Онтологическое доказательство: Ансельм, Плантинга и Н.А. Васильев

Nov 03, 2010 17:11

Выкладываю видео вчерашнего доклада Юлиdaninyuta на ЛФК.

image You can watch this video on www.livejournal.com



Кротко основные тезисы:
1) ОД - из тех вопросов, "на которые невозможно ответить, но которые невозможно не задавать"
2) Модальный аргумент Плантинги - попытка уточнить ансельмов аргумент в терминах модальной логики и семантики возможных миров.
3) "Ахиллесова пята" МА - использование характеристической ( Read more... )

ВШЭ, ЛФК, онтологический аргумент, Васильев, онтология, логика, философия, Плантинга, видео, Драгалина

Leave a comment

Comments 4

hgr November 5 2010, 09:33:25 UTC
вопрос (ответа не знаю): а можно приложить аналогичное доказательство к Богу православного богословия, т.е. Дионисия Ареопагита?

там надо наделить Его как позитивными, так и негативными свойствами, а понятие существования, некоторым образом, отождествить с понятием несуществования (в том смысле, что Он не существует, если все остальное существует, и наоборот -- если Он существует, то все остальное не существует).

Reply

vic_gorbatov November 5 2010, 11:07:31 UTC
Судя по всему, ваш вопрос не по доказательству Плантинги, а по доказательству Гёделя...
Должен сразу уточнить две вещи:
1) Гёдель говорит не просто о существовании (такого предиката у него вообще нет), а о т.н. "необходимом существовании" (Е), которое можно описать как свойство "автоэкземплификации". Этим свойством обладают только те объекты, у которых из их необходимого свойства (сущности) логически следует необходимая непустота этого свойства - т.е. следует, что найдется объект, обладающий этим свойством (необязательно один). Короче говоря, Е - это свойство, заключающееся в том, что из сущности объекта с необходимостью следует его существование.
2) Именно "Е" Гёдель объявляет позитивным свойством. И по-моему, приписывать это свойство Богу - вполне в духе апофатического богословия. Ведь ничто НИЧТО В МИРЕ не обладает таким свойством, это факт. Значит, атрибутируя его Богу, мы не экстраполируем на Него известные нам из опыта свойства вещей, а наоборот, утверждаем Его принципиальное отличие от всего, что может быть дано нам в опыте.

Reply

hgr November 5 2010, 22:20:08 UTC
целый день думал над этой идеей. впечатляет.
спасибо.

я еще подумаю.

Reply

vic_gorbatov November 5 2010, 11:12:09 UTC
В свете этих пояснений, "E" - это как раз такое свойство, что если бы все остальное им обладало, то Бог им не обладал бы, и наоборот.

Очень уж специфическим образом в определении "Е" сцепились импликация, оператор необходимости и квантор существования.

Reply


Leave a comment

Up