После осмотра экспонатов, я многое для себя открыла и, заодно, переосмыслила выражение "изобретать велосипед". Что такое "костотряс"? Как залезть на "паука? Трудно ли управлять велосипедом с шестью педалями)? Зачем руль задом наперёд торчит из под сиденья? Что такое "самокатная рота"? Как горели фары у великов 120 лет назад? Так ли необходима велосипеду цепь?..
5 августа в парке Сокольники прошла выставка настоящих раритетов - ретровелосипедов. Это мероприятие было частью программы
"Леди на велосипеде". Экспонаты были очень душевные, так и хотелось их потрогать, поразиться конструкции и размерам колеса, позвонить в звоночек и, наконец, спросить у "знатока" о предназначении "штучки" (нам, "блондинкам", это простительно).
Кстати, обо мне и ретровелосипедах. Если к ним относится советский трёхколёсный "Ветерок" красного цвета и последовавший за ним "Школьник", то они у меня были. Были и вечно разбитые коленки: какой же русский ребёнок не любит быстрой езды по деревенским ухабам?!
Народ был поражён увиденным, все старались это запечатлеть "на долгую память".
Вот они, предки моего "Ветерка" - детские велики 1898г. (Суздаль, Россия) и 1890г. (Франция). И если французский фабричного производства, но российский смастерил суздальский кустарь-кузнец. Знай наших! И ничего, что на колёсах нет резины, это ж всё-таки кузнец, где ж ему резины взять?!
И во Франциях у них тоже колёса не сразу резиной обросли- тоже сначала деревянные колёса обивали железом.. Вот, к примеру, велосипед- костотряс 1869года - самый старый ретровелосипед в России.
А педальки какие забавные! И цепи пока нет.
От неудобных "костотрясов" стали переходить к "паукам" - вот как раз такой переходной моделью и является следующий экземпляр.
Собственно, "пауки" вызывали особый интерес публики. Вот здесь на фото, "встреча времён", так сказать : слева ретро-леди в шляпке, с ридикюлем и милых белых носочках, а справа - с клатчем, телефоном и на каблуках (про длину юбки умолчим).
Да, с таким "средством передвижения" шутки плохи- высота его почти с человеческий рост. Современные велики по сравнению с ним кажутся игрушкой.
Женщины- такие женщины! Их волновал вопрос: как туда забираться, как оттуда не упасть и, вообще, можно ли на этом ездить. И если "да", то как?
Пришлось устроителям выставки доказывать, что это возможно. Для "залезания" - есть педалька-приступок на раме. А велосипеды все "на ходу". Помните: " Он сказал "поехали"... он махнул рукой..."? И, правда,- поехал! Под удивлённо-восторженные взгляды отдыхающих. Эх, кабы люди не мешали фотографировать!... Да и скорость была приличная у 100летнего "паука"-то...
Не, ну как он на такой высоте удерживал равновесие-то?..
Ну, и под восторженные аплодисменты "герой-велосипедист" вернулся на место стоянки.
Замирали перед таким зрелищем и современные велосипедисты.
А вот деревянный велик я увидела впервые! Это итальянская модель 1946 года. Настоящее чудо.
А мужчины - такие мужчины! Как дети: что-то там рассматривают, ковыряются...
Вот этот экземпляр был особенно удивителен из-за своей оригинальной конструкции.
Вы видели велосипед с шестью педалями? Даже не педалями, которые крутятся, а педалями которые ... нажимаются... и от этого зависят ваши усилия и скорость аппарата. По-моему, так нам объяснили. И опять пришлось демонстрировать как это работает.
Немецкий велосипед 1922г. разработанный чешским конструктором. Прямой привод тросами от качающихся рычагов на заднее колесо.
А этому я дала прозвище "Конёк-горбунок". На самом деле это экспериментальная американская модель 1940г., изготовленная в единственном экземпляре для получения патента.
Ещё одно удивительное изобретение - велик с рулём... какбэ задом-наперёд и... стесняюсь сказать... торчит из-под... сидения. Оно и понятно, когда узнаешь производителя - из Голландии, 1962г.! Ну и по "просьбам трудящихся" - опять показали как на нём ездят.
А этот велосипед - французский 1980г.- хоть и имеет все признаки современного велосипеда- но заинтересовал меня своим фонарём. Это такая миниатюрная керосиновая лампа. И действует по тому же принципу.
Английская модель 1907г.- ажурный, но прочный. За кажущейся лёгкостью- 10 кг веса! Зато- красненький, видите, как женщинам нравится.
Как видно, три колеса предназначались не только для детей, но и для женщин. Дамский трицикл 1911г.
А вот военный французский велосипед "Капитан Жерар" от компании "Пежо" 1900г. Особенность: складная рама и блоковая цепь. В 1ую мировую войну, оказывается, в русской арми были самокатные роты, оснащённые этими велосипедами. Я и подумать не могла!
"Ретро-Леди на велосипеде" и современный "веломачо".