Гарантия вашей безопасности

Apr 20, 2007 16:32

Я давно уже заметил, что стоит мне в разговоре упомянуть православный журнал "Фома", в котором я работаю - и некоторые из неверующих друзей и знакомых (причём, как правило, люди немолодые) начинают странно на меня коситься. "Но какое это имеет к нам отношение?", "Но, понимаешь ли, я-то не христианин...", "журнал, конечно, неплохой, но я-то в вашу Церковь не собиралась и не собираюсь".



Почему так? Почему для некоторых любое упоминание нашего журнала вызывает слегка неадекватную реакцию? Неприязнь к Церкви, ненависть к Православию? Нет, не проходит. Как правило, эти люди вполне толерантно воспринимают религию, на воинствующих безбашенных безбожников они не слишком похожи. В чем же дело?

А потом я понял. Людей напрягает то, что наш журнал миссионерский. Это слово они воспринимают сквозь призму советских ещё стереотипов. Что такое христианский миссионер для человека, воспитанного в СССР? Настырно-умильное существо в чёрном, цепкое и хитрое, всеми правдами и неправдами оно пытается затянуть свою жертву в Церковь, сделать "овечкой Христовой". Тут смешались и антиклерикальные произведения Марка Твена, и Остап Бендер, лихо отбривший ксёндзов, и пионерские страшилки о коварных сектантах. Вся эта гремучая смесь по-прежнему, спустя десятки лет, многим продолжает отравлять мозги. Нас воспринимают как хитрых иезуитов, которые исподволь, тихой сапой пытаются перетянуть мыслящих людей на свою сторону. Мы делаем интересный журнал, где есть место и общественным проблемам, и культуре, и поэзии, и живописи? Тем страшнее наше коварство! Чем тоньше мы стелем, тем жёстче будет спать купившемуся на нашу сладкую приманку.

Причём вовсе не обязательно нас подозревают в подлом циничном расчете. Нет, как можно! Нам не отказывают в искренности и порядочности. Просто у нас религия такая, просто нам так по Библии положено - затягивать ещё не уверовавших сограждан в церковные сети. Вот и спешат люди отмежеваться - мол, не старайтесь, ребята, со мною этот фокус у вас не пройдёт.

И вот тут начинается самое интересное. С ложными стереотипами-то всё ясно, они ложные, на самом деле у нас всё не так. А как? Это что, неправда про "миссионерский журнал"? Правда. Неправда, будто мы всем желаем уверовать во Христа? Правда. Наша Церковь недаром же называется "единой, святой, соборной и апостольской". Апостольской - не только потому, что началась от апостолов, но ещё и потому, что мы, её члены, должны, подобно апостолам, проповедовать всем Христа распятого и воскресшего.

В чём же тогда ложь? Почему меня, сотрудника "Фомы", так возмущает вышенарисованная карикатура на миссионера? Почему я не такой и мои коллеги не такие?

Начну с неполиткорректного. Я православный христианин. Я убежден, что Христос - это Путь, Истина и Жизнь, и все прочие пути ложные, неспасительные. Я люблю своих близких, своих родных, своих друзей - и потому не могу быть равнодушным к их жизни, как нынешней, земной, так и той, что ждёт каждого из нас за гробом. Мне хочется, чтобы все спаслись, чтобы все приобщились той бесконечной Радости и Любви, которая есть в Боге. Толерантность (читай - равнодушие к человеческим судьбам в вечности), мне нисколько не близка. Естественно, мне хочется со всеми поделиться своей верой, своей надеждой. Но...

И вот здесь начинается то "но", которое не даёт мне превратиться в чёрное существо с карикатуры. Я отдаю себе отчёт в том, что всякий человек наделён свободой воли. Принять (или не принять) Христа можно только свободно. Любое насилие тут недопустимо, любое насилие идёт вразрез с любовью к человеку и с уважением к образу Божиему, по которому он создан. Недаром говорят: "невольник - не богомольник".

А что значит - недопустимо любое насилие? Понятно, когда речь идёт об инквизиции, о государственном принуждении, о нарушении прав. Но ведь насилие - это не обязательно полиция. Насилие может быть и психологическим. Назойливое жужжание, настырная трескотня - это тоже насилие. Если я навязываю кому-то свою веру, не считаясь с его желанием меня слушать - значит, я отвергаю его свободу, его достоинство, значит, я считаю его не человеком, а только заготовкой, болванкой, из которой когда-нибудь удастся выточить человека. Точно то же касается и всяческих ухищрений, уловок. Если, желая привести человека ко Христу - то есть к Истине, я его обманываю - значит, я сам в этот момент далёк от Христа. И если даже сумею куда-то своего собеседника привести - то уж точно не ко Христу, а к идолу, созданному моим воображением.

Зачем затягивать в Церковь людей, в душах которых ещё не созрела вера? Если они станут ходить в храм из соображений "приличия", или "исконных русских традиций", или "как бы чего не вышло" - значит, их отношения с Богом с самого начала будут строиться на лжи, на фальши. Ни к чему хорошему в будущей жизни такие отношения не ведут. На том свете, возможно, честному агностику придётся куда лучше, чем лицемерному, формальному христианину, который Христа не любит, а церковь посещает "на всякий случай".

Нужно мне такое миссионерство, плодом которого станет лицемерие? Извините! Точно так же не нужно оно никому из всерьёз верующих христиан. Тут сразу вспоминаются слова Христа: "Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что обходите море и сушу, дабы обратить хотя одного; и когда это случится, делаете его сыном геенны, вдвое худшим вас" (Мф. 23:15).

По-моему, подлинное миссионерство не должно иметь ничего общего со стремлением любой ценой увеличить поголовье "овец Христовых". Мы должны быть всем открыты, мы должны, по слову апостола Петра, быть "всегда готовы всякому, требующему у вас отчета в вашем уповании, дать ответ с кротостью и благоговением" (1 Петр. 3:15). Но мы не должны тащить человека в храм силой или хитростью.

Я часто, объясняя направленность нашего журнала, пользуюсь такой аналогией: мы дорожные рабочие. Вот есть дорога ко Христу. Её десятилетиями бомбили и взрывали, она вся в рытвинах, воронках, завалах. Ямы - это отсутствие подлинных знаний о христианстве, завалы - это ложные стереотипы. Наша задача - расчистить завалы и засыпать ямы. Сделать дорогу ровной. А уж пойдут ли по этой дороге люди - зависит не от нас. Это дело их совести, их свободы, это тайна их сердец.

Вот, кстати, ещё одна черта карикатурного миссионерства. "Чёрное назойливое существо" чрезвычайно ценит собственную роль. Ему кажется, что от него одного зависит, придут ли конкретный Ваня или конкретная Таня в Церковь. Он, конечно, теоретически понимает, что Господь Бог тоже как-то на Ваню с Таней воздействует, но практически мыслит себя Его главным орудием. Отсюда и навязчивость, и уловки, и передёргивания, и умолчания. А по-простому это называется гордыней.

Так что, друзья-агностики, атеисты, сомневающиеся и ищущие. Успокойтесь! Журнал "Фома" вовсе не строит на ваш счёт коварные планы, не собирается вас тайно обращать в христианство. И причина тому - не повышенная интеллигентность наших журналистов, а прямое следование основам православной веры. Именно она, наша ортодоксальная, неполиткорректная вера - гарантия вашей безопасности.

атеизм, журнал "Фома", Христианство

Previous post Next post
Up