И ЖИЗНЬ УПЛЫВАЕТ В НЕБО…

Aug 27, 2015 17:22


В замках средневековья Хуламо-Безенгийского ущелья

Башни и крепости Хуламо-Безенгийского ущелья и сегодня вызывают неподдельное восхищение. Непросто найти ответ на вопрос: как, каким образом, практически на отвесных скалах, куда и налегке добраться по силам лишь опытнейшему альпинисту, имеющему современнейшее оборудование, жившие здесь столетия назад люди строили столь неприступные бастионы - доставляли сюда камни, раствор, деревянные балки?..
Вот так называемый замок Джабоевых - один «из монументальных памятников средневекового зодчества Кабардино-Балкарии, одно из самых уникальных сооружений с усовершенствованной планировкой», как восторженно писал Исмаил Мизиев.



Ему вторит Тимур Шаханов: «Это один из самых эффектных памятников такого типа на всем Северном Кавказе». О замке Джабоевых он говорит как о «наиболее внушительном по своим размерам сооружении подобного рода на территории Балкарии. Воздвигнут он на недоступной с трех сторон скале, которая господствует на местности. Его полуразрушенные стены видны на большом расстоянии. Замок Джабоевых построен на очень выгодной для обороны местности. Он контролирует большую часть долины и неприступен. Плюс ко всему, замок этот прикрывает собой расположенный неподалеку аул. Это был когда-то грозный страж в горах Балкарии. Пешеходный подход к замку имеется только с восточной стороны.


   Общая длина замка достигает 27 метров, а максимальная ширина 7 метров. Самым высоким сооружением комплекса была восточная башня, но ее верхняя часть разрушена, а потому изначальная высота башни остается неизвестной; ее сохранившаяся часть имеет в высоту 8,3 метра.

Основным материалом для строительства служили отколотые куски скалы, на которой стоит замок. Это было целесообразно вдвойне: во-первых, отпадала необходимость доставки стройматериала издалека; во-вторых, куски откалывали с таким расчетом, чтобы усилить неприступность самой скальной платформы. Действительно, на большей части своего периметра края платформы почти отвесны и местами достигают высоты 3-4 метра. И это только верхний ярус всего скального выхода.
      Толщина стен различных сооружений варьирует от 0,8 до 1-1,2 метра. Местами в кладке встречается тесаный камень. Известковый раствор чрезвычайно прочен, так как при изготовлении его применялась сыворотка.

С восточной стороны перед башней имеются два вырытых в земле резервуара. Они смежные между собой и в разрезе имеют грушевидную форму, их диаметры у верхних краев 1,2 метра. Резервуары изнутри выложены камнем и тщательно оштукатурены. Вероятно, они служили защитникам для хранения запасов питьевой воды. Вообще, водоснабжению замка было уделено большое внимание. По некоторым сведениям, к нему скрытно была подведена под землей вода из ближайшего источника.



















Замок строился в несколько приемов. Вначале было возведено двухэтажное сооружение типа тех, которые в литературе по зодчеству горного Кавказа известны как «жилые башни», или « дома-крепости» . В плане оно имеет вид слегка асимметричного прямоугольника длиной более 11 метров и шириной в средней части 7 метров. Из-за сильной разрушенности всего комплекса трудно судить о количестве и взаиморасположении бойниц. К настоящему времени фиксируется только одна бойница на первом этаже южной стены.
Впоследствии замок разрастался за счет дополнительных пристроек. К его восточному торцу была пристроена упоминавшаяся боевая башня. Гнезда от балок межэтажных перекрытий позволяют фиксировать в ней наличие четырех этажей. Но поскольку верхняя часть башни не сохранилась, то не исключено, что в действительности число этажей доходило до пяти или шести.
      К противоположному, западному, торцу «дома-крепости» также было пристроено двухэтажное помещение - как бы его продолжение. В плане оно трапециевидное, с двумя бойницами на первом и одной - на втором этаже. Наконец, к этой второй пристройке пристроили небольшую двухэтажную башенку, тоже трапециевидную в плане. Общая длина этих двух пристроек 10,7 метра».
Считается, что этот уникальный памятник был уничтожен огнем в Средние века. Время не пощадило и его уцелевшие от пламени стены - сегодня можно увидеть лишь жалкие остатки удивительной цитадели, «ставшей неотъемлемой частью пейзажа» , органично вписанной « в окрестный ландшафт» . Под дождями и снегом осыпаются метровые массивные стены. Под воздействием влаги из них вымывается раствор, и камни сползают вниз один за другим.
      Глядя на руины, оставшиеся от некогда неприступной твердыни, не покидает ощущение, что мимо тебя проносятся века.
     Двадцатый - своим безразличием и варварским отношением к памятникам прошлого практически похоронивший крепость окончательно.
Девятнадцатый, восемнадцатый, семнадцатый - сохранившие в своих анналах письменные свидетельства об оборонительном комплексе, вознесенном над Череком.



































Шестнадцатый, пятнадцатый - когда укрепление продолжало служить обитателям ущелья.
Четырнадцатый - ставший для бастиона звездным часом, когда осаждаемый несметными полчищами завоевателей, возглавляемых Железным Тимуром, он отбивался до последнего защитника и со смертью его пал, но так и не покорился.
     Тринадцатый, двенадцатый - когда это удивительное каменное гнездо прирастало новыми дополнительными фортификационными сооружениями, позволяющими вести оборону со всех сторон.
Одиннадцатый - когда была замыслена, начала строиться, была возведена цитадель.
     Здесь, на вершине горы, где хозяйничает лишь ветер да орлы парят кругами в небесной синеве, время как будто замедляет свой бег, давая возможность заглянуть в прошлое. И когда прямо через нас проплывает неизвестно откуда взявшееся косматое облако, это прошлое внезапно оживает.
     И видится, что это не небесный странник гудит и посвистывает в каменных щелях и выемках, а сотни стрел, выпущенных захватчиками, выводят рулады смертельной песни. Не под порывами того же ветра шелестит густая трава, а скрипит и гнется под тяжестью сотен ног взбирающихся по склону людей. И падают они, пораженные из бойниц, и катятся со стонами вниз по крутому, чуть ли не отвесному склону, и кровь обагряет камни, дымящиеся под палящим солнцем.
    Сердце наполняется ужасом, душа - печальными знаниями, а тело - животным страхом. Где ты, с кем ты? В замке, судорожно выпускающий стрелу за стрелой? Или ею же пронзенный лежишь, уткнувшись в землю, не видя, как жизнь твоя уплывает в бездонное небо?..

Со мной была моя дочка - Аня

Previous post Next post
Up