Apr 22, 2011 23:28
Представьте, что вы заключенный в концлагере. Как думаете, придет там кому-нибудь в относительно здравом уме заниматься... разоблачением лагерной администрации? Готовить доклады о гигантской коррупции начальников. Или проводить мониторинг зверств надзирателей. Издавать их подпольно. Собирать на издание средства...
Почему же в современной России по-прежнему практически все ресурсы т.н. оппозиции направлены именно в эту сторону? Ведь отличия России от большого концентрационного лагеря, если и есть, то несущественные. Разве что пресловутого "порядка" меньше. А степени и массовости жестокости - ничуть не. Главное качество очевидно: население страны жестко разделено на администрацию режима и его "контингент". Никакого единого народа в России давно нет. И граница эта - гораздо яснее и четче, чем любые идеологические, партийные или даже эстетические различия. Те, кто служит в администрации режима или прислуживает ей, четко знают свое место, знают себе цену. И, главное, людьми они считают только себя и своих. А остальных - не допущенных до кормушки - кем угодно: населением, народишком, быдлом и т.п. - но только не равными себе.
Я давно говорю, что наши номинальные лидеры безнадежно страдают "электорально-публицистическим синдромом". Они делают не то, что требует актуальная общественно-политическая ситуация, а то, что им привычнее и комфортнее. Практически ничего не делают для формирования массового и решительного движения мирного гражданского протеста против бесчеловечного оккупационного режима. Но почти все ресурсы тратят на проведение мониторингов, подготовку докладов, написание статей. А также на пресловутое "партийное строительство" - по обветшалым лекалам, по изъезженному сценарию, с известным результатом.
И разоблачают, разоблачают и разоблачают режим. В гонке за звание Главного Разоблачителя Режима пока лидирует Навальный, но на пятки ему наступает Немцов, подтягивается Литвинович...
Режим уже давным-давно разоблачен. Никому от этих разоблачений уже давно ни холодно, ни жарко. Страна медленно, но верно гниет и разваливается. Точнее, разваливаются все общественно-государственные институты, не связанные напрямую с колониально-компрадорской схемой. А в эту схему втягивается все больше и больше людей и ресурсов.
Я с 2005 года говорю о важности решительной смены приоритетов: с нынешнего комфортно-бессмысленного поведения - на решительное и системное действие в русле стратегии гражданского сопротивления и формирования "альтернативной легитимности". И не только говорю, но и убеждаю соратников в прямом общении, а также делаю в реальной сфере то, что мне по силам - создаю локальные и региональные образцы, выстраиваю межрегиональные связи, формирую площадки гражданских коммуникаций.
Недавно Эдуард Лимонов сформулировал простую ясную программу гражданского сопротивления - как единственную стратегию, нацеленную на главный результат. Она полностью отвечает моим представлениям, и мне даже не надо мобилизоваться, чтобы поддержать ее, потому что я уже много лет именно так и живу - не только не допуская сотрудничества с режимом, но сводя до минимума любые формы невынужденного взаимодействия с ним. А все доступные ресурсы трачу на удержание и расширение границ моего персонального "пространства свободы". И на выстраивание надежных связей с соратниками по медленно формирующемуся фронту мирного гражданского сопротивления.
Но наши голоса остаются гласом вопиющего в пустыне. Их слышат лишь немногочисленные сторонники. Нет содержательной дискуссии по важнейшим вопросам актуальной политической повестки и по поводу стратегии самостоятельного гражданского действия. Внимание большинства "оппозиционного актива" по-прежнему лежит в русле официальной повестки - в той или иной форме следуя за пресловутыми "избирательными циклами". Люди никак не могут вырваться из большого мифа "бутафорской демократии" - не понимая, что любые формы прямого оппонирования администрации режима выливаются в итоге в ее легитимацию и отнимают жизненно важные ресурсы от более важных дел и направлений.
бутафорская демократия,
гражданское сопротивление,
мифы