"Красные" cвященники

Nov 27, 2010 17:28


 Эпиграф:
"На другой день дьякон отнес к портному праздничную рясу. А через два дня в бордовой толстовке, бритый, стыдливо прикрывая рукой бесстыдно выскочивший нос, заявился к Марфе - сказать ей, что из-за нее он решил погубить душу, отречься от всего, с дьяконицей развестись и жениться на ней, на Марфе.
  - Ах ты, бедненький! Ну, поди, поди ко мне... Да что это у тебя глаза такие чудные?
  - Что - глаза! Тут мозги наперекосы пойдут - от всего этого.
Мозги у дьякона шли наперекосы: как в бурсе, он опять сидел и зубрил тексты - теперь из Маркса - в каждый вечер ходил на занятия в кружок".

В своё я рассказывал о священниках, по различным причинам подвергнутых казни белыми войсками. Не все они были сторонниками красных. Но сегодня я расскажу именно о "красных" священниках. Предупреждаю, что я не считаю редкие переходы духовенства на сторону "красных" действием бесов, предательством Господа и прочим. я считаю это выбором позиции, который совершался по различным убеждениям -- из-за сложившихся обстоятельств, из приспособленческих соображений или из-за сознательного перехода на идейные позиции советской власти. 
Итак, начну. Буду благодарен за пополнение "коллекции". Правда, наряду со священниками в списке есть дьяконы и монахи.

Священники-коммунисты

1. В ходе Гражданской войны разделение на белых и красных коснулось и духовенства. Священник А. Попов, служивший в Пермской епархии, летом 1918 г. отрекся от Бога и стал коммунистом (ГАПО, Ф. р-1. Оп. 1. Д. 257. Л. 57-61 об.)

«Первый период действия административно-силовой модели государственно-церковных отношений на Урале (октябрь 1917 - первая половина 1919 г.)». В.В. Вяткин, Пермский институт железнодорожного транспорта.

2. Священник Елецкого уезда села Хмельница Андрей Горохов. Его письмо было опубликовано в газете "Известия Пермского губернского исполнительного комитета Совета рабочих, солдатских и крестьянских депутатов" за 19 октября 1918 г.

По Уралу.
Письмо священника коммуниста
(Гор.Орлов).

Отцы, братья! Призываю вас немедленно признать Советскую власть, вступить в партию коммунистов, перестать мучить народ панихидами и молебнами. Забудьте корыстолюбие, оставьте сребролюбие. Идите помогать трудящимся и угнетенным, а не молиться за богачей. Великое светлое будущее несут трудящемуся народу коммунисты. Да здравствует Советская власть. Да здравствуют коммунисты. Прочь власть черных воронов, долой иезуита епископа Серафима.

Также письмо было перепечатано в газете "Известия ВЦИК" за 27 октября 1918 г.

Священники-совслужащие

3. Дмитрий Яковлевич Попов, комиссар народного хозяйства Усть-Сысольского Совнархоза, лишенный сана 4 мая 1918 года и публично снявший рясу на ноябрьских праздниках в первую годовщину революции. Выдающаяся личность. Политический, культурный и хозяйственный деятель Севера дореволюционного времени, активный участник политических процесов края, популяризатор коми-культуры, поэт, разработчик эксплуатации природных богатств края. Активно способствовал открытию больниц и богаделень, культурных и церковных учреждений. К сожалению, из-за болезни сравнительно рано умер.
Симпатии к большевикам проявил ещё в 1912 г. во время работы в Государственной Думы. Сохранились сведения, что он передал в фонд "Правды" десять рублей золотом. Но при этом примыкал к прогрессистам.
После Февральской революции активно включился в политико-общественную жизнь, стал в конце 1917 г. эсером, активно работал в Советах Усть-Сысольского края, стал товарищем председателя съезда Советов края в сентябре 1917 г. В начале 1918 г. при быворах в исполком Совета стал комиссаром хозяйства, представляю фракцию эсеров. Из-за того, что забросил церквоные дела, 4 мая лишен сана, но очень долго ещё носил рясу. Не оставлял и литературной деятельности.
Посланный делегатом от фракции левых эсеров Усть-Сысольского Совета на V съезд Советов в Москву, имел беседу с лениным о эксплуатации природных богатств края: леса и нефти. По возвращении возглавил комиссариаты финансов и соцобеспечения. 
Осенью Дмитрий Яковлевич уже числится среди "сочувствующих РКП(б)", а в ноябре 1918 года бывший священник на празднике революции публично снял рясу. 15 ноября он вместе с отрядом чекистов провёл ревизию Троице-Стефановского монастыря, расположенного в селе Ульяново. До этого он уже ревизовал его - в 1898, 1905, 1910 и 1912 годах. Никаких нарушений выявлено не было. Тем не менее во время этой, последней ревизии - уже при советской власти - было вывезено около 30 тыс. руб. золотом, серебром, банкнотами и марками; серебряные и медные кресты, серебряные и бронзовые медали, прочие ценные бумаги и др. В декабре монастырь был закрыт.
В том же месяце 1918 года бывший священник получил благодарность от делегатов III уездного съезда Советов. Делегаты признали, что Попов - "единственный человек, знающий до мелочи все наше хозяйство". Съезд выразил Попову, как "честному и энергичному работнику... самую горячую благодарность... за его высокополезную... деятельность... на благо и процветание Зырянского края". Попов болел, на пошел на переизбрание на пост пред.совнархоза, отказавшись, однако, от отделов финансов и обеспечения.
Дмитрий Попов скончался 9 октября 1921 г. скончался в с. Деревянск, полузабытый многими. С большим трудом вдова добилась отпевания растриги и похорон внутри церковной ограды (хотя, очевидно, для самого Попова это мало имело значения). Крупнейший поэт и драматург (автор текста современного гимна Коми), ученик Д.Попова Виктор Савин откликнулся на смерть учителя некрологом в газете "Югыд туй" ("Светлый путь"), где признал, что "...таких людей, как Д.Я. Попов, мало было в дни революционной борьбы в Усть-Сысольском уезде, и память о нем должна остаться среди нас - молодых работников, вышедших на арену новой жизни после него".
Более подробно:
badelskkomi.svoiforum.ru/viewtopic.php
А также:
http://www.oilru.com/nr/89/1081/http://www.oilru.com/nr/89/1081/
http://www.emc.komi.com/03/15/071.htmhttp://www.emc.komi.com/03/15/071.htm
Другой священник-совслужащий:
4.Примером может служить свящ. о.А.Муранов, бывший заведующий Епарх.доходным домом. Он, после национализации доходного дома, остался на службе у большевиков и работал в одной компании с комиссарами Исполнительного Комитета по национализации домов и имущества дух.ведомства. Пастырское сознание о.Муранова каким-то образом мирилось с фактом совместной деятельности православного священника с теми, кои воздвигли открытое гонение на Церковь Христову, кои "силою смертоносного оружия захватили власть над нею и её достоянием", кои "признали излишни школы, подготовлявшие пастырей Церкви", кои "отнимали имущества православных церквей и монастырей"...)
http://radikal.ru/F/s52.radikal.ru/i138/1007/60/7668c8b950c7.jpg.html

5. На выборах Тургайского областного съезда Советов.
http://www.centrasia.ru/newsA.php?st=1203544200
Вторым поднялся Хакимжан Саркин. Пятидесятилетний журналист, явившийся на съезд представителем от 7-го района мусульман гор. Кустаная, образование получил в Духовной академии, во время войны был военным священником, журналистом газеты "Степь", волостным комиссаром и, попав в немилость правительства Керенского, отстранен от должности. Работал в ревкоме Совета Степкрая, военный комиссар, заместитель Джангильдина.

Какой конфессии был Хакимжан, не сообщается.

6. Виктор Парняков, священник Успенской церкви Кяхты-Троицкосавска, член Совета народных депутатов. К сожалению, информация из не слишком надежного источника -- газеты "Православная Бурятия" за от 14 октября 2010 г. 
Кто немного знаком с историей Кяхты-Троицкосавска, тот очень коротко знает эту историю про «красного» батюшку. Служил в Успенской церкви молодой священник Виктор Парняков, пришла советская власть, он ее принял, стал членом совета народных депутатов, за что был расстрелян белыми где то в районе Новоселенгинска, когда везли его в Верхнеудинскую тюрьму. И похоронен верующими рядом с Успенской церковью. Я хочу немного расширить сведения по этой теме и немного порассуждать об уроках, которые нам преподаются через этот необычный исторический факт - священник Русской Православной Церкви погиб за советскую власть.

Кто желает узнать подробнее, может найти в газету в Интернете.

Священники-партизаны.

7. Священник из села Усть-Мосиха Алтайской губернии Евгений Осипович Квалерий, который в народе имел репутацию бражника и заядлого рыбака, изначально симпатизировал советской власти, затем принимал участие в партизанском движении (в составе отряда усть-мосихинских партизан). 
Впоследствии работал председателем райисполкома.
Из послесловия к книге Г. Егорова "Солона ты, земля!" (Ист.роман. Барнаул: Алт. кн. изд-во, 1963.)

Священники-агитаторы

Впрочем, они преимущественно тоже партизаны.

8.И.А.Вашкорин, начальника агитотдела штаба партизан Тасеевской республики. Это, пожалуй, самый знаменитый священник, пошедший за красными -- во многом благодаря первому советскому роману В.Зазубрина "Два мира". 
9.Сходная судьба у священника Орлова
"...комендант Канска капитан Мартын докладывал начальнику штаба Иркутского военного округа о том, что среди большевистских агитаторов выделяется "... знаменский священник Орлов, который с крестом и евангелием произносил большевистские проповеди. Обладатель большого артистического таланта, он заставлял слушателей рыдать и клясться быть всегда защитниками Совдепа и если надо погибнуть за него". Последователем Орлова офицер назвал и священника Вашкорин. Он, идя по стопам учителя, призывал крестьян записываться в Красную гвардию, и сам первый начертал свое имя"44.

Ссылка на: Партизанское движение в Сибири. Т.1. М.-Л.: Госидат, 1925. С. 105.
http://e-lib.gasu.ru/konf/mak/arhiv/2004-1/17.doc

10. Священник В.Головин.
http://whitesiberia.narod.ru/publik.html
"Были случаи перехода священников в лагерь партизан. Священник В. Головин рассказывает: “Я стал попом красного лагеря восставших крестьян. Продолжал служить и поддерживал в населении убеждение, что большевики не дьяволы, к которым не должен идти ни один поп. Вопрос морального запугивания белыми крестьян отпадал. Получалось, что большевики не отнимали религию. Раз принесли в церковь убитого бойца. Хотели отпевать. Вдруг гонец из отряда имевшего дело с агинскими белыми, передаёт, чтобы подождали, пока окончиться бой. Немного погодя приехали бойцы и Пётр [Щетинкин]. Я отпевал один без псаломщика. Пётр подпевал. Я поднёс ему книгу, он взял и пел. В другой раз я сделал поклон. Пётр кивком головы отклонил это” . «Я приехал в село Благовещенское. Здесь немного спустя прибыл отряд П.К. Лубкова… Отряд был из 400 человек с обозчиками и санитарами. Конный объезжал и под окнами приказывал ставить самовар. То же и мне. Потом идут в квартиру бойцы и Лубков. Один ставит винтовку в передний угол под икону. Лубков шутя говорит: “Не ставь, тут всё-таки живёт батюшка”. Тот возражал, но перенёс винтовку. Штаб Лубкова жил у меня неделю… Я служил. Раз выпил с ними самогонку. Фельдшер отряда лечил мне глаза» ".

11."Использовали попов и для агитации против колчаковского режима. И.В. Громов на заседании 10 августа 1930 г., посвящённом освобождению Каменского округа, рассказал, что “для усиления агитации мы иногда использовали попов, которые по нашим тезисам с амвона проклинали Колчака, а после эти самые попы убегали из сёл, так как боялись колчаковцев” ".

12. Михаил Жедяев, новомученик земли кунгурской 
В "Мартирологе (списке) новомучеников пермских" указаны имена священнослужителей, принявших мученическую смерть в 1918 году. Большинство из них стали жертвами большевистского террора. Есть и исключение. Михаил Сергеевич Жедяев был зверски замучен белогвардейцами за агитацию среди крестьян.
Его агитаторская деятельность продолжалась всего несколько недель. После отступления Красной Армии он стал жертвой белогвардейского карательного отряда. М.С. Жедяева зверски избили, раздели и в тридцатиградусный мороз вели до Кочебахтино, где и расстреляли.
Ольга Ренёва, зав. музеем истории купечества Газеты.Районные.Искра (Кунгур) / 2010-01-14

Правда, священник он был, похоже, бывший.
 Книга Памятник борцам пролетарской революции погибшим в 1917-21гг. Ленинград 1925г. С 220 говорит: "Скоро Жидяев сбросил священническую рясу, вступил в партию коммунистов и стал уездным агитатором волости".

Священники-чекисты

13. М.В.Слонимский. С 1914 года - дьякон, в ПМВ прапорщик, с 1917 г. - большевик, в ГВ - политрук. С мая 1920 г . - заместитель начальника Особотдела ВЧК 5 Армии, затем начальник адмотдела Иркутской губчека.

14. А.В.Казанский - также бывший священник. Добровольно пошел в КА. Дослужился до помощника начальника секретно-оперативного отдела Омского губЧека.

15. М.А.Покровский - священник Татарского уезда. По воспоминаниям М. И. Ступакова, в партизанский отряд Макарова, действовавший в Кыштовской волости Новониколаевского уезда пришел священник села Бочкаревка М. А. Покровский. Он был возмущен тем, что священнослужители "запятнали" себя поддержкой А.В. Колчака. Затем отрекся от "царского проклятого попизма". Работал уполномоченным Татарского политбюро Омского губЧека.
Ступаков М.И. За правое дело, воспоминания. Новосибирск: Зап.-Сиб. кн. изд-во, 1977. С. 116-117

Вся информация из работы Теплякова  "Непроницаемые недра (?). ВЧК-ОГПУ в Сибири 1918-1929 гг."
www.fedy-diary.ru/

Сочувствующие священники

16. По воспоминаниям М.И. Ступакова, священник Каннского уезда Баклянский неодобрительно относился к террору властей.
Ступаков М.И. За правое дело, воспоминания. Новосибирск: Зап.-Сиб. кн. изд-во, 1977. С. 73.

17.В селе Панфилово Крапивинской волости Щегловского уезда псаломщик Конев предупредил о готовящемся аресте подпольщика С.Ф. Голкина и его товарищей.
Голкин С.Ф. За народное счастье // За власть Советов. Кемерово, 1957. С. 14.

18. С симпатией, по мнению Ф. Архипова, относился к "красным" дьякон села Осколково Новониколаевского уезда.
Архипов Ф. Война народная // За власть Советов. Новосибирск, 1947. С. 83.

Далее из материала В.Г.Кокоулина "Сибирские партизаны и религия", прочитанного на 7-й Международной научной конференции "История белой Сибири".

19. "Партизан Тальского полка Петров рассказывал: «Чувствуя свою двойную вину, усинцы встретили Тальский полк, что называется, в смертельном трепете. Старообрядческий священник, в знак солидарности, а может быть смягчения вины граждан, организовал встречу партизанам с иконами. При приближении к передовым частям Тальского полка всё население Уса опустилось на колени. Священник “торжественно” поднёс икону и вручил её командиру полка А. Марченко, который с улыбкой принял её. Эта икона до последне-го дня существования армии оставалась в штабе этого полка, и, при расформи-ровании в 1920 г., была сдана вместе с документами и ценностями в хозяйст-венный отдел 5-й Армии»".

Есть и другое свидетельство на этот счёт.

"Ситуацию проясняет ответ партизана Г. Шаклеина на вопрос о контрреволюционности духовенства или оно “шло рука об руку с партизанами”. Г. Шак-леин разъяснял: «Насчёт того, что “рука об руку”, такие факты мне неизвестны. Известен только один факт, когда в Усе поп встречал нас с хлебом и солью".

17. Вдова пермского священника Стабникова упомянула в своих показаниях колчаковскому следователю от 30 мая 1919 года: «дьякона Анисима Решетникова, расстрелянного сибирскими войсками за явное сочувствие большевикам»
С. С. Балмасов. Красный террор на востоке России в 1918-1922 гг. - М., 2006. - С. 102

18. В ходе Ижевско-Воткинского восстания повстанцами был убит сарапульский священник Дронин за проявление сочувствия большевикам. 
ЦГА УР Ф.Р - 1061.Оп.1 Д.37 Л.5-5об. Дмитриев Н.П., Куликов К.И. Мятеж в Ижевско-Воткинском районе, стр.109 и др.

19. Священник Федор Парняков, отец комиссара просвещения, казненный унгеровцами в Монголии 28 января 1921 г. после трех дней пыток. Сын его Пантелеймон Парняков, активный революционер, первый редактор газеты "Власть труда" (современная "Восточно-Сибирская правда") и комиссар просвещения, был убит колчаковцами. 
Сам Унгерн позже на суде признавал, что приказал убить священника потому что тот "был председателем какого-то комитета". Соратники Унгерна, само собой, пытаясь отмыться, обвиняли Парнякова во всех смертных грехах.
Полковник В.Ю.Сокольницкий, начальник штаба отряда Кайгородова, писал, что Федор Парняков был большевиком и председателем одного из кооперативов Урги. Член Войскового правления Енисейского казачьего войска К.И.Лаврентьев, во время осады Урги заключенный китайцами в тюрьму, утверждал, что о. Федор Парняков сыграл провокаторскую роль в судьбе русских заключенных. Он тормозил их перевод в теплое помещение. Описывал деятельность Ф.А.Парнякова и проживавший с 1920 года в Урге М.Г.Торновский. Он называл священника «большевиствующим деятелем», одним из главных проводников коммунистических идей. Ф.А.Парнякова и его товарищей М.Г.Торновский обвинял в гибели около 100 русских людей, расстрелянных по их доносам в Урге и ее окрестностях. В другом месте мемуарист писал, что Ф.А.Парняков и его сыновья были причастны к террористической группе революционеров еще с 1905 года. Сам священник был «пьяница, похабник, несомненный атеист».

Священники-карьеристы

20. Село Большой Сереж: 
"В селе есть народный дом, при нем библиотека и [в ней] ни одной революционно-агитационной брошюры. Зато есть комячейка. До восстания эта комячейка насчитывала в своих рядах до десятка человек, теперь она разбухла, говорят, до 50. К комячейке примазывается теперь даже здешний поп.
Какая ирония судьбы: поп, ратующий за коммунистов, в то же время идет и служит панихиду по убиенным и усопшим.
Может ли быть чего-нибудь более каверзно-ненормального?"

Докладная записка заместителя председателя Енисейской губернской комиссии по оказанию помощи фронту П.Рябченко. г. Красноярск. Январь 1921 г. Сибирская Вандея. Документы. В 2-хт. / Под ред. акад. А.Н. Яковлева; сост. В.И. Шишкин. Том 1 (1919-1920). - М.: Международный фонд «Демократия», 2000.

21. Конференция баб и козий загон (Рабпрос), бывший диакон Казанский (большевик ныне) живет, кормится, подворовывает у советской власти (казна!), а когда доходит до совести, то расшибает себе лоб в клятвах верности большевикам, клянется и Христом, и Богородицей, и весь этот энтузиазм диаконский имеет источником его единственный козырь: снял сан, оставил дьяконство (в газетах было даже напечатано, что на каком-то собрании диакон Казанский разорвал свою рясу).

М.Пришвин, "Дневники 1920 -- 1922 гг."

Самая любопытная категория.

Священники-красноармейцы

22. Из дневников Дроздовского:
http://www.xxl3.ru/belie/drozd_dnevn.htm
"Стали на ночлег в Федоровке - одна из паскуднейших деревень Таганрогского округа, гнездо красной гвардии и ее штаба. Отобрали всех лучших лошадей из награбленных, не имеющих хозяев. Отобрали оружие. Много перехватили разбегавшихся красногвардейцев, захватили часть важных - прапорщика, начальника контрразведки, предателя, выдавшего на расстреле полковника и часть казаков из станицы Новониколаевской и т.п. Трех повесили, оставили висеть до отхода, указали, что есть и будет возмездие, попа-красногвардейца выдрали. Только ради священства не расстреляли, ходил с ружьем с красной гвардией, брал награбленное, закрыл церковь и ограбил ее. ".

23. Из дневника Ф.И.Голикова "Красные Орлы". М.: Воениздат, 1959. - 328 с.
http://militera.lib.ru/db/golikov_fi/02.html
«По разным делам бываю в Кушве, где располагаются строевая часть, казначейство и хозяйственная часть. Строевой частью ведает очень интересный человек - товарищ Григорьев Борис Николаевич. До революции он был дьяконом в селе Кочневском Камышловского уезда. Когда начались бои, вместе с Кочневской дружиной добровольно вступил в Красную Армию и показал себя смелым и честным бойцом. Из дьяконов расстригся, ходит в шинели и сапогах. Только рубаха и брюки черные - донашивает домашнее. Красноармейцы уважают товарища Григорьева за прямоту характера и хорошую работу. «Должность у него, говорят, чернильная, а душа человеческая».
«Чернильная» - это не совсем точно. Товарищ Григорьев всегда пишет химическим карандашом, а не чернилами. Карандашом он выписал и мне мандат от 27 октября 1918 года. На гербовой печати надпись: «Командир 1-го Крестьянского Советского Красного полка».

24. Священник Троицкого района:
http://raritet-chel.ucoz.ru/load/iz_vospominanij_p_gerasimova_i_ego_statej/1-1-0-35
Александр Карпов был священником в Сысоево. Но разочаровавшись в религии, публично снял с себя духовный сан и перешел на сторону сил революции. В дни нависшей опасности добровольно вступил в Троицке в первый соцалистический казачий полк Красной армии. Участвовал в боях за Троицк против белочехов и белоказаков. Вступил в партию большевиков. Был участником легендарного похода отряда В.К. Блюхера.

25. Вологда, весна 1919 год.
http://militera.lib.ru/memo/russian/ivanov_di/05.html
"Среди вельских ребят были комсомольцы-активисты Авксентий Сухановский, Николай Стрелков, Александр Полежаев. Вызывал интерес Алексей Деевич Туров - сын священника, он окончил духовную семинарию, служил дьяконом вельского собора. А после Октябрьской революции отказался от церковного сана, вступил в Коммунистическую партию и вот - доброволец. Он вызывал веселое оживление и смех своими рассказами о жизни семинаристов и духовенства, приводя анекдотичные факты".

Кстати, параллельно с духовной семинарией невдалеке существовала учительская семинария Тотьмы, которая была колыбелью Тотемского комсомола. Её закончил и комиссар 266-го полка им.Малышева Кожевников:
"Немного смущаясь, Кожевников сообщил, что родом из Бирска Уфимской губернии. Учился в учительской семинарии (наши тотьмичи-семинаристы оживились, услышав это, - оказывается, их собрат). Но из четвертого класса был исключен за участие в революционных сходках. Пришлось сдавать экзамены экстерном, после чего учительствовал. В марте 1917-го вступил в партию большевиков и тут же - в Красную гвардию. Это в Екатеринбурге. А в мае 1918-го стал красноармейцем отряда Малышева... С апреля 1919-го назначен комиссаром полка".

26. Я.Никулихин, питерский рабочий и красноармеец - книга «На фронте гражданской войны», Петроград, 1923 г. 
http://russian-om.livejournal.com/322014.html
Редко, редко, а иногда все-таки беглецы попы потихоньку, тайно возвращались, приходили в ревкомы, и исполкомы с повинной головой и, конечно, по добродушию нашей Советской власти получали, прощение, после предварительного обещания, никогда больше белых не поддерживать. Были такие, крайне редкие, экземпляры из поповской братии, которые под влиянием белогвардейских расправ с простым народом, из моральных побуждений, жалости к бедным, становились противниками белых, примыкали к Красной Армии, были в ней стрелками, кашеварами, канцеляристами в штабах.
Были в Красной Армии, и монахи. Обычно эта публика выходила из рядов пролетариата и крестьянства, опять-таки и здесь сказывалось резкое классовое разделение. Мне пришлось встретиться с двумя монахами-красноармейцами, ставшими уже коммунистами (были раньше в одном монастыре Усть-Медведицкого округа). О своей прошлой монашеской жизни они вспоминали как о каком-то кошмаре, они знали все интриги и проделки черного и белого духовенства, мстили, ненавидели их беспощадно. На моей памяти было два случая, когда деникинцы расстреляли двух советски - настроенных попов.
Еще раз повторяю, таких было очень немного. В массе своей духовенство было на стороне белых, им отдавало свое влияние и свои силы и вместе с ним разделяло тяжкое поражение всего контрреволюционного фронта.

27. И священник, ставший активным безбожником.

Галкин Михаил Владимирович (лит. псевдоним М. Горев; р. в семье прот., + 1930). Священник Спасо-Колтовского храма в Петрограде, после революции снял сан, активный деятель атеистической пропаганды. В 1918 г. участвовал в разработке декрета «Об отделении церкви от государства и школы от церкви»; В ноябре 1917 года о.Михаил направил письмо в Совнарком, в котором предлагал новой власти свои услуги в деле отделения Церкви от государства. 28 ноября на заседании правительства предложение Галкина было принято, а разработанный им проект было решено опубликовать в "Правде".
Само собой, это повлекло резкую реакцию руководства Церкви. 21 марта 1918 года Всероссийский Поместный Собор Православной Российской Церкви на закрытом заседании начал обсуждать вопрос о "церковном большевизме". Особая комиссия должна была расследовать факты сотрудничества священнослужителей, епископата и мирян с революционными властями с февраля 1917 года. Галкин решил ответить. "Еще большой вопрос, - писал Галкин в "Правде", - кто настоящий христианин: тот ли, кто раньше мирился с золотым тельцом, поставленным посреди православных храмов... или тот, кто высоко поднял в своей революционной борьбе пылающий факел братства, равенства и свободы и при его свете освободил скованную железными цепями, брошенную в тьму конфессиональных предрассудков, убиваемую, но не убитую совесть человека".
Из-за сложившихся обстоятельст Галкину пришел снять сан. Он стал сотрудником VIII (V) отдела НКЮ («ликвидационного», «по проведению отделения церкви от государства»).
М. В. Галкин, совершив поездку в Северную область осенью 1918 г., сообщал, что «проведение в жизнь
дек­рета об отделении церкви от государства происходило здесь или путем собственного усмотрения или же на основании телеграфных распоряжений центральных ор­ганов» Касаясь религиозной ситуации он отмечал: «Хотя монастыри благоденствуют по-прежнему, духо­венство, как каста и как известная политическая сила, в настоящее время раздавлено. Крупных контррево­люционных выступлений, вдохновляемых служителями культа, не было... Посещаемость храмов сократилась до минимума, духовенство теряет свое влияние на народ,  тем более что алчные действия некоторых его представителей дают богатую пищу для агитации и окончательно роняют духовенство в глазах народа». Галкин подмечал и огрехи в действиях представителей местных властей (небрежность в обращении с архивами, документа­цией церковных органов при выселении их из занимае­мых помещений, конфискация предметов культа без составления описей, расстрелы и аресты без санкции вышестоящих органов и т. п.), которые всячески затем гиперболизировались духовенством, отождествлялись   с политикой государства в  «церковном  вопросе».
С 1921 г. он -- член комиссии по учету и сосредоточению ценностей («комиссия Троцкого»). С 20.03.1922 зам. Красикова и член бюро КИЦЦ. В июле 1922 г. член комиссии Политбюро ЦК РКП(б) по отбору кандидатов на расстрел из приговоренных к смерти по делу об изъятии церковных ценностей. С 1922 г. пом. ред. газеты «Безбожник» и секретарь пред. АРК Ярославского. Стал членом Комиссии по изъятию церковных ценностей. Упоминания о нем имеются в знаменитом дневнике профессора Московского университета и одновременно Главного библиотекаря Румянцевского музея Юрия Владимировича Готье. Характеризуя работу Галкина по национализации Троице-Сергиевой Лавры, Готье называл его «мерзавцем и ренегатом». Точку зрения Готье оставим на его совести.

Если есть похожие примеры, буду рад выслушать.
Previous post Next post
Up