110 лет назад родился А.Гайдар_"Это пулемёты работают далеко-далеко, в Греции"

Jan 22, 2014 10:29

И вот он прочел такую надпись:
КТО СНЕСЕТ ЭТОТ КАМЕНЬ НА ГОРУ
И ТАМ РАЗОБЬЕТ ЕГО НА ЧАСТИ,
ТОТ ВЕРНЕТ СВОЮ МОЛОДОСТЬ
И НАЧНЕТ ЖИТЬ СНАЧАЛА

(в своё время я считал, что у маленького рассказа "Горячий камень" должно быть продолжение "Горячий камень-2". Я даже набросал сценарий: четверо начинающих студентов-врачей клянутся, что будут помогать людям, где это действительно нужно, и по завершении обучения уезжают из Москвы (где у них были прекрасные возможности трудоустройства) в провинцию -- там их ждёт беспросветная работа... ))

Кто не знал, Гайдар какаое-то время дружил с Зоей Космодемьянской - об этой дружбе можно почитать в журнале "Смена" №467-468, ноябрь 1946.
Об этой дружбе интересно рассказывает Д.Быков (если чуть-чуть деидеологизировать его текст))
Наверное, единственным другом Гайдара и единственным настоящим его читателем была Зоя Космодемьянская, с которой он познакомился в 1940 году [в санатории в Сокольниках -- она очень тяжело перенесла менингит и после этого не скоро вернулась в школу, у него случилось очередное обострение посттравматических болей] ... по свидетельствам друзей, когда Гайдар устроил там взятие снежного городка. Он соорудил там семь снежных баб, каждая со своим характером. Одна была маркитантка Сигаретка, как он её называл, которая торговала чем-то; он соорудил ей прилавочек, набил его мороженым, и дети, которые до него добирались, могли этим мороженым лакомиться. Там был свой пороховой склад и снежная баба, караулившая его. Там был комендант крепости, который стоял выше всех, был из трёх шаров, а остальные - из двух. В общем, он очень изобретательно там резвился. И вот когда Космодемьянская пришла посмотреть на всё это удивительно пиршество фантазии, он начал очень серьёзно ей рассказывать биографии этих снежных баб, их прошлые боевые подвиги, подробно разбираться, что она читает, потому что она читала все его сочинения.
...от гибели Зои Космодемьянской ничего в тактическом характере войны не изменилось...Но самое удивительное, что для победы в Великой Отечественной войне этот пример сделал побольше, чем любые стратегические соображения... с подвигом этого ребёнка надо считаться, потому что подвиг есть подвиг, и это подвиг читателя Гайдара. И вот этот ребёнок, погибший после пыток, потому стал таким, что вовремя прочёл «Дальние страны», «Чука и Гека» и «Военную тайну».

И еще из лекции Быкова:
"мир в гайдаровской страшно укрупнённой оптике дан с удивительной точностью - с точностью ребёнка, для которого весь мир ещё - великанское непостижимое пространство. Я не говорю уже о мелодике гайдаровской фразы, той прелестной фразы, которая начинает любое его повествование с какой-то именно былинной величественностью: «Жил человек в лесу возле Синих гор. Он много работал, а работа не убавлялась, и ему никак нельзя было уехать домой в отпуск»... эпическая стилистика, стилистика перекроя того мира, который начинается с начала. Мира «Горячего камня», в котором действительно есть этот горячий камень, ударь по нему - и можно начать мир с начала, и мы все этот горячий камень перед собой видим."

Литература

Previous post Next post
Up