Оригинал взят у
andrey_dinamit в
ОДНА ВИНТОВКА НА ТРОИХ. РОЖДЕНИЕ ФРАЗЫ.«Одна винтовка на троих» - устоявшийся аргумент, который любят использовать антисоветчики в разговорах про Великую Отечественную войну. Дескать, всё было настолько ужасно, что кровавый Сталин посылал в атаку солдат почти безоружными, и те обречённо ждали, пока погибнет их товарищ, чтобы вооружиться.
На днях открыл для себя, что данное утверждение наши антисоветчики без всяких изменений просто перенесли из событий времён Николая II на советский период. Авось, никто не заметит. Обнаружился данный факт при прочтении мемуаров военного атташе британского посольства генерал-майора Альфреда Нокса «Вместе с русской армией. 1914-1917».
Вот собственно цитата из 6 главы, 5 абзац:
«Командующий 6-й армией, расквартированной в Петрограде, заявил на совещании 9 декабря [1914 года], что ему приходится отправлять новобранцев к фронту, выдавая по одной винтовке на троих».
И для полноты картины вторая цитата из 7 главы, 16 абзац:
«Особенно сказывалась нехватка винтовок. Приходилось отправлять в окопы безоружных, которые вынуждены были дожидаться, пока их товарищей не убьют или не ранят, чтобы забрать у них оружие».
Привет, Сванидзе!
Таким образом, автор фразы про одну винтовку на троих - командующий 6-й отдельной армии генерал от артиллерии Константин Петрович Фан-дер-Флит.
Ситуация с оружием в Российской империи при Николае II была крайне тяжёлой. Мало того, что не хватало самолётов, орудий, пулемётов, а танков не было ни одного, но даже личным оружием император обеспечить русского пехотинца не мог.
Вот ещё несколько цитат от генерала Нокса:
глава 4, 31 октября 1914:
«…Ощущается нехватка винтовок, однако большое количество их уже закупили у японцев».
глава 4, 14 ноября 1914:
«…Вызывает беспокойство отсутствие боеприпасов для револьверов и винтовок. Инспектор артиллерии корпуса генерал Потоцкий считает, что боеприпасов нам хватит на семь дней при нормальном их расходовании».
глава 4, 19 ноября 1914:
«…Наблюдается всеобщая обеспокоенность в связи с нехваткой боеприпасов. Особенно серьёзное положение сложилось во 2-й гвардейской дивизии, которая за последние три дня боёв израсходовала 2 млн 150 тыс. выстрелов стрелкового вооружения. На сегодняшнее утро в дивизии осталось всего по 180 патронов на винтовку…Страшно даже подумать о солдатах, которые в такой день, когда термометр показывает несколько градусов ниже нуля, пытаются сдерживать наступление превосходящих сил противника, не имея даже патронов, чтобы отстреливаться. У нас подавляющее превосходство в артиллерии, но от этого мало толку, поскольку снарядов тоже нет».
глава 5, ноябрь-декабрь 1914:
«...Из-за нехватки винтовок и патронов, организационной слабости и неналаженности линий коммуникаций русские были не способны на решительное наступление».
глава 6, январь-март 1915:
«…В основном трудности ощущались с винтовками и патронами…Уже через 14 дней после начала войны он [начальник управления артиллерии генерал Кузьмин-Караваев] отправил своего подчинённого полковника Фёдорова в Японию, которому поставил задачу приобрести ещё 1 млн винтовок. Фёдорову удалось купить только 200 тыс. штук»;
«…Генерал Сухомлинов продолжал, что в январе 1915 в армию вольётся контингент численностью 1,4 млн рекрутов призыва 1914 г. и винтовки больше не будут проблемой, так как «они уже заказаны и находятся в пути из Америки». Это было полным искажением фактов. Контракт на закупки американских винтовок всё ещё не был подписан, и ещё 18 месяцев они так и не прибыли в страну!».
глава 7, весна-лето 1915:
«…Генерал Беляев постоянно подчёркивает, что проблема состоит лишь в том, чем вооружить людей. По его словам, он мог бы ежемесячно выставлять на поле боя по три новых армейских корпуса, если бы для них были винтовки».
«…Теперь начало вызывать опасение снабжение войск патронами, так как их расход вырос до 100 млн штук в месяц, цифры, труднодостижимой для заводов в связи с нехваткой взрывчатых веществ».
глава 8 , апрель-август 1915:
«…Из-за нехватки винтовок призыв контингента 1916 г., который должен был состояться в июне, был отложен».
«…Командиру одного артиллерийского дивизиона XXI армейского корпуса во время отхода русской 1-й армии от Нарева выдавалось в день всего 50 снарядов на 18 орудий. Его предупредили, что в случае превышения этого количества он поплатится своей карьерой. Дивизион этого офицера действовал в районе между Рожаном и Островом. В это время в пехотные части поступили 1800 солдат пополнения. Все они прибыли безоружными, и их разместили на правый фланг русских войск, и мой собеседник сам видел, как примерно 1600 солдат из той партии пополнения огнём неприятельских орудий «были размазаны в кашу».
глава 9, август-октябрь 1915:
«…Более чем год спустя один прапорщик, с которым я познакомился в Карпатах, поделился со мной впечатлениями от тех оборонительных боёв [за Вильно]. Он прибыл в составе одного из четырёх резервных батальонов, переброшенных в Ковно из района Барановичей за неделю до начала немецкого наступления. Юноша вспоминал, что из 250 солдат его роты только 68 имели винтовки».
глава 11, 20 февраля 1916:
«…Положение с винтовками значительно улучшилось, число невооружённых солдат, включая таких «специалистов», как повара и т.д., на фронте упало до 27% от общего количества рядового состава».
Автор мемуаров, генерал-майор Нокс: