Хакасия 2008

Feb 09, 2012 01:28

Предыстория

После поездки на Горный Алтай мы длительное время находились в прострации. Вроде бы вчера просыпались в палатке под шум горной реки, дышали чистым воздухом, сидели у костра, гуляли по горам, а сейчас надо сползать с кровати под звон будильника, дышать выхлопами машин в пробках, отсчитывать каждый час до конца бесконечного дежурства, возвращаться в душную квартиру.

Поэтому когда знакомый в шутку предложил идею съездить на выходные в Хакасию, мы уцепились за нее, как за спасательный круг. Ведь так хотелось получить еще один заряд положительных эмоций перед долгой сибирской зимой.

И вот мы снова в дороге. Выехали на той же машине (Toyota Caldina). Экипаж увеличился до 3 человек за счет друга.

1.08.08 1-й день путешествия

О существовании более близкой дороги через Шарыпово слышали, но не знали где ее искать. Поэтому в Хакасию попали длинным путем, через Ачинск.

Четкого плана по отдыху не было, т.к. собрались спонтанно. О месте ночевки начали размышлять после пересечения границы республики. На популярные озера Белё и Шира не хотелось. После Горного Алтая, где мы стремились к уединению, в Хакасии хотелось этого же. Моей идее остановится на Черном озере противится никто не стал.

Черное озеро, как и ожидалось, оказалось большое, малолюдное и совсем не черное. Стоянку в сумерках разбили на восточном берегу. Полного уединения не получилось, но десяток машин в отдалении не мешали отдыхать. Отдыху также не мешал сильный западный ветер, норовивший утащить палатку, затушить угли под шашлыком из индейки или насыпать песка в еду.

2.08.08 2-й день путешествия

Утром ветер не ослаб, но и дождя он не принес.

Искупавшись в штормовых волнах и погуляв по окрестностям, мы отправились в путь.

Озеро очень понравилось, но время поездки у нас было ограничено, а хотелось увидеть многое.

После Черного мы посетили озеро Ошколь. Оно отделено от Черного озера горной грядой и больше подходит для отдыха с лодкой и удочкой, чем для любителей искупаться из-за заросших тростником берегов.  Останавливаться на нем не стали.

Хотелось посмотреть руины древней крепости Чебаке в окрестностях озера. Но потратив несколько часов, ее так и не удалось найти из-за неверных координат.

Следующим пунктом нашего отдыха было знакомство с оз.Белё.

От него остался неприятный осадок. Платные подъезды к берегу, толпы отдыхающих, пьяное быдло, танцующее под музыку среди детей и орущее песни, чайки поедающие мусор…

В общем, все атрибуты “культурного” отдыха россиян. Нас хватило на 20 минут.

На оз.Шира решили не тратить времени. Ограничились его лицезрением с территории заброшенного аэропорта.

После Белё посетили поселок Туим. Он знаменит  своими заброшенными шахтами и Туимским провалом.

Сначала спустились в полузаваленную шахту с громким названием у местных “Ледяная пещера”.  Ничего особенного - несколько сот метров ходов, затопленная лифтовая шахта и глыба льда в провале.

Туимский провал впечатлил куда больше. Дух перехватывает, когда стоишь на краю. Фотографиями этого не передать.  Он тоже дело рук человеческих. Обрушавшуюся из-за неправильных выработок шахту решили взорвать. В итоге получили провал, который еще больше увеличился после 1991 года.  Эффект дыры в горе диаметром 200 и глубиной 120 метров дополняет бирюзовое озеро глубиной более 100 метров.

Стены провала похожи на муравейник за счет штреков шахты.

По ним же местные проводят желающих вниз, к глади озера.

Желающие же получить адреналин прыгают в провал на тарзанке.

Дело было к вечеру и нужно было решать по месту для ночевки. После недолгих раздумий отправились на оз.Собачье (Пионерское), которое находится по соседству с Туимом.

Здесь находятся пионерлагерь и база Томского политехнического института.

Но их присутствие оказалось нами незамеченным.  В тишине и одиночестве на северо-западном берегу мы провели еще один вечер под небом Хакасии.

3.08.08 3-й день путешествия

Утром мы отправились на соленое озеро - Шунет. Поворот на него с трассы Шира - Абакан находится в 8 км за п.Жемчужный.

Часть более чистого берега занято кемпингами с платным въездом, часть, заросшая высоким тростником, - бесплатная. Как противники всего платного выбрали второй вариант.

Отдохнув, накупавшись и подкрепившись, поднялись на машине на соседнюю сопку.

С нее открылся потрясающий вид на десяток километров степей и сопок вокруг с озерами Шунет, Матарак и Иткуль.

После Шунета посетили оз. Тус.

Как и в ситуации с Шунетом, более чистый берег занят турбазами и кемпингами. Бесплатно - тростник и лечебная грязь по колено.

Благодаря высокой минерализации воды в озере (самой высокой в регионе) оно очень популярно у туристов.

Мы остановились в бесплатной части озера. Нескольких часов нам хватило на купание и покрытие себя толстым слоем соли и грязи. Пригодилась канистра с пресной водой, запасенная заранее.

Место для ночевки решили искать в другом месте, более безлюдном. Хотелось попасть в Приисковый на Ивановские озера.  Но, уже свернув к нему в Копьево, поняли, что попадем туда затемно. Поэтому выбор пал на более близкий вариант - Большое озеро. Дорогу к озеру проложили наискосок по полям мимо с.Костино.

Стоянку разбили на западном берегу озера.

4.08.08 4-й день путешествия

Отдохнув и накупавшись на озере, мы в этот же день через Ужур и Ачинск вернулись в Томск.

Заключение

Перед поездкой, глядя на фотографии с унылыми пейзажами Хакасии в окрестностях озер Шира и Белё, мы решили для себя - смотреть особо нечего, просто съездим покупаться в озерах. Но попав в этот регион, просто влюбились в его природу. И теперь Хакассия для нашей семьи -  это место, куда можно сбежать на несколько дней от мирской суеты и куда тянет вновь и вновь.

Конец.

Понравился пост и хотите еще? Добавьте в друзья и следите за обновлениями журнала.

Фотографии из дневника "Хакасия 2008" с привязкой к спутниковой карте на картографических сервисах