Aug 04, 2011 06:30
Каким образом в процессе служения привычка становится второй натурой
Услышано мною [от Бааль Сулама] в 5703 (1942 - 1943) году
Благодаря привычке, когда человек к чему-то приучает себя, это становится для него второй натурой; поэтому не существует ничего такого, чего бы человек не мог для себя реально ощутить. Это означает, что несмотря та то, что человек никак не ощущает какой-то объект, тем не менее, приучая себя к этому объекту, человек приходит к его ощущению.
И необходимо знать, что в отношении ощущения есть различие между Творцом и творениями, ибо у творений есть ощущающий и ощущаемое, постигающий и постижение, то есть для нас ощущающий существует вместе с некоторым реальным объектом. Напротив, реальным объектом без ощущающего является только Сам Творец, да будет Он восславлен, ибо к Нему, да будет Он восславлен, относятся [слова]: «Не существует внятной мысли О Нем абсолютно и совершенно» [Тикуней Зоар, Предисловие. 17, 1]. Человеком, наоборот, любой объект [воспринимается] только через ощущающего этот объект, а также истинность объекта характеризуется не относительно истинного объекта, но соотносится с ощущающим этот объект.
hЭарот вэБэюрим
12) Человеком, наоборот, любой объект [воспринимается] только через ощущающего этот объект. Но нельзя сказать, что Святым [Творцом], да будет Он восславлен, объекты [воспринимаются] через ощущения, как это происходит у человека, так как к Нему неприменимо понятие тела. Кроме того Его не постичь постигающим тело, и поэтому творения не могут ощутить Его Самого.
[Продолжение текста рабби Баруха Ашлага]
Это означает, что вкус, ощущаемый ощущающим, является истинным для него; то есть если он чувствует, что сущее имеет горький вкус, что означает, что при определенных обстоятельствах, в которых он оказывается, ему плохо и он испытывает страдания из-за этих обстоятельств, то он говорит языком зла, соответствующим его самочувствию, исходя из того, что Высшее Провидение приносит ему зло. И в служении [своем] этот человеки называется Раша (злодеем), потому что он приписывает зло Святому [Творцу], да будет Он восславлен, в то время, как Он называется Добрым и Творящим добро, потому что Он наделяет мир только добром. А что касается ощущений человека, то человек ощущает, что получил от Г-спода противоположное, то есть, что он находится в мире, где есть только зло, ведь он ощущает ситуацию, в которой находится, как зло.
И из сказанного необходимо понять то, что говорили наши мудрецы, да будет память о них благословенна ([Вавилонский Талмуд, трактат] Брахот, стр. 61[Б]): «Мир создан не для кого иного, как либо для отъявленных злодеев, либо для абсолютных праведников». Объяснение этих слов соответствует сказанному выше: либо он вкушает и ощущает вкус добра в мире, и тогда он оправдывает Того, Кто вбирает в Себя мир, и говорит, что Г-сподь наделяет мир только добром. Либо если он вкушает и ощущает горький вкус в мире, то тогда он - злодей, так как приписывает зло Тому, Кто вбирает в Себя мир.
hЭарот вэБэюрим
13) Определения [слов] «злодей» и «праведник» не являются философскими определениями, а определяются реальной ситуацией. Если человек чувствует себя плохо, он называется злодеем, поскольку приписывает зло Творцу. Если же он чувствует себя хорошо, он называется праведником, поскольку его реальная ситуация оправдывает Творца. Поэтому не то, что человек изрекает своими устами, становится Именем [т.е. постижением], но только то, что он на самом деле чувствует.
[Окончание текста рабби Баруха Ашлага]
Следовательно все измеряется по ощущениям человека. Напротив, Творцу, да будет Он восславлен, не присущи все эти ощущения, как сказано в Песни о Единстве (на вторник): «Каким Ты был, таким Ты будешь вечно, не будет в Тебе ни недостатка, ни избытка». Поэтому все миры и все изменения существуют и происходят только относительно получающих, в соответствии с постижением постигающего человека.
hЭарот вэБэюрим
14) Необходимо разобраться в том, какова связь между началом статьи и ее концом, ведь в начале статьи он говорит, что благодаря тому, что человек к чему-то приучает себя, он обретает вторую натуру. Но если он ощущает, что Творец по отношению к нему проявляется как зло, как он приучит себя к ощущению, что Творец по отношению к нему проявляется как добро? Но необходимо сказать, что приучая себя к служению верой выше разума, он может превратить свою потребительскую природу во вторую альтруистическую натуру, и тогда он ощутит, что Творец, да будет Он восславлен управляет миром будучи «Добрым и Творящим Добро».