Что такое взаимодействие в семье, наконец.
Потому что это удобно, не думать о том, как потом будет справляться с жизненными проблемами наш взрослый ребенок, которого мы приучили не взаимодействуя, получать, получать и получать.
"Жить легче" - к сожалению, это уже не вчера стало лозунгом нашем времени. И что-то не очень правильное происходит с нашими детьми, которые воспитываются куда более в щедрых условиях, чем мы с вами, когда мы уже больше не можем непринужденно порадовать их подарками, когда наши дети негодуют и обижаются, если мы вдруг не сумели их изумить.
Еще одно отступление. Прошедшая войну и родившая своей детей сразу после тяжелых времен молодежь, а пуще того, родившие в войну, были в большинстве своем «заражены» голодом, и, выкармиливая свое потомство, получив наконец возможность питаться более или менее нормально, старались впихнуть в ребенка как можно больше еды, словно прозапас. Конечно, так делали не все, но тенденция была явной. Послевоенные родители раскармливали своих детей, не ведая меры в количестве еды и жиров в пище, гонимые страхом памяти о тяжких временах. И никакие доводы о том, что ожирение формирует ранние атеросклеротические бляшки на печени, и они делают печень дистрофичной и нефункциональной, что нередко ожирение провоцирует сбой в работе эндокринной системы, разрушает сердце, не имели результата. Страх голода оказывался сильнее здравого смысла. «Упитанный - значит здоровый» - это было лозунгом тех времен.
Но какой страх движет теми родителями, которые теперь, в наши благополучные времена, «перекармливают» своих детей материальными благами, сбивая в детях природное функционирование систем интуиции, воображения, творчества, выхолащивая в них способность радоваться и способность свободно творить?
- Сейчас полно развивающих игр! - можем мы услышать в ответ. - Дети развиваются значительно быстрее, чем это было в прошлом, они владеют большим количеством информации и прекрасно оперируют ею!
Справедливо, с этим нельзя не согласиться. Но именно «владеют» тут ключевое слово.
Владеют, но не создают сами.
Владеют, но не творят.
Владеют, но, лиши их компьютеров и электронных игрушек, эти дети «зависают» в пустоте и впадают в депрессию. Они не умеют ни занять себя, ни применить себя в тишине природы или одиночестве. При перемене среды они становятся пугливыми и агрессивными.
Так может быть, это и есть то, чего пора испугаться всем нам?
К сожалению, за большинством сделок и бесконечных подарков стоит не наша щедрость или наша доброта, а наша родительская несостоятельность. Потому что, пережив первые годы насыщения, мы уже должны бы были увидеть, что гонка за материальными благами конечной точки не имеет. И что то пренебрежение духовными ценностями, которыми наше время отличается, уже приносит свои плоды, и эти плоды совсем не аппетитны на вид и на вкус. Кроме того, вполне логично предположить, что следующее поколение тенденцию потребления увеличит. Что же в этом случае ждет наших детей, когда родителями станут они?
Мы не умеем вырастить в наших детях мотивации к набору знаний, и платим им деньги за хорошие отметки.
Мы не умеем создать такие взаимоотношения в семье, при которых для детей стало бы естественным принимать участие в поддержании порядка в доме, и договариваемся о плате за помощь, словно «нанимая» своих же детей на работу в качестве обслуживающего персонала вместо того, чтобы просто сотрудничать с ними, обучая из, как минимум, тому, что во все века называлось бескорыстной дружбой.
Мы не умеем сделать наше ежедневное возвращение домой самоценной радостью для ребенка, и вновь спешим в магазин за новой игрушкой.
Мы разучились быть настоящими родителями нашими детям, и нам остается одно: откупаться от них.
Довольно мрачная картина. И есть в ней представители потребителей, о которых мы сейчас говорили, есть также и другие, полярные, кто выбросил из дому телевизор и не подпускает детей к электронным игрушкам.
Мне кажется, что и то, и другое чересчур.
Конечно, если между нами и нашими детьми существует крепкая связь, если наш родительский авторитет сохранен, то умеренное количество подарков нам ничего не испортит. Просто практика показывает, что чем сильнее этот самый родительский авторитет, тем меньше у самих родителей потребность приносить ребенку игрушки при каждом своем возвращении домой, и уж тем более - заключать с детьми сделки. То-то и оно, что, как бы мы не сопротивлялись этому факту, но все задаривания и «контракты» существуют исключительно на фоне того, что мы с обязанностями родителей не справляемся. Мы больше не являемся авторитетами для своих детей, и, сверх того, уже сформировалась и набирает силу концепция, что прежде существовавшая родительская мудрость более значения не имеет, потому что дети, едва подрастая, начинают быстрее родителей ориентироваться в технике и электронике, из чего само по себе вытекает, что «родители больше не мудры». Да, это исповедуют подростки, этим наполнен интернет. А если наши дети пока маленькие, и мы еще с такими мнениями не столкнулись, то не исключено, что все у нас впереди.
И есть еще один аспект, который показывает, что сделки с детьми непродуктивны.
Проводя свои исследования и наблюдая за многими детьми, Гордон Ньюфельд утверждает, что сделки, в которых ребенок получает материальное поощрение за выполненную им работу, воспринимаются им как давление и манипулирование. Не как игра, что могло бы нам показаться, не как "репетиция взрослости", где человеку нужно работать, чтобы свои потребности утолять, а именно как давление и навязанный компромисс, которые противоестественны природному состоянию взаимодействия и сотрудничества родителя с ребенком. Более того. Тот же автор уверен: родители, склонные добиваться результата путем сделок, еще больше теряют свой родительский авторитет, демонстрируя перед ребенком свое бессилие в достижении результатов иным путем.
«Награды могут увеличить вероятность желаемого поведения», - пишет профессор Деси, - но только до тех пор, пока они продолжают поступать. Конец наградам - конец игре» - ссылается Ньюфельд.
Само по себе явление заключения сделок и выдачи вознаграждений Ньюфельд рассматривает как результат детского сопротивления родительским взглядам. Причину же этого он видит именно в падении родительского авторитета, которое я отмечаю повсеместно и в этом вопросе того же мнения придерживаюсь.
Кроме того, исследования показывают, что разовые сделки не приносят ни навыка, ни мотивации. То есть, вне состояния сделки, ребенок начатого действия не продолжает. Тогда как дети, чьи родители сумели вызвать в них интерес к какому-то делу путем взаимодействия, продолжаю начатое самостоятельно.
«С уменьшением родительской власти нарастает наша потребность в рычагах влияния. Для обозначения их придумано множество эвфемизмов: подкуп называют наградой, стимулом, положительным подкреплением»;, - пишет Ньюфельд.
«Мы прибегаем к рычагам, когда у нас больше нет других возможностей - нет врожденной мотивации, которую можно отыскать, нет привязанности к нам, на которую можно опереться. Такая тактика, если она вообще имеет право существовать, должна быть самой крайней мерой, а не нашей первой реакцией, и точно не нашим основным воспитательным приемом»;, - говорит он.
И мне кажется логичным по окончании этой темы перейти к вопросу родительского авторитета, поменяв местами темы, которые мы собирались обсуждать.
Следующие темы:
- качества родителя: авторитет, сила и власть
- если ребенок не такой как мы
- чувствительные дети
- для кого мы растим наших детей
- немного о вежливости и прочих проявлениях воспитанности