"Б" - Большая Приморка глава I часть I

May 07, 2017 13:55

  Впервые опубликовано в ФБ в мае 2016г.

Очерки под общим названием "Большая Приморка" - это рассказы, в основу которых положены конкретные поездки, выполненные мной в качестве помощника машиниста. Буковок, в отличие от "Прямых репортажей с железной дороги" будет много, много будет и воспоминаний. Кому лень - просто не читайте.



Машину на перрон выгоняет другая бригада.

Большая Приморка... Любому железнодорожнику слова эти ласкают слух. Непосвященным докладываю, что так неофициально называется участок от Зеленогорска до Выборга вдоль залива, через Приветненское и Приморск. Чем же так манит Приморка? Не погрешу против истины, если предположу, что манит она своей настоящестью, отсутствием официоза и понтов. Здесь железная дорога своя, домашняя. Именно здесь мы можем видеть железную дорогу в виде, близком к первозданному, без контактной сети, снующих туда-сюда электричек и грохочущих грузовых. Только здесь дежурная по станции может выйти встречать поезд в домашних тапочках, а зимой из дежурок валит настоящий дым - центрального отопления тут попросту нет...



В советские времена пригородное движение на этом участке осуществлялось на старых добрых "Венгерках" - дизель-поездах Д1. Именно на такой случайно уцелевшей венгерке, переоборудованной под служебную мотрису, некоторое время назад на той же ветке после столкновения с автобусом погиб машинист. С распадом Союза прекратил существование СЭВ (для молодежи, имеющей полное право не знать, что это такое, расшифрую: Совет Экономической Взаимопомощи), и венгерки стали потихоньку вставать по отсутствию запчастей. Заменить их было нечем, и этот участок одним из первых был переведен на пригородное движение на тепловозной тяге с парочкой пассажирских вагонов зимой и прицепленной к тому же тепловозу электричкой летом. С появлением рельсовых автобусов (РА) зимний график стал закрываться ими, а летом электричку заменить по-прежнему нечем. Вот на такую электричку я, молодой помощник машиниста (самому смешно), и напросился.



Это - одна из последних "Венгерок", переоборудованная под дрезину для начальства.

Сама электричка - добрая старушка ЭР2 с круглой мосей. Слово "добрый" в этих очерках будет встречаться очень часто, ибо именно за добротой и ехал я на Приморку, подальше от идиотизма системы управления, той самой, от которой сбежал я из машинистов много лет назад и к которой вынужденно вернулся сейчас. Конечно, совсем скрыться от системы невозможно, но на какое-то время спрятаться, предавшись ностальгии, вполне по силам.

Машину из парка выгоняет другая бригада. Вот она, появляется из кривой. Спутать ее с другой невозможно: до нее не докатилась корпоративная серо-красная окраска; она - классическая, зеленая. Словом "зеленая", кстати, до сих пор называют обычные электрички сами железнодорожники. Жаргонизм этот появился лет пятнадцать назад, когда на некоторых направлениях появились электрички т.н. "повышенной комфортности". Для удобства пассажиров красили их в синий цвет; обычные же оставались зелеными. Номер машины - 930. На сегодняшний день она - единственная (!!!) сохранившаяся в рабочем парке Финляндского направления "круглая" ЭР2. Остальные либо порезаны в металлолом, либо стоят под забором в ожидании своей участи. Вот скажите, что вы представляете, когда слышите слово "электричка"? Уверен, большая часть ответит - именно такую вот, "круглолобую" машину, с доброй улыбкой слегка прищуренных "глаз" - буферных фонарей, прикрытых солнцезащитными козырьками, с лобовым остеклением, поделенным на части подобно меридианам глобуса. На мой взгляд, один из самых красивых типов подвижного состава. Конкурировать с круглой электричкой по красоте и доброте мордочки может, разве что, тепловоз ТЭП60, также почти уже не встречающийся.



Эта машина, 935я, тоже ходила по Московским ходам и тоже была передана на Витебку, откуда перекочевала доживать свои деньки на Финлянку. Она уже никогда и никого не повезет.

ЭР2-930, построенная где-то в начале семидесятых, начинала трудиться в депо Ленинград-пассажирский Московский. С обновлением парка главного хода была передана в депо Санк-Петербург Витебский, где отслужила добрый десяток лет. Именно в том депо я работал машинистом в ту пору, и запомнил девятьсот тридцатую крепкой, ухоженной машиной. Бригады с "Витебки" свои машины холили и лелеяли, и наша сегодняшняя героиня - не исключение. Попадая на нее, любой машинист был уверен: не подведет, да и в кабинах будет уютно. Лет восемь назад была отдана на "Финлянку", где в те времена электрички доживали свой век, но тут случилась реконструкция Выборгского хода под скоростное движение, и "старушек" стали потихоньку отставлять, заменяя их новыми ЭД. Как эта машина умудрилась остаться живой до сих пор, логическому осмыслению не поддается. Знаете, это как если вы придете на автобусную остановку, а к ней, вместо современного просторного автобуса подъедет уютный "Львовский" или "Луноход" - ЛиАЗ, ностальгически побрякивая бутылочным звоном крестовины.

Машина на перроне. До отправления - шесть минут. Ни о какой полноценной приемке с отражением ее результатов в бортовом журнале речи не идет - отправиться нужно графиком. Уедешь позже - разбор-вина-премия. При этом, если на первой же остановке в кабину зайдет проверяющий и зафиксирует отсутствие записи - снова привет, премия! Система так и дышит в спину. Выбирай: или "подставиться" под премию, или сделать все по инструкции, но уехать минут на десять позднее, лишившись премии гарантированно. В вагоне - пассажиры, которым дела нет до того, что творится внутри самой закрытой после КГБ структуры - ОАО "РЖД". Им - на дачу. У них - билеты, они имеют право уехать на длинные выходные вовремя. Да и в первом случае шанс "проскочить" все же есть, во втором - отсутствует начисто. Выбираем расписание.

Опробование тормозов выполнено, "хвосты" горят, все формальности по обмену информацией соблюдены, "Осторожно, двери закрываются! Первая остановка - Удельная". Звоночек дзынь - двери, дзынь - щелчок батарейного контактора в радиорубке, и - поехали! Ощущение движения на раритетной машине - как прыжок на несколько десятилетий назад, в помощницкую юность... Будто мне еще не пол-века от роду, а впереди - куча возможностей зажать бунтарство характера в кулак (или засунуть куда поглубже), и строить карьеру подобно многим нынешним начальникам. Правильно ли я поступил, сделав выбор в пользу уважения самого себя? Правильно ли я делал, не поддакивая начальникам и не гнобя своих подчиненных? Те, кто со всем согласны, на дорогих иномарках и при должностях, а я - помощник машиниста... Подлый и сытый или гордый и с чувством легкого голода?

Впрочем, мы отвлеклись, мы же о поездке. После Удельной перехожу в головную кабину, до Зелика - ходом. В вагонах - жара: натопить надо от души, ведь после Зеленогорска отопления не будет. Неудобная сдвижная дверь кабины (и кто ее придумал?). Мелькание знакомых пейзажей через почти забытый, но такой родной, просвет маленьких окошек. Неудобная сидушка, да бог с ней, с сидушкой, гораздо интересней получать удовольствие от движения стоя, упершись лбом в стекло. Погода шепчет: "В Ермилово за четыре часа задубеете!". Ладно, задубеем, так задубеем. Зато - Приморка!



В поездку с собой взят фотоаппарат: места на Приморке - красивейшие, да и сама железка, не изуродованная контактной сетью - зрелище нечастое. Хотел поснимать, оставшись в хвостовой кабине, благо бригада электрички в ведении поезда после Зеленогорска не участвует, а управлять автодверями можно и с хвоста. Еще до прихода на машину машинист меня огорошил: поснимать мне не удастся. Станция Ермилово закрыта по причине реконструкции, электричку тащат два тепловоза, спереди и сзади, а она оказывается запертой между ними. Конечная остановка - на однопутном перегоне, а головной и хвостовой тепловозы, оставаясь на своих местах, при движении обратно просто поменяются ролями. Для меня-фотографа это, конечно же, неприятность; но для меня-любителя железной дороги - нисколько: сама-то Приморка от нас никуда не денется.



Продолжение "Б" - Большая Приморка глава I часть II здесь

"Б" - Большая Приморка глава I часть I, Большая Приморка, ЭР2, о железной дороге - с любовью

Previous post Next post
Up