На краю Армении. Ереван - Ерасх, 8 января 2019 года

Apr 11, 2019 01:27


Утром 8 января, едва проснувшись и попив чайку, я двинулся в сторону железнодорожного вокзала. Левон ещё вчера узнал, что в нужную мне сторону (сторону азербайджанской Нахичевани) маршрутки ходят с автостанции, которая находится возле ж/д вокзала.

Повезло, что мой хостел находится возле метро "Площадь Республики". Вот как выглядит эта станция снаружи:




А вот так - изнутри:


В ереванском метрополитене нет электронной оплаты - только жетоны, стоимость каждого - 100 драмов (13 рублей). Ехать нужно было до станции "Давид Сасунский". Собственно, статуя Давида и украшает привокзальную площадь Еревана. Сильно удивили короткие двухвагонные составы ереванского метро, ну, хорошо хоть они вообще есть.

Доехал я моментально, благо, что между "Площадью Республики" и "Давидом Сасунским" всего одна станция - "Зоравар Андраник". На выходе из метро я спросил у местного полицейского, в какую из двух сторон надо идти, чтобы попасть на автостанцию. Полицейский не только подсказал, он проводил меня почти до самой станции.

Вид на вокзал с автостанции:


На перроне стояло несколько автобусов - и потрёпанные ПАЗики, и техника поновее. Я спросил у водителей, как бы мне доехать до Ерасха. Они показали на автобус, идущий до Арарата. Не до горы Арарат блять, а до города Арарат, что в 50 километрах к юго-востоку от Еревана. Там мне нужно было бы пересесть на другой автобус.

До отправления оставалось около 20 минут, я успел сходить купить пару пирожков, пообщаться с водителем и одним из пассажиров. ПАЗик постепенно наполнялся людьми, и, наконец, мы выехали. Хотя путь занимал менее 50 километров, ехали мы часа полтора - во-первых, ПАЗ, во-вторых, мы двигались не по магистрали "Север-Юг", а по параллельной ей старой дороге, от одного посёлка к другому, и, соответственно, останавливались во многих из них.

Наконец, мы прибыли в Арарат. Я заплатил за проезд вроде бы 400 драмов (то бишь 53 рубля). Водитель сказал, что в 2 часа дня будет автобус до Ерасха. Расстояние от центра Арарата до Ерасха - 16 километров. Я резонно предположил, что своим ходом и автостопом я преодолею это расстояние гораздо быстрее, чем если буду ждать автобус.

Собственно, почему именно Арарат стал Араратом? Этот город далеко не самый близкий к горе Арарат, есть города и посёлки и поближе - что на турецкой стороне, что на армянской. Но город Арарат (а тогда ещё просто посёлок) был построен в 1939 году при строящемся цементном заводе. Соответственно, и название давалось в духе времени. Видимо, это был намёк туркам, такой же намёк, как гора Арарат на гербе Армянской ССР - мол, один Арарат у нас уже есть, скоро и настоящий вернём.

Население Арарата - более 20 тысяч человек, статус города он носит с 1962 года, но до сих пор больше всего напоминает большое село, хотя многоэтажных домов в городе хватает.

Армянские контрасты во всей красе:

За теми горами - уже Турция, расстояние менее 5 километров по прямой:

А за этими горами - другие горы Армении, всё та же Араратская область.

Ещё когда я выходил пешком на главную улицу сельской части Арарата, рядом со мной затормозила иномарка неплохого вида.

- Барэв дзэз! - поздоровался молодой парень за рулём машины.

- Привет! - улыбнулся я.

- Ммм, эээ, братуха, ты местный? - спросил армянин.

- Да мы тоже неместные, ты не знаешь, как в Арарат проехать?

- А вот здесь направо поверните, - показал я рукой на путь, которым сам шёл только что.

- Спасибо, братуха, удачного года тебе! - пожелали армяне и поехали в город.

Мне только одно интересно - неужели я настолько похож на армянина, что ребята сразу заговорили со мной по-армянски?

А вот и цементный завод, который дал жизнь Арарату:

Строительство жилых домов, как я полагаю:

Вот ещё микрорайон с многоэтажками, это уже возле станции Зод, в конце Арарата. Примерно там я начал пытаться стопить. Машины проезжало достаточно, часть из них сигналила, а водители показывали вперёд рукой. В чём же дело? Стоял я в нормальных местах, удобных для остановки. Да в Закавказье водитель может остановиться ради попутчика и в неудобном месте.


Так, периодически останавливаясь и безуспешно пытаясь поймать машину, я дошёл до поворота на трассу "Север-Юг". Быстро перебежав через разворотное кольцо, я пошёл по правой стороне дороги, но пока не поднимал руки - место было неудобное. До Ерасха оставалось уже всего 13 километров.

Едва я прошёл сотню метров, как возле меня притормозила белая "семёрка". Я подошёл к машине.

- Суренаван бамбам-пам-пах, - чуть ли не кричал водитель.

Суренаван - это посёлок в 5 километрах от Арарата, мне было по пути, но потом предстояли ещё 8 километров до Ерасха. Я сначала было махнул рукой и не хотел ехать (идиот), но водитель оставался на месте и не уезжал. Наконец я включил мозги, сел в машину, и "семёрка" рванула вперёд.

По пути мы с водителем разговорились. Оказалось, что его зовут Вазген. По-русски Вазген говорил плохо, хотя и бывал в России. Я рассказал, что хочу побывать на одном из краёв Армении - Ерасхе. Вазген был доволен этим и подвёз меня не до Суренавана, а до самого Ерасха.

- Ты гость, - с улыбкой сказал он.

Вот, собственно, и въезд в Ерасх:


Ерасх (или Ерасхаван) - просто маленькое село с населением менее 900 человек. Вот недостроенная железнодорожная станция:


Типичная постсоветская картина:

Железнодорожные пути в сторону Еревана. Поезда ходят два раза в день туда и обратно - сначала утром, потом вечером. Я приехал в Ерасх около часа дня, как раз где-то в перерыве между поездами.

Раньше через Ерасх поезда шли на Нахичевань и дальше на Иран. Но война в Карабахе оборвала этот путь, хотя до Карабаха здесь далеко. Пути на границе разобраны, от станции до Азербайджана - всего 1 километр пути. Видны барьеры впереди. До Турции, кстати, тоже недалео - 7 километров в правую сторону.

В Ерасхе я пару раз видел машины с армянскими военными. Кроме того, когда я подошёл поближе к недостанции, то залаяла местная псина, и из синего вагончика вышел молчаливый железнодорожник. Минутку мы смотрели друг на друга, после чего перекинулись парой фраз. Я спросил, стреляют ли здесь так же, как в Тавушской области на границе с Азербайджаном. Железнодорожник ответил, что нет, здесь относительно спокойно. На просторах интернета я нашёл информацию, что в январе 1990 года в районе Ерасха были мои местного значения, закончившиеся победой армян. Кроме того, стрельба с гибелью людей была здесь и в 2014 году.

Вид на село от станции. Слова "бензин" и "автомойка" в Закавказье на русском языке встречаются чаще, чем на местных языках.


Высокий флаг Армении - не для армян, конечно, а чтобы соседям, что через километр, было бы видно. Плюс флаги многих государств, только вот мотивы выбора флагов я сначала не понял. Впрочем, если в Армении вместе изображены флаги Ливана, Аргентины, Чили и Венесуэлы, это значит только одно - Армения воздаёт должное странам, которые официально признали геноцид армян 1915 года.

Прямо по курсу - автодорога на Ехегнадзор. По правую сторону дороги - магазины, в один из которых я зашёл. Выбор самый обыкновенный - продукты, мелочёвка, коньяк. Из необычного мне запомнилась какая-то ученическая мелочь (типа набора карандашей) с отчётливыми надписями на турецком языке. Ну очень символично - турецкие товары в 20 метрах от флагов стран, признавших геноцид армян турками. Кстати, в Армении в целом отношение к туркам стало более спокойным. Всё-таки границу с Турцией охраняет Россия, и стрельба по армянской земле ведётся только со стороны Азербайджана. И независимость Армении, объявленную в 1990 году, Турция признала одна из первых. До начала активных боевых действий в Карабахской войне между Арменией и Турцией даже осуществлялось транспортное сообщение, ныне перекрытое.

Арка на въезде в Ерасх. Установлена, между прочим, в далёком 1969 году. Пока что это - единственная достопримечательность Ерасха

Чем живут сейчас жители Ерасха - не знаю. Здесь хороший климат, удобные условия для занятия садоводством и скотоводством. Но соседство с Азербайджаном определяет "прифронтовой" стиль жизни Ерасха. О жизни села есть небольшая, но качественная статья на сайте ArmenianReport.com, вот ссылка на неё, можете прочитать http://www.arminfo.am/.


Поездка в затерянный уголок Армении закончилась, нужно было двигаться к следующему пункту на карте.

Спасибо за внимание! Продолжение следует!

история, метро, Ерасх, война, транспорт, ЭтоКавказ, туризм, Армения, Ереван

Previous post Next post
Up