(no subject)

Jan 17, 2008 17:26

Продолжение

АСПЕКТ СИНХРОНИИ
При синхроническом анализе любого произведения первым шагом является обнаружение единства конфликтов на уровне трёх кругов обстоятельств:
1. «Большого круга обстоятельств» - обстоятельств эпохи, в которых мы должны выявить эпохальный конфликт, обозначившийся ко времени создания анализируемого произведения.
2. «Среднего круга обстоятельств» - обстоятельств духовной жизни автора времени создания произведения. Здесь мы должны выявить, какое место (какую сторону баррикад) в эпохальном конфликте занял автор.
3. «Малого круга обстоятельств» - обстоятельств самого произведения.
Знакомству с большим кругом обстоятельств эпохи, в которой было создано произведение, посвящается блиц-конференция:
«Образ человека в русской культуре второй половины XVIII века».
Начнём с образа идеального человека, который формировался в России во второй половине XVIII века.
Этой проблеме посвящено сообщение учащейся второго курса иконописного отделения Ставропольской духовной семинарии Вероники Василенко «Черты идеального образа человека в живописи Рокотова».
С реальными проблемами осуществления этого идеала мы познакомимся в сообщении студенток 2-го курса Елены Давыдовой и Полины Баловой «О концепции выведения "новой породы" людей, разработанной Бецким во второй половине XVIII века».
Об одном из образов осуществлённого замысла по «выведению новой породы людей» мы узнаем из сообщения воспитанницы 1-го курса иконописного отделения Ставропольской духовной семинарии Валентины Шуховой «Портреты смолянок Д. Левицкого».
О реальных проблемах взаимоотношения «новой породы людей» со своими родными (людьми
«старой породы») расскажет студентка 2-го курса факультета филологии и журналистики СГУ Марина Лисова в сообщении «Образ человека в русской мемуаристике XVIII века».
Из вышесказанного явствует, что в русской культуре XVIII века во всех её сферах шёл поиск «новой мировой дороги», своего места в общеевропейской модели мира и человека того времени. Дальнейшее будет попыткой определить, хотя бы в первом приближении, абрис этой выбранной Россией «новой дороги». С этой целью необходимо обратиться к общеевропейской модели мира.
Как известно, в культуре Западной Европы победил рационализм, который утверждал в качестве наиболее разумной, рациональной механистическую модель мира.
С другой стороны, в работах Ж.-Ж. Руссо вырабатывалась противоположная модель, основанная на возврате к естеству, к природе.
Как известно, именно эта концепция получила, правда уже в следующем веке, широчайшее распространение в России.
В неравной борьбе руссоизму пришлось уступить и в Западной Европе, по крайней мере на мировоззренческом уровне конфликт был решён в пользу искусственного. В пользу механизма, а не организма. Лучшие умы эпохи выбрали доминантой духовной жизни механику. Философ Ламерти пишет трактат «Человек-машина». Человек свободный и прежде всего свободный от своей натуры ( человек культурный - личность по Канту) должен быть подобен хорошо отлаженному часовому механизму. Сам Кант явился ходячим воплощением своей идеи. Существует легенда, что жители Кёнигсберга по Канту сверяли свои часы.

СРЕДНИЙ КРУГ ОБСТОЯТЕЛЬСТВ
Фонвизин верил в просвещение, в то, что можно сформировать положительно прекрасного человека, преподав ему науку правильного рационального поведения, «посадив его на науку поведения». Он исступлённо идеализировал наследника Павла, заявляя что он имеет «просвещённый ум», «приличные знания», «истинные добродетели» - «основание народного блаженства».
Однако его герой Стародум не верил в благотворность бездушного (механистического) просвещения, доказывая, что просвещённый человек без души и сердца - презренная тварь.
Если упростить вышесказанное, то Фонвизин был за человека-машину, но с человеческим сердцем.

МАЛЫЙ КРУГ ОБСТОЯТЕЛЬСТВ
Модель мира, заключённая в «Недоросле».
Если бы я стал ставить «Недоросля», то идея оформления спектакля по этой пьесе была бы примерно следующей: «Между раем, населённом утонченными механическими существами (этот образ взят
мною у Леонардо да Винчи, который однажды написал: «Рай - это механика»), и адом «скотного двора» ( вспомним эту метафору у Д. Оруэлла или В. Набокова, назвавшего Россию «зоорландией») зависла митрофанушкина голубятня.

книжки, семинары Дурова

Previous post Next post
Up