В прошлом посте я рассказал о своём знакомстве с Российским государственным военно-историческим архивом, а сейчас расскажу про такое же знакомство с "Ленинкой" - Российской государственной библиотекой.
Записываться в Ленинку я пришёл в тот же день - 3 декабря, только уже вечером, около 18 часов. Сначала, конечно, пришлось немного поплутать, так как хоть я и проходил мимо РГБ десятки раз, но внутри библиотеки не бывал и её структуры не знал.
Первым делом в библиотеку, естественно, надо записаться. Это надо делать в новом корпусе библиотеки, но вход не главный, а правее от него, на фотографии с правого края:
Желающих записаться, помимо меня, было ещё человек пять, в том числе и иностранцы. Вам необходимо будет заполнить вот такую анкету:
Одновременно работает несколько кабинок, в которых сотрудницы РГБ записывают желающих. Вас фотографируют, вносят в базу данных и выдают читательский билет с путеводителем по библиотеке. Ждать пришлось недолго, процесс давно поставлен на поток:
Цифра "2" на читательском билете обозначает, что мне разрешён доступ в основные (то есть не специальные) фонды. Есть ещё фонды для научных работников, там вроде бы нужна цифра "1".
Из главного корпуса я прошёл по Староваганьковскому переулку в сторону Дома Пашкова. Большая часть фондов РГБ хранится, конечно, в новых зданиях, но нужный мне отдел картографии расположен именно в Пашковом доме.
Знаменитый дом был построен в 1784-1786 годах для капитан-поручика Павла Егоровича Пашкова. Как это часто у нас бывает, дом навсегда сохранил имя первого владельца, хотя уже в 1839 году был выкуплен в казну. Хотя дом многие десятилетия считается символом главной библиотеки страны, он с 1988 по 2007 годы вообще не использовался под нужды библиотеки из-за вялотекущего ремонта. Теперь в Пашковом доме разместился нужный мне отдел картографии, а также нотно-музыкальный отдел и отдел рукописей.
Вход - прямо по курсу. С улицы вы должны пройти через решётку, которая кажется совсем закрытой. Но, во-первых, на решётке есть ручка, а во-вторых, возле решётки стоят полицейские или росгвардейцы, которые подскажут вам, куда идти. Читательский билет им тоже нужно предъявить.
Собственно говоря, больше всего в РГБ меня интересовали старые газеты и журналы, интереснее всего было бы посмотреть "Пермские губернские ведомости" за 1860-е годы (их нет в нашей Белинке). Но, увы, отдел периодики РГБ находится в Химках, это самый удалённый объект библиотеки. Так что газеты в следующий раз.
3 декабря я особо ничего не успел - библиотека работает до 20 часов, но уже после семи вечера вряд ли кто-то пойдёт в хранилище за нужными вам картами и атласами. Я успел только ознакомиться с картотекой отдела, заполнил требования на выдачу карт, а также заценил развешанные на стенах советские плакаты 1920-х и 1930-х годов.
Да-да-да, тюрьма народов, не иначе...
Вот тут уже поменьше лживого пафоса, а побольше конкретики. Вот такие карты очень ценны. Год разобрать трудно, но явно после 1922 года (неспоста же Италия выделена особым цветом, так как у власти там уже были фашисты) и до 1933 года (так как Германия никак не выделена).
На этом мой понедельничный визит в РГБ закончился. В следующий раз удалось прийти в библиотеку только в субботу утром вместе с моим московским другом Тёмой.
Пока ждал Тёмыча, любовался движухой (точнее, её отсутствием) на углу Воздвиженки и Моховой:
Пришёл Тёмыч, я попросил его сфоткать меня на фоне туристов и памятника Достоевскому:
Затем Тёмыч под моим наблюдением тоже записался в библиотеку. Если у меня в понедельник номер читательского билета оказался около 920-тысячного, то Тёмыч хапнул уже чуть ли не миллионный билет. Вот так много народу ежедневно записывается в РГБ! Кстати, билеты выдаются на 5 лет, то есть в конце 2023 года нам надо будет их поменять.
В отделе картографии я отдал уже готовые требования сотруднице библиотеки, а сам пока посмотрел книжки и карты, хранящиеся прямо в читальном зале. К слову, "Большая Советская" там есть точно, причём первого, "шмидтовского" издания:
Большая Советская 2-го издания, том с вырезанной страницей, где была статья про Лаврентия Берию:
Есть и тяжеленный атлас мира:
Советский путеводитель по Салехарду. Возможно, таким в 1980-е годы пользовалась моя мама:
Как в отделе картографии без глобуса?
Ну и ещё немного советских плакатов, прекрасно передающих аромат эпохи. Вот вам "приказ городу Майкопу" - это, очевидно, в исполнении белых, так как весной 1918 года красные уже не пользовались старой орфографией. Хотя... Всё возможно. Ну разобрать текст приказа всё равно трудно.
Коси и забивай... Итак, в 1925 году в СССР было собрано более 373 тысяч тонн конопли, а в Италии - всего 117 тысяч. Самыми "конопляными" районами страны были Курск, Брянск и Орёл:
Стройки 2-й пятилетки, среди них - Свердловск, Челябинск, Магнитогорск, Тагил (без указания "Нижний"):
Наконец, мне принесли заказанные карты. Вот сельское хозяйство Югославии
Белград 1970-х годов:
Карта довоенного Грозного:
Вообще, Грозный был представлен сразу на нескольких картах - за 1991 год, 1990-й и ещё на парочке. Все эти карты я отнёс на ксерокопирование, которое получилось весьма бюджетным - за 5-6 страниц формата А3 я заплатил около 70 рублей.
На этом мой знакомство с отделом картографии РГБ пока что закончилось. Итак, с картами советских городов здесь проблем нет, а вот с заграницей будет тяжелее - то есть, скажем, карту Белграда мне удалось найти без труда, а вот карты Скопье до землетрясения 1963 года (да и после него) в отделе не оказалось.
Ну, а нас ждал основной фонд Ленинки, но об этом - позже.
Спасибо за внимание!
Продолжение следует!