Сталинские реданы

Apr 25, 2021 00:15



24 апреля - выдающиаяся дата в истории российской авиации. Ровно 75 лет тому назад, в этот весенний день 1946 года, практически одновременно, с разницей лишь в несеколько часов, впервые поднялись в воздух сразу два первых советских турбореактивных самолета. Таким образом, СССР стал четвертой страной в мире после Германии, Англии и США, вступивший в престижный клуб реактивных держав.

Разумеется, оба первенца были истребителями - легкий однодвигательный Як-15 и тяжелый двухдвигательный МиГ-9. Советское руководство, в отличие от немцев и англичан, решило не тратить время на разработку опытно-экспериментальных изделий, а приказало сразу проектировать боевые машины. Тем более, что в его распоряжении были немецкие инженеры и трофейные немецкие двигатели Jumo-004 и BMW-003, которые у нас скопировали и вскоре после войны запустили в серию под обозначением РД-10 и РД-20.

Правда, копии получились не очень надежными и очень недолговечными. Первоначально их рабочий ресурс составлял всего 10 часов. Лишь путем долгой доводки его удалось повысить до 25, а потом - до 50 часов, но к тому времени эти моторы уже считались морально устаревшими. Так что, первые реактивные "яки" и "миги" летали с "десятичасовыми" движками, которые буквально еженедельно требовали замены. Разумеется, это было очень затратно и нерационально, но на ВВС у нас денег не жалели, несмотря на послевоенную разруху и голод.

Обе машины были сделаны по так называемой реданной схеме, при которой реактивные двигатели располагаются в передней части, а их сопла направлены под днище фюзеляжа. Самолеты, в общем, успешно прошли испытания, хотя, полноценными истребителями их назвать было нельзя из-за большого количества конструктивных дефектов и недоработок, вызванных нехваткой опыта и спешкой.

На обоих машинах отсутствовали гермокабины, катапультные кресла, бронестекла, механизмы аварийного сброса фонарей, протекторы топливных баков, а примитивное приборное оборудование Як-15 не позволяло летать на нем ночью и в сложных метеоусловиях.

Но больше всего нареканий вызывало вооружение. Согласно проекту, на Як-15 должны были стоять две новые 23-миллиметровые пушки НС-23 с боекомплектом всего по 60 снарядов на ствол. Однако эти орудия оказались недоведенными и нередко отказывали, поэтому часть самолетов выпустили либо вообще без них, либо - с одной пушкой вместо двух. Всего же в 1946-47 годах построили 280 Як-15, но ни в один строевой авиаполк они не попали, а были распределены по учебным частям и "парадным" эскадрильям.

Главным недостатком МиГ-9 было то, что при стрельбе из его основного оружия - 37-миллиметровой пушки Н-37 двигатели глохли из-за попадания в воздухозаборники пороховых газов. С этой проблемой пытались бороться, ставя на ствол различные отсекатели и рассекатели газовых струй, но ничего не помогало. Для радикального решения требовалась коренная переделка самолета. Тем не менее, ограниченно боеспособный истребитель находился в серийном производстве вплоть до запуска в серию гораздо более совершенного перехватчика МиГ-15 и был растиражирован в количестве более 600 экземпляров.

В сущности, как МиГ-9, так и Як-15 с их дефектным вооружением и ничтожным моторесурсом были не столько реально боевыми, сколько учебно-тренировочными и демонстрационно-пропагандистстскими машинами, призванными продемонстрировать недавним союзникам, а ныне - соперникам в разгоравшейся "холодной войне", что СССР уже обладает современной реактивной авиацией.

Когда на первомайском воздушном параде 1947 года над Красной площадью в четком строю пролетели сразу 50 Як-15 и 50 МиГ-9, это произвело большое впечатление на иностранных наблюдателей и журналистов. Они же не знали, что эти ярко-красные скоростные машины годятся, в основном, для парадов и воздушной акробатики.

Все Як-15 были списаны и отправлены на слом уже в 1950 году. МиГ-9 прослужили чуть дольше - до 1951 года, несмотря на постоянные жалобы и рекламации. После этого 372 остававшихся в строю самолета по принципу "на тебе, боже, что нам негоже" подарили китайцам. Там на них еще несколько лет учили летать пилотов реактивных машин.

На заставке - пара Як-15 в декоративно-парадной окраске.



Опытный экземпляр Як-15 на заводском дворе. Вооружение не установлено. С целью ускорения и упрощения разработки в этой машине использовались многие узлы и элементы конструкции поршневого истребителя Як-3.


Ранний серийный Як-15 с одной пушкой. и антенной радиокомпаса.


Несерийная модификация с более тонким крылом и измененной схемой шасси.



Передняя часть однопушечного Як-15 со снятым капотом и интерьер кабины пилота.


Серийные Як-15 в раннем и более поздним вариантах окраски.



Первый опытный экземпляр МиГ-9 и летчик-испытатель полковник Гринчик, который впервые поднял в воздух эту машину. Через три месяца он разобьется на ней, во время демонстрации высшего пилотажа высокому начальству.



Серийный МиГ-9 с демонтированным вооружением. Вместо центральной пушки стоит массо-габаритный макет.



Экспериментальный истребитель МиГ-9М, на котором было исправлено большинство недостатков исходной модели, в частности, установлено катапультное кресло, кабина герметизирована, а пушки размещены по бортам фюзеляжа. Но поскольку к моменту его появления уже проходил испытания МиГ-15, самолет остался в единственном экземпляре.



Слева - "артбатарея" МиГ-9: 37-миллиметровая пушка Н-37 и две 23-миллиметровых НС-23. Справа - кабина пилота.


Вверху: первый прототип МиГ-9, на котором погиб полковник Гринчик. На этой машине изначально стояла 57-миллиметровая пушка Н-57, оказавшаяся слишком тяжелой и громоздкой для истребителя.
Внизу: один из самолетов, переданных китайцам, с опознавательными знаками ВВС НОАК.

пропаганда, ВВС, СССР, авиация, История, политика, оружие

Previous post Next post
Up