О модернизме

Dec 10, 2012 12:17




"Чем меньше выходов для свободной самодеятельности людей, чем больше скопившейся в обществе, не находящей себе разрядки массовой энергии, тем больше потребности в различных формах "отдушины" и "компенсации".

Современные эстетические теории, объясняющие этой потребностью значение искусства вообще, в целом несостоятельны, но они отчасти применимы к самим модернистским течениям, в которых мнимая свобода художника ломать реальные формы окружающего мира во имя своей творческой воли действительно является "психологической компенсацией" за полное безволие личности, подавленной громадными отчужденными силами капиталистической экономики и государства. По мере упадка творческой продуктивности былых времен художник все более страдает от перегрузки мертвым знанием готовых форм. Отсюда поиски формально нового, независимо от реальной ценности этой новизны, болезненный страх перед повторением того, что уже было, неизвестный прежней истории искусства, отсюда абстрактный культ "современности" (modernite).

Таким образом, модернизм есть особая психотехника, посредством которой художник стремится преодолеть последствия омертвления
культуры, оставаясь в пределах своей формальной деятельности, замыкаясь в ней. Главный смысл этой деятельности он видит не в изменении окружающего мира во имя общественного идеала, а в изменении способа изображения или способа "видения" мира.

Так началась серия формальных экспериментов, направленных против реального глаза обыкновенных людей и традиционной поэзии форм. Посредством особых приемов художник стремится подчинить своей воле поток уродливой "современности", а там, где эта внутренняя пытка становится уже невыносимой, примирение искусства с жизнью достигается отрицанием всех признаков реального бытия, вплоть до отрицания изобразительности вообще (абстрактное искусство), или отрицания самой функции художника как зеркала мира (поп-арт, оп-арт, мини-арт, боди-арт и т. п.). Сознание отрекается от самого себя, стремясь вернуться в мир вещей, немыслящей материи.

Из этого проистекают две характерные черты всякого модернизма как исторически определенной ступени художественного сознания. Во-первых, гипертония субъективной воли художника в борьбе с враждебной ему реальностью, во-вторых - падение идеальных границ субъекта под натиском бессмысленного хода вещей. Модернистские течения постоянно колеблются между крайностями бунта и восстановлением жесткой, слишком жесткой "дисциплины" духа, между абстрактным новаторством и возвращением к первобытной или средневековой "соборности", иррациональной стихией и культом мертвого рационализма. История модернистских течений состоит в резкой смене крайностей по закону, антитезы: чувственные впечатления импрессионистов сменяются геометрическим стилем Сезанна,
психологическая истерика экспрессионизма - холодной "новой вещественностью" и "неоклассицизмом" двадцатых годов, абстрактный экспрессионизм (живопись пятен и линий), достигший громадного успеха после второй мировой войны, - мнимым возвращением к реальности, к мещанскому вкусу в "поп-арт" или сверхрационализмом современных "структуралистических"сект".

/М.Лифшиц, Модернизм в искусстве, 1974/

модернизм, лифшиц, философия искусства

Previous post Next post
Up