Бывают выставки, которые нельзя пропустить, потому что второго шанса не будет. Бывают выставки, очень хорошо выстроенные. А бывает - редко! - что выставку и пропустить нельзя, и выстроена она очень хорошо.
Работающая сейчас в Пушкинском выставка Сокровища Нукуса - как раз такой редкий случай, на нее нужно попасть во что бы то ни стало.
Возможно, не все даже сходу сообразят, что это за Нукус, и почему он вдруг такая значимая точка на музейном глобусе. Нукус - это в Каракалпакии, или, как сейчас полагается говорить, в Каракалпакстане. Каракалпакия - это в Узбекистане.
А значимой точкой на музейном глобусе сделал это место один человек -
Игорь Витальевич Савицкий.
При всей моей нелюбви к пафосу, тут я не могу употребить никакого другого слова, кроме слова подвиг. И, если бы подвиги подразделялись по каким-то степеням и категориям, этот подвиг, несомненно, попадал бы в категорию самую высшую, потому что совершался не одномоментно, под влиянием аффекта, порыва и минуты, как бросок на амбразуру, а буднично, методично и ежедневно на протяжении всей жизни.
Тот случай, когда подвиг не является высшей, кульминационной точкой человеческой жизни, а вся жизнь, день за днем, и является подвигом. Благодаря Савицкому не только появился музей в Нукусе, а уровень собрания этого музея поставил его в один ряд с ключевыми музеями мира.
Благодаря ему сохранены для нас работы, да что там, даже сами имена многих художников, которым уготовано было кануть в лету безвестно и бесславно.
Именно в Нукусе, на краю тогдашней советской ойкумены, только и возможно было собрать такую коллекцию советского авангарда.
Это было совершенно невозможно ни в каком сколько-нибудь крупном городе, не говоря уж о столицах с их партийно-культурными начальниками, людоедскими вождями и всеперемалывающими лопастями репрессивной машины, которой скармливалось все, кроме произведений в стилистике "Два вождя после дождя".
Вот эти кровавые ошметки и собирались Савицким в далеком Нукусе. У столичного партийно-людоедского начальства просто руки не доходили - шутка ли, сколько в огромной стране было таких вот далеких Нукусов! - попробуй-ка уследи, что в каждом из них творится, когда тут в центре, в крупных городах и столицах репрессировать-не перерепрессировать. А местное, партийно-людоедское-байское начальство, видимо, просто искренне не врубалось во все эти авангарды и формализмы, не осознавало, так сказать, всей их вредительской контрреволюционной опасности.
Вот таким образом, между такими Сциллой и Харибдой и смогло героическими усилиями и волей одного подвижника сформироваться это блистательное собрание русского авангарда.
Я считаю, что эту выставку обязательно нужно посмотреть, вовсе не потому, что вообще являюсь таким уж фанатом авангарда - как раз нет.
Хотя нельзя не признать, что после знакомства с этой коллекцией мое отношение к авангарду значительно потеплело!
В этом, собственно, и заключается причина, по которой я считаю эту выставку такой программной и важной - может быть, благодаря ей только и складывается сколько-нибудь цельная картина русского авангарда.
Мы ведь, будем уж называть вещи своими именами, продолжаем относиться с большим подозрением ко всем этим фокусам - хорошее-то дело супрематизЬмом не назовут, это ж ясно, как и то, что черный квадрат каждый дурак может нарисовать!
Конечно, времена стали существенно более вегетарианскими, лопасти репрессивной машины стали вращаться куда как медленней и даже как бы притупились... Но не сказать, что весь этот авангард был бы так уж безоговорочно реабилитирован, т.е. полноценно отрефлексирован и представлен.
Скорей, ему в общественном сознании был милостиво отведен некий вполне маргинальный загончик - вы там, так и быть, рисуйте свои черные квадраты и всю эту прочую хрень, а мы будем любить глазуновых, шиловых и прочих никасов сафроновых. Что далеко ходить - интонация, с которой этикетка нам сообщает, что художник "родился в аристократической семье, носил графский титул", абсолютно узнаваемая, шариковская, так и слышится за этой казенной формулировкой простое и понятное "неблагонадежный"!
В силу такой ситуации у нас технически отсутствует почва для возникновения цельного представления об авангарде, вообще о художественном языке и попытках его обретения в ХХ веке.
Картина, скорей, напоминает океан, над которым торчат отдельные верхушки айсбергов - Филонов... Малевич... Кандинский... А что представляет собой все тело айсберга, вся его толща?.. Как эти айсберги взаимодействуют друг с другом и с мировым художественным процессом?.. Каковы были пути их формирования?.. - все эти вопросы не имеют ответов, не существует такого собрания, куда можно было бы за ними отправиться.
Вот коллекция нукусского музея драгоценна именно тем, что заполняет лакуны и пробелы. Выявляет связи и закономерности. Представляет процесс в его цельности.
Ну и, конечно, дарит совершенно незнакомые прежде имена, среди которых есть великолепные, очень значительные художники.
Я, правда, не поняла, в чем был глубокий смысл разнесения выставки по двум разным зданиям - один зал в главном корпусе и три этажа в отделе личных коллекций... ну, неважно, в конце концов, кто я такая, чтобы все понимать.
В любом случае, я с готовностью закрываю глаза на это странное неудобство за почти идеальный этикетаж и - можем, можем, когда захотим! - прекрасную развеску и прекрасно выставленный свет.
Много ли из выставок в наших музеях не заставляли вас выполнять дикие акробатические этюды перед безбожно бликующим стеклом, и чуть ли не ложиться на пол, чтобы найти тот угол освещения, который позволяет хоть что-нибудь разглядеть?..
Когда последний раз вы на выставке не переглядывались с изумлением со своим спутником, силясь понять, какого хрена тонкую графическую работку размером с ладонь им нужно было повесить на высоту двух человеческих ростов?..
Я честно попыталась вспомнить, когда последний раз выставка была поставлена так хорошо - и не смогла. Стоит сходить хотя бы ради этого!
Отдельной благодарности заслуживает, безусловно, разрешение все фотографировать. В данном случае оно критически важно - это вам не галерея Уффици, эти работы не репродуцируются на каждом шагу. А шанс оказаться когда-нибудь во Флоренции, хотя бы теоретический, на порядки выше, чем шанс оказаться в Каракалпакии, чтобы увидеть все своими глазами, живьем.
Огромное спасибо за эту возможность! Объем впечатлений этой огромной выставки было бы невозможно усвоить и осмыслить по итогам непосредственно посещения. Как хорошо, что теперь я могу возвращаться к своим фото!
Вам, тем, кто не сможет оказаться в Москве до 10 мая и попасть на выставку живьем, тоже крупно повезло - благодарите нукусский музей и меня, я сфотографировала практически всю выставку, практически 100% живописных и графических работ. Сломалась только на археологических экспонатах - извинити. Все фото можно посмотреть в альбоме
Сокровища Нукуса в Пушкинском.
Персонально о некоторых представленных на выставке художниках:
Александр Васильевич Николаев (Усто Мумин) Урал Тансыкбаев Николай Георгиевич Карахан Александр Николаевич Волков Виктор Иванович Уфимцев Аутентичный каракалпакский текстиль из собрания Нукуса