Лето 2014. Остров Пеллотсаари, прогулка по экологической тропе

Sep 20, 2015 11:29


В прошлом круизном посте мы совершили прогулку на катере вокруг острова Пеллотсаари. В этом посте пройдем по экологической тропе, оборудованной острове



Снова немного о Пеллотсаари. Остров этот расположен в северо-восточной части Ладожского озера. Ландшафты и растительность во многом обусловлены влиянием ледника, отступившего много лет назад из Приладожья.

С 16 века на острове начинает развиваться земледелие и животноводство, появляется много сельхозугодий, новых видов растений и животных.

Уникальной особенностью этого острова является наличие на нем небольших карьеров-ломок, свидетельствующих о добыче кварца. После Зимней войны (1939-1940 гг) финское население Северного Приладожья, отошедшего к СССР, было эвакуировано в Финляндию. В 1942 году, после возвращения этих территорий в состав Финляндии в ходе Второй мировой войны финское население временно возвращается, а в 1944 году окончательно переселяется в Финляндию.

Как же на пустынном острове возникло все это - причал, приветливые хозяева, экскурсии, тропа? Историю об острове я прочитала вот здесь:

"...Некогда населенный остров Вадиму Лесонену, бывшему военному летчику, а позже - руководителю «Информационного туристского центра Республики Карелия» показал очень хороший знакомый, бывший руководитель природного парка «Валаамский архипелаг». И это была любовь с первого взгляда.

- Я обошел остров: прекрасный пляж с бухточкой и чистейшим песком, остатки старых финских фундаментов. Тут в прошлом веке жили около 20 семей, была школа, а паству, по моим сведениям, одновременно окормляли представители четырех конфессий - раввин, православный, лютеранский и мусульманский священники. Сохранились и развалины старого причала, остатки баржи разрушенной, финские оборонные сооружения второй мировой войны… От прежних хозяйств осталось огромное количество кустов смородины, малины, яблонь… А грибы!!! Здесь море грибов! Сначала мне просто очень понравилось. И я подумал: если меня это устроило, значит, и большинство туристов это устроит.

Позже, когда поднял лоции и нашел старое расписание теплоходов, узнал, что здесь некогда швартовались даже трехпалубные теплоходы - туристов ненадолго высаживали до или после Валаама, так как время пребывания там было ограничено, чтобы в акватории не было скопления судов. Последний заход на Пеллотсари, судя по расписанию, был в 1993 году. Тогда у меня появилась идея возродить стоянку на чудесном острове".

Вадим рассказывает:

"Первое, что мы с коллегами сделали, - взяли в аренду объекты. Точнее, то, что от них осталось, фактически - пустоту: тот самый разрушенный причал, остатки фундаментов.

Арендовали и часть острова, на котором, кстати, еще сохранились финские сооружения, входившие во время второй мировой войны в оборонную систему Ладоги - ходы сообщения, рвы, постаменты для орудий, землянки. Кстати, это в моей практике один из немногих случаев, когда государство не мешало, а наоборот. Сотрудники тогда еще Министерства природных ресурсов, которые работали с нашими документами, прекрасно выполнили свою работу. Просто люди оказались грамотные, поняли, что проект принесет реальные деньги в казну. Ну и, конечно, на них произвело впечатление и то, что такого еще не было. <...>

Остров был заселен людьми с XV века. С новейшей историей я еще разбираюсь, архивных данных очень мало, а российских нет вообще. Отправил запрос в Миккели - у финнов там архивы хранятся. Ведение и хранение документов - домовых книг, межевых границ, статистики - у них на высоте. Но пока - тишина. Такое впечатление, что информацией делиться не хотят. Я даже когда интервью давал финнам в Хельсинки, пошел на провокацию. Говорю, мол, в таком случае оставляю за собой право рассказывать все, что сочту нужным. Вдруг поведутся? И все равно это дело так не оставил - обратился на финские форумы с просьбой откликнуться, просил помочь любой информацией. И, знаете, нашлось несколько человек ! Один из них - сын командира батареи, которая стояла на острове. Другой - Пентти Охво - когда-то жил на Пеллотсари. Ему, правда, скоро 87, но он все равно собирается ко мне. Надеюсь вызнать у него все, что можно! На острове можно реконструировать жизнь хутора, но для этого нужно знать, какие постройки были, что сеяли, каких животных разводили. Вот я, например, не знаю - репу там сеяли или брюкву. Мне интересно! Это же такой пласт истории!

Если смотреть сверху, то Пеллотсари похож на сердце. Вадим Лесонен так и представил свой бизнес-проект на конференции - «Пеллотсари - сердце Ладоги». Здорово звучит все-таки!"

Всем этим, к слову, занимаются 8 человек!

Перед тем, как углубиться в лес, мы погуляли по берегу - каменистому, суровому и очень живописному



Вот стоит наш "Крылов", и Рухама скачет по камушкам



камни все покрыты мохнатыми водорослями



а вот какой интересный след от ледника, который тащил к морю тяжелые камни и оставил после себя борозду





в каменных впадинах стоит вода



водичку конечно хочется потрогать



еловые нежные лапы



и мои красавицы-русалки





фото на память



Ну а теперь начинаем наше путешествие по экологической тропе протяженностью 3,3 км.





Настоящие туристы трудностей не боятся



а вокруг чудес видимо-невидимо, столько всего разного, интересного и красивого. Например, древний папоротник мои дети увидели впервые



Венерин башмачок



Лилии



По следованию маршрута есть остановки в разных интересных местах, стоят информационные стенды на трех языках. Всего остановок 27: вывальные окна, капы и сувели, ель-красавицы, рубки, метки бурого медведя, чага...



Вот остановка "Вывальные окна": в тайге, развивающейся без воздействия человека, происходит непрерывная смена поколений деревьев. Ветер выворачивает деревья с корнями, страдают деревья с корневой гнилью, возникают болезни, вспышки размножения насекомых - все это естественные нарушения.

Деревья старших поколений постепенно отмирают и падают, образуя вывальные окна.



Окна улучшают световые условия и дают возможность прорастать молодым деревьям. В результате этого непрерывного процесса в таком лесу встречаются деревья разного возраста и сложная пространственная структура. Здесь много валежника разного размера и разной степени разложения.

древесный гриб - трутовик



А вот новое для всех нас явление: ровница. На карельском языке их называют kiviruopas ("каменные кучи"). В финском языке - kivikko и kiviroekkio ("груда камней"). При подготовке участка под пашню приходилось не только очищать его от леса, но и собирать многочисленные камни в кучи - в ровницы.

Интересно, что сеяли на острове? Земледелие было развитым: сеяли рожь, овес, ячмень, горох, лен, коноплю. Из овощей выращивали лук, морковь, свеклу, репу, брюкву и картофель.



До прихода человека весь остров был покрыт таежными хвойными лесами. А лиственный лес появился на месте бывших сельскохозяйственных угодий. Теперь идет возвращение леса. Поле заросло, превратившись в луг, а затем постепенно становилось мелколесьем.

Вот Лея на дороге на границе разных типов леса



а вокруг - разнотравье, красота. Тишина, воздух напоен ароматом, кажется, его потрогать можно!









поля чертополоха



а он очень красивый вблизи!



белые зонтичные поля





А вот ель-красавица, ровная, как с картинки!



и простые ромашки



мы вышли к старому финскому хутору - точнее к тому, что от него осталось. Кстати, на теплоходе некоторые туристы, вернувшись с прогулки по острову, негодовали: они были уверены, что их встретят на финском хуторе финны с угощением!



На острове сохранились остатки финского хутора, которое хозяева были вынуждены покинуть в военные годы. Здесь была усадьба с хозяйством, стояло в разное время до 15 домов. Сейчас - запустение.



Ощущение того, что когда-то здесь жили своей жизнью люди, радовались и горевали, заправляли хозяйством, а потом для них все кончилось - очень остро. Буквально тени прежних владельцев бродят - которых перемололо под колесами жизни.







Вышли к старым каменоломням, где в 19 и 20 веках люди добывали кварц. В годы активных разработок в заливе на берегу стояли 9 домов, обитатели которых занимались разработкой камня или были матросами на грузовых баржах.

Добытый на Пеллотсаари кварц везли на фарфоровые, фаянсовые и стекольные фабрики в Петербург и Москву. Баржи грузили в заливе Хиеталахти. На дне залива до сих пор лежит затонувшее судно, груженое кварцем.



Следующая остановка - межевой столб № 31. Он является знаком границы между хозяйственными участками. Подобными столбами отделялись друг от друга как сельскозозяйственные угодья разныххозяев, так и участки земли под различное пользование.

Люди покинули остров, а межевой столб стоит, как немой свидетель тех времен, когда на острове кипела жизнь.



Мы пришли к дороге для вывоза кварца. Раньше на острове была довольно развитая дорожная сеть, а сегодня большинство дорог можно отыскать с большим трудом. По этой дороге, ведущей от кварцевых ломок к берегу, кварц возили к баржам. Дорога идет по склону холма, в некоторых местах он довольно крут. Чтобы груженые телеги не упали вниз, вдоль дороги установлено ограждение.



В разворотной точке маршрута - тихий песчаный пляж Ладожского озера, где мы чудесно отдохнули перед обратной дорогой.



Вечерело, дивный закат на Ладоге остался в виде фотографии нам на память.



Все посты с фотографиями из этого путешествия можно посмотреть по тегу круиз_2014

круиз 2014, Карелия, лето 2014, мои фотографии, детские фотографии

Previous post Next post
Up