Постижение нуара №47. "Сила зла" (1948)

Jul 13, 2020 14:21



В не самые легкие послевоенные времена в городе Сан-Франциско каждый сам кует свое счастье большой железной ку... кувалдой. Один из таких кователей - беспринципный адвокат Джо Кока-Кола Морс, который является личным поверенным крупного гангстера. Вместе они хотят провернуть хитрую схему в духе Чичикова по разорению банков с помощью лошадиного тотализатора. Однако даже у конченного подонка есть что-то хорошее в душе - например, любовь к детям, семье или хотя бы мультикам. Есть это что-то и у Джо - а именно, он хочет вовлечь в дело и вырастившего его старшего брата Лео. Это немолодой толстый балбес, который заведует мелкой букмекерской конторой и отчаянно отказывается от связей с мафией, вместо этого предпочитая честно и благородно обирать глупых бедняков на тотализаторе.





Путем хитрых интриг и серых схем Джо насильно вовлечет Лео в преступный Синдикат, а заодно получит в качестве бонуса его секретаршу - красивую брюнеточку с золотым сердцем Дорис. Однако закон в Америке неумолим! И каждый его нарушитель ради золотой кормушки получит в итоге свою клетку с кормушкой оловянной. Как вывернется в этой ситуации Джо? Доживет ли до конца больной ожирением сердцем Лео? Даст ли Дорис Джо... в смысле, согласие на свадьбу? Наконец, как разорить все банки города с помощью тотализатора? Узнаете из романтической криминальной драмы с совершенно безликим названием "Сила зла"! Сила света, сила зла - два одинаковых козла!





При словах "нуар", "гангстерская драма" вы наверняка представляете себе крутых злых мафиози в шляпах и полосатых пиджаках, погони, перестрелки, крутой закрученный сюжет и воплощенную брутальность. Фигушки, ребятушки. Голливудское кино 1940-х - это в основном слезливые тупорылые мелодрамы с семейными дрязгами, рефлексией как у Достоевского, обязательными сопливыми романтическими штампами и максимум парой сцен с выстрелами на весь хронометраж. Да, тогда экшн был еще не так распространен, как традиции романтической литературы. Вот и теперь вместо этого гангстерского фильма я получил типичную криминальную драму-мелодраму, которая принципиально мало чем отличается от остальных. И это понятно, потому что фильм поставлен, как и большинство таких фильмов, по очередному роману какой-то лауреатки Пулитцеровской премии.





Слово "типичный" - это не преувеличение. Фильм ничем особенным не отличается от уже увиденных мной аналогичных образчиков типа "Ночь и город", "Я всегда одинок", "Джонни О'Клок"... Собственно, "Сила зла" очень напоминает смесь "Джонни О'Клок" и "Я всегда одинок". Мою пародийную аннотацию прочли, да? Ну вот, поздравляю, вы прочитали две трети сюжета. Остальная треть - это вмешательство в дело конкурирующей банды, которая хочет свою долю. Братец, как и ожидалось, дохнет в разборках, и тогда Джо, как во всех таких фильмах, в самом конце совершает типа как очхитрый маневр (тупо включает прослушку на телефоне), выживает в перестрелке и сдается закону. Все, конец фильма. У "Я всегда одинок" даже взята финальная фишка - перестрелка в темноте. Ну и конечно же, через весь фильм помимо ОЧЕНЬ ДРАМАТИЧНЫХ ПЕРЕЖИВАНИЙ из-за отношений с братом проходит ОЧЕНЬ ДРАМАТИЧНАЯ (на самом деле не очень) любовная линия с секретуткой Дорис. Она совершенно не нужна сюжету, но это голливудский стандарт, так что ничего не поделаешь. В общем, смотреть было малоинтересно.





Режиссерски поставлено довольно неплохо, надо сказать. Фильм был малобюджетный, но качество бэшки почти не ощущается, хотя действие проходит всего в полудесятке локаций. Операторская работа хороша, особенно постоянное использование дальних и средних планов, а также редкие съемки на натуре с подавлением главного героя величием окружающих индустриальных пейзажей. Книжные диалоги, традиционно перекочевавшие из романа, по нынешним временам подзатянуты, но ничего, сойдет. Актеры играют хорошо - по крайней мере, те, кому есть что играть. Поскольку Лео - довольно плоский персонаж, фанатичный поборник справедливости и честности, которого удаётся заставить перейти в преступный синдикат с больших трудом. Конечно, сдохнет, как и положено агнцу на заклании. Секретутка Дорис тоже играет стандартную роль, как и вообще все второплановики, включая трусливого бухгалтера, который неоднократно пытался свалить и в итоге все равно во всем оказался виноват. Честные люди в мире чистогана и наживы - еще одна черта из "Я всегда одинок".







Нуара здесь не очень много, но в целом заметно. Ночные сцены есть, езда с бабой ночью за цветами есть, темноватая картинка в подворотнях и прочих городских закоулках есть, постоянно светящиеся лампочки в полутьме, в общем, все хорошо. Есть и удачные находки в этом отношении типа запоминающейся сцены с телефоном, подглядывания-подслушивания, да и финальная перестрелка в темноте, хотя и штамп, но снята отлично. По этой части все в порядке. Опять же, в главной роли Джон Гарфилд, хороший актер, приятно было за ним наблюдать. Тему меланхолии и драмы он вполне вытягивал. Ну вот и все, больше мне по художественной части сказать нечего. Осталось только немного о истории создании - она интереснее сюжета.







Это единственный сделанный как режиссером нуарный фильм Абрахама Полонского - американского еврея, естественно, польского происхождения, который в основном был сценаристом. После ухода с "Парамаунт", где у него не сложились отношения, он нашел работу в частной лавочке, продюсерской компании "Энтерпрайз продакшнс", созданную популярным актёром Джоном Гарфилдом - это тот, что снимался в "Почтальон всегда звонит дважды". Там же работал и Роберт Росс, автор своего будущего фильма "Джонни О'Клок" (1948). Вместе они и сняли боксерскую нуарную драму "Тело и душа" (1947), которая стала пиком успеха Полонского и сразу была признана классикой жанра. Вот после этого с подачи Гарфилда Полонский и снял "Силу зла", где Гарфилд, конечно, и сыграл главную роль.





В википедии критики облизывают итог: "один из величайших фильмов современного американского кино", "фильм "Сила зла", как и "Тело и душа", был посвящён теме «разрушительного воздействия материализма на человеческую душу, оба главных героя этих фильмов (которых сыграл Джон Гарфилд на вершине своего таланта) сталкиваются с потерей души под давлением соблазна больших денег. Вполне понятно, почему консерваторы были оскорблены "Силой зла" так как, возможно, это самый радикальный фильм, который выпустил мейнстримовский Голливуд, и который был определённо заряжен марксизмом". Оба фильма "ставили под сомнение приоритет материальных целей, что было вызовом сложившемуся в обществе пониманию американской мечты в параноидальном климате Холодной войны начала 1950-х годов".





Фигня, конечно. Да, Абрахам Полонский действительно был членом Компартии. И, кстати, сотрудником УСС в годы войны, обеспечивал связи с Сопротивлением в Европе. А Гарфилд тоже склонялся к левым симпатиям. Но о том, что в фильме есть что-то коммунистическое, вы ни за что не догадаетесь. Ну что там есть такого, чего не было в других фильмах? Постоянное муссирование гангстерами темы бизнеса - мол, мы не гангстеры, а бизнесмены, это просто бизнес, ничего личного и т.п. Показ иногда бедности в трущобах, где бедняки ставят гроши на тотализатор. Тема разрушительного воздействия денег на личное счастье. И еще немного политической коррупции, когда адвокат гангстера может настучать на родного брата в ментовку, и полиция выписывает ему штраф за подпольную контору. Ну и все. А в остальном никакого подтекста там нет, да и рушится дело нашего охлажденного Джо Морса из-за честного прокурора. Эдвард Дмитрык и то радикальнее снимал - почему про "Я всегда одинок" не говорят, как о заряженном марксизме, или боксерской драме "Подстава", а?





Но все равно все закончилось плохо. Фильм провалился в прокате, и кинокомпания разорилась, а ее имущество пошло с молотка. Вскоре начались репрессии маккартизма и все посыпалось. Гарфилд отказался стучать на коллег и умер от сердечного приступа, прямо как его кинобратец. Роберт Росс настучал и вернулся в профессию, но славы не получил. Абрахам в 1951 г. отказался выдавать однопартийцев и попал в черный список, поэтому стал писать сценарии под псевдонимом. Вернуться в режиссуру удалось аж в конце 1960-х. В основном писал сценарии к криминальным фильмам, где, сука такая, упорно поднимал вопросы расизма, коррупции, организованной преступности и все такое. Забавно, что за ним числится сценарий люто антисоветского шпионского фильма "Экспресс-лавина" (1979), в котором агенты КГБ убивают людей пачками, чтобы уничтожить генерала-перебежчика, а в конце вообще расстреливают целый советский шпионский сухогруз. Но оказалось, что гнусный жидяра-коммуняка ни в чем не раскаялся и никого не простил и до самой смерти в 1990-х обличал маккартистские преследования в Голливуде, ругал Элиа Казана и вообще, бушевал по полной. Что же, как человек он явно был интереснее, чем как сценарист.





Мне нечего добавить. "Сила зла" на меня впечатление не произвела, несмотря на хорошую режиссуру и драматичный подтекст нуарной гангстерской драмы, так как я видел фильмы с точно такой же концепцией и гораздо лучше. Но возможно, другие работы старого еврея-коммуняки по этой части лучше, так что рано или поздно я дойду и до них.





нуар

Previous post Next post
Up