В продолжение темы, начатой
тут Керамика из каменной массы. Историография вопроса. Кратко.
После затухания традиции средневекового производства интерес к керамике из каменной массы вновь появился в Германии только в первые десятилетия XIX века. Документы архива Рейнского Ландесмузеума (Rheinishes Landesmuseum) в Бонне за 1824 г., содержат сведения об обнаружении в окрестно¬стях Зигбурга отходных ям с битой посудой из каменной массы . Это первое свидетельство общественного внимания к подобному материалу. C этого времени началось бурное развитие рынка антикварных ценностей в регионе. На первых порах значительный вклад в изучение каменной посуды был сделан антикварами-коллекционерами, начавшими собирать старинную керамику. Они вполне осознавали ценность этих предметов и как собственно артефактов, и как физических свидетельств позднесредневековой культурной, социальной и экономической истории.
В Рейнской области научное изучение каменной керамики начинается с середины XIX века, когда в местных краеведческих журналах начали появляться первые обзорные статьи коллекционеров. Одна из самых значительных работ того периода принадлежала перу кёльнского приходского священника Й. Б. Дорнбуша (J. B. Dornbusch) и была опубликована в 1879 году. Это книга “Die Kunstgilde der Töpfer in der abteilichen Stadt Siegburg und ihre Fabricate”. Автор изучил значительный по объёму архив, оставшийся от зигбургского цеха гончаров и составил первый своего рода перечень форм сосудов, изготовленных не только в Зигбурге, но и других рейнских центрах производства керамики, таких, как Кёльн, Рёрен, Фрёхен и Вестервальд. В своей работе он скрупулезно исследовал многие аспекты производственной и торговой практики зигбургских мастеров. Текст снабжен иллюстрациями находок из зигбургских отходных ям. Хотя в XX веке наука значительно продвинулась вперед, книга Дорнбуша и сейчас представляет немалый интерес, являясь основанием многих последующих работ.
На протяжении 1870 - 1880-х гг. серия международных выставок торговли и промышленности в Кёльне (1876), Брюсселе (1880), Дюссельдорфе (1880), Льеже (1881) и Генте (1882) содействовала росту интереса к старинной германской каменной посуде. Они сопровождались аукционами, на которых перепродавались многие крупные керамические коллекции. Парал-лельно росло число описанных и опубликованных собраний.
Важной вехой в коллекционировании и изучении каменной керамики в Рейнланде стало основание в 1888 году Кёльнского музея ремесленного искусства (сейчас Музей прикладного искусства). Изделия из каменной массы составляли значительную часть фондов музея. Артур Пабст (Arthur Pabst), первый директор музея, был известным специалистом в области немецкой каменной керамики. Одна из значительных его публикаций - каталог коллекции фон Оппенхайма (von Oppenheim), изданный в 1889 г. Каталог содержал иллюстрации и детальные описания сосудов из рейнских и других германских земель. Публикации предшествовало приобретение этого собрания музеем. Инициативе самого Пабста и его агентов по закупкам Кельнский музей прикладного искусства сегодня обязан обладанием самой крупной коллекцией каменной керамики в мире.
Под управлением своего второго директора, Отто фон Фальке (Otto von Falke), музей продолжал пополнять коллекции. Параллельно, в 1890-х гг. бы-ли организованы раскопки обжиговых печей на местах известных гончарных мастерских в Кёльне. Результаты раскопок были обработаны Фальке и изданы в серии сообщений в начале 1900-х гг.
В 1903 г. Кёльнский музей прикладного искусства значительно увеличил свою коллекцию рейнской керамики, получив в дар собрание коллекционера Эрнста Цайса (Ernst Zais), владевшего самой крупной в то время коллекцией каменной посуды области Вестервальд . Многие сосуды, черепки и матрицы-штампы были взяты непосредственно из раскопанных печей в Хёре, Гренцау, Гренцхаузене и Хильгерте.
Изучив и систематизировав сложившееся весьма крупное собрание, фон Фальке в 1908 г. опубликовал двухтомную монографию “Das Rheinische Steinzeug”, рассматриваемую и сегодня как наиболее обстоятельное исследование исторической каменной посуды из основных производственных центров Рейнской области. В этой работе автор обобщил уже известные и новые данные по вопросам технологии производства, этапам создания и истории мастерских каменной посуды в XVI - XVII веков. Эта книга, пожалуй, представляется основополагающей для дальнейшего изучения такого явления, как рейнская керамика из каменной массы. Автор подробно описал процесс производства посуды из каменных масс и в четырёх главах охарактеризовал крупнейшие центры производства: Кёльн-Фрёхен, Зигбург, Рёрен и Вестервальд. Большое внимание было уделено и элементам атрибуции: вопросам формообразования, технологии и декорирования сосудов.
В 1909 г. в Дюссельдорфе был открыт Германский музей керамики - Хетъенс музей (Hetjens Museum). Начало его фондов было положено собранием исследователя каменной керамики и энтузиаста-коллекционера Лоренца Генриха Хетъенса (Laurenz Heinrich Hetjens), которую он завещал родному городу. Это собрание включало достаточно большое количество каменной керамики из отходных ям Рёрена и Зигбурга и более двух тысяч (!) различных матриц-штампов для декорировки сосудов. Описание этой коллекции содержится в публикации Карла Коэчау (Karl Koetschau) “Das Rheinische Steinzeug”(1924), которая иллюстрировала широкую выборку наиболее богато украшенных сосудов периода ренессанса и барокко. Книга представляет значительный интерес как каталог предметов, но мало что дает с точки зрения содержания по сравнению с глубиной и четкостью монографии фон Фальке.
После второй мировой войны, когда начались крупномасштабные реконструкции и новые строительства на территории Германии, появилась возможность поставить изучение керамики из каменной массы на более основательную археологическую базу. На протяжении 1940 - 1950-х гг. любительские раскопки выявили много обжиговых печей в Рёрене и других производственных центрах. Благодаря местным любителям старины многие находки были описаны и сохранены для дальнейшего изучения. Работа этих энтузиастов привела к созданию в 1963 г. Рёренского гончарного музея (Töpfereimuseum), при котором сохранение и изучение памятников могло вестись постоянно.
Наконец, в 1961 г. были проведены первые научные раскопки в Зигбурге, в районе гончаров Аулгассе (Aulgasse), под руководством Бернхарда Бекмана (Bernhard Beckman). При этих масштабных исследованиях было обнаружено около двух тыс. целых форм сосудов и более восьми млн. отдельных черепков, а также множество штампов для орнаментации. Результаты раскопок были изданы учёным в виде монографии в 1975 г. В 1980-х гг. дальнейшие раскопки в Аулгассе выявили место мастерской семьи Кнютген (Knütgen), производившей в XVI веке самую богатую каменную посуду в городе. Раскопки Бекмана оказались особенно ценны ещё и потому, что позволили создать первую полную хронологию возникновения и развития каменной керамики Рейнской области.
В послевоенный период археологические раскопки дополнились серией исследований по отдельным производственным центрам и специфическим технологическим и стилистическим проблемам. Тема была значительно расширена путем публикации ряда важных музейных коллекций. В 1961 г. Барбара Липперхайде (Barbara Lipperheide) опубликовала тезисы своей диссертации под заглавием “Das Rheinische Steinzeug und die Graphik der Renaissance”. В своей работе она обратилась к изучению основных типов орнаментов, которые использовались в крупных производственных центрах посуды из каменной массы в Рейнской области в XVI - XVII веках. Значительное количество аллегорических и библейских сюжетов и орнаментальных мотивов было прослежено до оригинальных гравюр на дереве немецких и нидерландских так называемых “малых мастеров” (Kleinmeister).
В 1971 г. Гизелой Райнекинг-фон Бок (Gisela Reinecking-von Bock) был издан каталог коллекции керамики из каменной массы Кельнского музея прикладного искусства. Озаглавленная “Steinzeug”, книга содержала 874 предметные статьи, освещающие главные производственные центры в Рейнланде, Франконии, Саксонии, Тюрингии, Гессене и Силезии. Переизданная еще дважды (в 1976 и 1986), она остается наиболее часто используемой работой по теме в мире. Автор переработала монографию 1908 г. фон Фальке с учетом полученных с тех пор данных и дополнила каталог главами, посвященными глинокаменным сосудам “доклассического” периода XIII - XV вв.
В связи с рейнскими центрами производства каменной посуды нельзя обойти вниманием монографию Йозефа Хоршика (Joseph Horschik) “Steinzeug 15. bis 19. Jahrhundert von Bürgel bis Muskau”, изданную в Дрездене в 1978 г. Книга написана на материалах, происходящих из южнонемецких земель, весьма слабо перекликающихся с продукцией рейнских мастерских, но представляет огромный научный интерес как детально проработанное исследование технологических основ керамического производства средних веков и раннего нового времени, содержащее информацию, помимо прочего, о составе глазурей, использовавшихся гончарами.
Кроме немецких ученых, керамику из каменной массы изучали и специалисты-археологи и искусствоведы из других стран. Большой вклад в изучение данной темы внесли британские археологи. В 1997 г. была опубликована работа сотрудника отдела истории средневековой Европы Британского музея Дэвида Геймстера (D. Gaimster) “German Stoneware 1200-1900: archaeology and cultural history”. Это сводное исследование германской керамики из каменной массы XIII - XIX веков касается широкого круга вопросов от технологии производства до международной торговли этим материалом. При описании технологических процессов изготовления сосудов из каменной массы автор систематически привлекает этнографический материал, собранный исследователями еще в XIX веке. Также, книга содержит каталог коллекций посуды из каменной массы трех лондонских музеев: Британского музея, Музея Виктории и Альберта и Музея Лондона.
На русском языке работ, специально посвященных керамике из каменной массы до сих пор нет. До недавнего времени изданы два сообщения археологического характера, касающиеся, в том числе, и предметов из каменной массы. Это статьи Г. Н. Ивановой и С. В. Белецкого в журнале “Советская археология” за 1975 и 1978 гг., посвященные находкам фрагментов каменной посуды при раскопках в Пскове. Сообщение С. В. Белецкого, не претендуя ни на что больше описания единичной находки и ее атрибуции и датировки, отличается профессиональным подходом к теме и выдает знакомство исследователя с проблемой. Этого нельзя сказать о заметке Г. Н. Ивановой, показывающей невысокий уровень знаний по предмету и, не говоря о выводах автора, вызывающей много нареканий по используемой терминологии.
В 2002 г. в русско-финском научном альманахе “Fennoscandia Archaeologica”, была опубликована статья группы российских учёных посвященная результатам многолетних раскопок в городе Выборг: Saksa A., Belsky S., Kurbatov A., Polyakova N., Suhonen M. New archaeological excavations in Viipuri. Имеется в ней и часть, касающаяся каменной керамики. Она написана Н. Ю. Поляковой. Являясь просто отчетной работой по итогам нескольких полевых сезонов, эта статья, тем не менее, показывает зарождение интереса к данной тематике в современной российской науке.
В последние несколько лет в России издано большое число книг по различным видам предметов антиквариата. Не обойдена в них и тема керамики из каменной массы. К сожалению, в силу обзорной направленности большинства этих изданий, разделы, посвященные глинокаменной посуде в них отличаются неправомочным для специального исследования географическим и хронологическим охватом и безотносительностью к конкретным коллекциям и специальным работам.
Продолжение будет.