Реинкарнация у древних прибалтов

Jul 27, 2018 14:17

О дохристианских верованиях народов Европы сведения довольно обрывочны. Однако можно достаточно точно утверждать, что древние прибалты (в частности, ятвяги и пруссы) придерживались идеи реинкарнации. Об этом, в частности, пишет польский хронист и краковский епископ Вицентий Кадлубек, описывая поход Казимира II Справедливого на ятвягов в 1194 году (пруссов и ятвягов в своей хронике он называет "гетами"):

"[Главарь их], вождь подляшский, притворно является к Казимиру, признаёт себя побеждённым и просит пощады для своего народа, клянется, что готов [Казимиру] служить, связывает себя данническими обязательствами, предоставляет в доказательство несколько поручителей или заложников, обещая представить ещё больше. Обезопасив себя заложниками, [Казимир] распускает войско. Полешане же, завалив просеки, закрывают путь возвращению, отказываются от договора. Говорят, что спасение заложников не должно быть препятствием свободе: лучше уже сыновьям умереть, чем отцам лишиться свободы, поскольку они благодаря своей достойной смерти вновь оживут в ещё более достойных живых существах. Ведь у всех гетов существует общее заблуждение, заключающееся в том, что души после разлучения с телом переходят в тела вновь родившихся [людей], а некоторые даже в тела зверей и становятся зверями. Даже и это представление о смерти не отличает их от диких животных."
("Польская хроника", Книга IV, глава 19, http://www.vostlit.info/Texts/rus17/Kadlubek_Vinc/frametext.htm)

Будучи ревностным католиком, Кадлубек, разумеется, осуждает данное воззрение. Следует отметить, что балтийские народы одними из последних в Европе приняли христианство. В частности, жемайты были официально крещены только в 1413-м году. Учитывая родственность дохристианской культуры балтов и славян (см., например, имена богов Перун и Перкунас), можно сделать вывод, что идея реинкарнации культивировалась также и у славянских народов.


история, Славянский Мир

Previous post Next post
Up