Так, да не совсем

Apr 08, 2019 19:52

Кажется, ни один православный психолог не прошёл мимо темы гипертрофированного чувства вины церковных людей. На беду она оказалась наиболее понятна и близка "чистой психологии", так что статьи и лекции направлены, в основном, на убеждение прихожан в навязывании им этого самого чувства и объяснение его вреда ( Read more... )

исповедь, психология

Leave a comment

Comments 12

sergey_tikhonov April 8 2019, 19:42:32 UTC
Давно замечено, что всё хорошее можно извратить и довести до противоположности. Это касается не только покаяния, но и всех церковных таинств. На мой взгляд, замечания психологов о навязываемом комплексе вины не лишены оснований.

Reply

veronica_nick April 8 2019, 20:05:06 UTC
Мне кажется, что психологи принимают искажения за норму и выступают якобы против неё, ещё больше запутывая людей. Разве не так?

Reply

sergey_tikhonov April 8 2019, 20:07:18 UTC
Мне кажется, что первыми вносят путаницу другие люди :)

Reply

veronica_nick April 8 2019, 20:15:29 UTC
Тут я соглашусь, пожалуй, хотя со стороны священников это не путаница, а страшное своими последствиями небрежение. Просто психологи постоянно слышны сейчас.

Reply


ioanna_poula April 9 2019, 01:01:37 UTC
Психология как наука возникла в конце 18-начале 19 веков на фоне все утверждающегося атеизма. Она, в каком-то смысле взялась решать человеческие проблемы вместо церкви.
Верующему человеку психология не нужна, во всяком случае, в том психотерапевтическом виде, в котором она сейчас, главным образом, развивается.
Человеку нужна сначала - миссия и катехизация, а потом, после Крещения - исповедь и Причастие. И личная молитва.
Психология (особенно православная) дает ложную подмену всего этого. Подменяет духовное душевным.

Reply

veronica_nick April 9 2019, 16:38:45 UTC
Жаль, что называясь православными, лекторы остаются лишь психологами, вещая с точки зрения якобы научной якобы непогрешимости. Вникни они поглубже, возможно, пользу получили бы обе стороны - хотя бы на указанном примере. К сожалению, священники не пытаются ничего корректировать, кажется, из-за ложного пиетета.

Reply

ioanna_poula April 9 2019, 17:42:20 UTC
Как правило, "православные психологи" - недостаточно воцерковленные люди, которые путают область духовного с областью душевного.От такой путаницы никакой пользы, на мой взгляд, быть не может.

А в этом примере, если человек сам себя прощает, то Богу в этой ситуации уже делать нечего. Без Него уже обошлись.

Reply

veronica_nick April 9 2019, 18:46:38 UTC
По-моему, каждая из нас пишет о своём, и получается не очень понятно. Позвольте, я попробую объяснить.
Я имела в виду пример с чувством вины прихожан, которое психологи трактуют по-своему, не замечая главного- это чувство при правильном устроении не переходит в болезненное состояние, растворяясь уверением в помиловании. Вот тут бы им задуматься и что-то переосмыслить.
При этом есть и церковные искажения (см. комментарии Сергея Тихонова), Я написала очень кратко и потому не очень внятно, простите.
И о прощении самого себя речи не было, хотела лишь показать иное состояние при исповеди- так бывает. О прощении- в последней фразе.

Reply


mikhael_mark April 10 2019, 12:09:20 UTC
"Беспросветное и угнетающее чувство вины" должно уступить после исповеди место чувству радости и благодарности Богу. А если не уступает - то это признак маловерия :)) И повод для новой исповеди :))

Reply

veronica_nick April 10 2019, 14:08:24 UTC
Ишь, как у Вас всё просто! Будто радость- это поощрительный бонус или десерт "за счёт заведения", простите за вольность.

Reply

mikhael_mark April 10 2019, 14:20:15 UTC
Нет, радость богообщения - это, конечно, не поощрительный бонус. Но верить в то, что в Таинстве Исповеди грехи нам действительно отпускаются, мы таки должны :)) А там, где прощение - там нет место унынию.

Reply


Leave a comment

Up