Как мы по Северу прокатились, или "Всё на Севере хорошо, только жарко".

Feb 13, 2023 13:49


Часть IX. Ферапонтов монастырь. Глава V. Выставка в Трапезной палате, церковь св. Мартиниана и личные впечатления.

Пришибленные синдромом Стендаля в лёгкой форме (голова слегка покруживалась, наблюдалась небольшая дезориентация) мы выбрались из собора. Мудрые музейные работники давным-давно справедливо решили, что после такого эстетического шока выпускать посетителей сразу на вольный выпас дело совершенно антигуманное, и потому мы оказались в помещении, где располагалась экспозиция, посвящённая истории фресок и их реставрации. Совершенно верное решение - надо включить людям объективно-исследовательскую реакцию и тем пригасить людям эмоции.

Рассказ о реставрации для этого подходит прекрасно. Вот, для начала, резные каменные узоры, столь характерные для домонгольского зодчества Владимиро-Суздальской Руси, но довольно редкие в послемонгольский период.



Каменное кружево.



Когда-то оно было снаружи. Крытую галерею пристроили позже.

Открывает эту небольшую выставку стенд, вкратце рассказывающий об изобразительной манере Дионисия и его технике.



Потом нас познакомили с красками, которыми работал Дионисий. Оказалось, что многообразие оттенков, столь характерное для него, связано не с большим набором использованных пигментов, а с умелым смешиванием красок и использованием т.н. «примесов» (примесей).



Стенд, посвящённый краскам Дионисия.

Знаменитый акварельный эффект его живописи достигается использованием лессировок известковыми белилами в разных пропорциях и накрывкой основного красочного слоя очень жидкими белилами, многочисленные оттенки зелёного получены смешиванием лазурита и жёлтой охры, а так же лессировкой охры лазуритом.

Большую роль играла ещё и дисперсность пигментов. Используя разную крупность помола, Дионисий добивался игры оттенков и фактур.

Для получения сложных оттенков зелёного использовались медные окислы и лессировка сажей. А для особых случаев даже использован природный малахит.

Красный получался использование т.н. «цветных земель» и очень дорогой тогда киновари. Здесь Дионисий так же широко использовал лессировку и смешивание пигментов.



Выкрасы и расколеровки под большим увеличением.

Чуть ниже расположен стенд со старыми чёрно-белыми фотографиями фресок - бесценным пособием для реставраторов.



Старые фотографии фресок.



Реставрация поставлена на научную основу. Слава Богу, по-другому у нас в стране не бывает. К счастью, так сложилось в русской школе реставрации изначально - ещё в конце XIX века. И следующий стенд как раз рассказывает о лабораторных методах исследования.



Лабораторные методы исследования фресок Дионисия.

А ещё один - о работе реставраторов руками.



А следующие стенды о людях, сделавших смыслом своей жизни исследование, сохранение и реставрацию фресок Дионисия. Рассказ о людях перемежается рассказом о реставрации.



Стенд, посвящённый реставраторам и исследователям.



Ещё один.



И ещё.



И ещё.



Стенд и репродукция фрески на стене.

Объём материала слишком велик, чтобы привести его здесь, так что ограничусь ссылками: первой, второй, третьей и четвёртой.

Дальше идёт рассказ о изобразительной технике Дионисия.



Стенд, повествующий о технике росписи.

Приведены образцы его палитры.



Один.



Второй.



И третий.

Тут же современные образцы, исполненные в технике и манере Дионисия с использованием тех же красок, которыми пользовался он.



А рядом и натурные образцы. Для сравнения - образцы сохранившейся наружной росписи собора.



Медальон и каменные узоры



Медальон



Фрагмент росписи входа в собор.

О красках я рассказал выше, так что повторяться не буду. Лучше покажу стенд, посвящённый литературе о фресках Дионисия. Он расположен над одной из палитр.



Познакомившись с техникой Дионисия, его изобразительной манерой и процессом реставрации, мы немного пришли в себя и стали готовы окультуриваться дальше. Следующим пунктом нашей программы стала выставка иконописи, истории Ферапонтова монастыря и монастырского быта в Трапезной палате.

Экспозиция состоит из подлинных вещей преподобного Мартиниана, его раки из усыпальницы, игуменского места, стола и кресла из надвратного храма патриарха Никона, антиминса из собора Рождества Богородицы, креста на освящение престола надвратной церкви, переметных скамей, глиняной посуды, нескольких икон разных лет. В подклете трапезной находится экспозиция народного отдела "От снопа до сарафана". Здесь представлено около 20 самодельных ткацких станков, прялки и другие предметы быта крестьян, но в подклет мы не попали - там шли какие-то работы.

Итак, приступим. Для начала несколько общих планов.







Как видите, помещение впечатляет. Немаленькая такая одностолпная палата, успевшая за свою полутысячелетнюю историю побывать и трапезной, и церковью. И собрано в ней много интересного.

Вот, например, макет кельи.



Макет кельи.

Прямо скажем, не разбежишься, как в квартирах-студиях нынешних человейников.

А вот братский стол из трапезной.



Братский стол.

Как известно, совместная трапеза - один из краеугольных камней общежитийного устава русских монастырей. Так что ели монахи все вместе вот за такими столами, сидя на таких лавках.

А над лавкой целые ряды подлинных икон старого и не очень письма.









Вообще, иконы представлены в экспозиции очень широко. Жаль только, что далеко не все подписаны. Сейчас будет множество фотографий.









































Иконостас размещавшейся здесь одно время церкви.



Богоматерь Корсунская







Апостол Павел и апостол Андрей.



А ещё мне открыли глаза на потаённый смысл советской мультипликации. Я подошёл к иконе Тайная вечеря.



Тайная вечеря

Там стоял другой посетитель. Вдруг он отчётливо произнёс:

- Падал прошлогодний снег.

- Извините? - опешил я. Мне показалось что вопрос обращён ко мне.

- Падал прошлогодний снег. Мультик - с совершенно оторопевшим выражением лица произнёс мужик. - Смотрите.

И показал мне картинку на экране своего телефона. Вот эту.



Картинка, что показал мне мужик.

Как я сумел не заржать - не знаю. Зато знаю, что мой мир никогда не будет прежним, а восприятие сюжета «Тайная вечеря» навсегда испорчено. Товарищи мультипликаторы, ну зачем вы так, а?

Ладно, помотал головой, отогнал наваждение и постараюсь продолжить. В экспозиции представлено немало вещей, принадлежавших святому Мартиниану - второму игумену монастыря. О нём я тоже уже рассказывал.

Что могу сказать о вещах - жил будущий игумен не широко. Роскоши не больше, чем нужно для поддержания своего статуса. Не стремился товарищ к стяжанию земных благ.



Стол и кресло. Солидно, внушает уважение, но без вычурности.

Поставец, где игумен хранил книги. Добротный, красивый, но бывали в те времена и пороскошнее.



А книги он любил и даже сам писал.



Личный молитвенник св. Мартиниана.

Псалтырь, иконы, гравюры, записи.







Немало вещей, повествующих об истории обоих монастырей, размещавшихся тут: и мужского, и женского.

Игуменские облачения



Игуменские облачения и портреты игуменов.

Антиминисы на основание церквей и прочие документы















Декоративные элементы кладки



Макет первой церкви монастыря





Могильные плиты

Ну, а мы отправились в церковь св. Мартиниана - единственную действующую в Ферапонтовом монастыре.

Для начала, как водится, несколько общих планов.



Вид от входа на иконостас..



Вид от наружной стены.



Вид на иконостас поближе. Аналой и паникадила внесли при нас - видимо, к службе готовились.

Сравнили живопись иконостаса с фресками Дионисия? Да, иные времена - иные нравы. Барокко даже святых подвижников и великомучеников сделает гламурными. А архангел Михаил на диаконских вратах меня просто умилил - какя поза, какие фантазийные античные доспехи!

Но давайте посмотрим на главную, нет, сказать «достопримечательность» неправильно. И «сокровище» не совсем верно, но пусть уж будет так. Словом, на раку с мощами преподобного Мартиниана.



Издали.



Ближе



И совсем близко

Фрагменты фресок, повествующих о житии св. Мартиниана.



Фреска над ракой с мощами.













Иконы. Выставка икон в трапезной церкви тоже потрясающая.















Честно говоря, к концу я себя чувствовал выжатым лимоном - слишком много красоты за один раз. Стыдно признаться, но я даже обрадовался окончанию осмотра. Всё же прекрасное надо дозировать. Семейство Петровых было со мной согласно. Так что мы вышли наружу, посетили сувенирную лавку, закупились сувенирами и буклетами. Нас с Любовью Александровной задушила жаба купить роскошнейший альбом по фрескам Дионисия. Теперь мы страшно жалеем об этом приступе амфибиотрофной асфиксии - однава ведь однако.

Но вот мы выбрались и оттуда. Я сфотографировал на память семейство Петровых.



Семейство Петровых на фоне ансамбля Ферапонтова монастыря.

И мы отправились в путь - нас ждал Кирилло-Белозерский монастырь.

Предыдущие части:

Часть I Глава I; Часть I Глава II;   Часть II Глава I; Часть II Глава II; Часть III Глава I; Часть III Глава II; Часть III Глава III; Часть IV Глава I; Часть IV Глава II; Часть IV Глава III; Часть IV Глава IV; Часть IV Глава V; Часть IV Глава VI; Часть IV Глава VII; Часть V Глава I; Часть V Глава II; Часть V Глава III; Часть V Глава IV; Часть V Глава V; Часть V Глава VI; Часть V Глава VII; Часть V Глава VIII; Часть VI Глава I; Часть VI Глава II; Часть VI Глава III; Часть VII Глава I; Часть VII Глава II; Часть VII Глава III; Часть VII Глава IV; Часть VII Глава V; Часть VII Глава VI; Часть VII Глава VII; Часть VII Глава VIII; Часть VII Глава IX; Часть VII Глава X; Часть VII Глава XI; Часть VII Глава XII; Часть VII Глава XIII, Часть VII Глава XIV, Часть VII Глава XV, Часть VIII Глава I, Часть VIII Глава II, Часть IX Глава I, Часть IX Глава II, Часть IX Глава III, Часть IX Глава IV

Живопись, Ферапонтов монастырь, Архитектура, Русский север, История, Путешествия

Previous post Next post
Up