Іоанн Кронштадскій о злыхъ духахъ

Dec 25, 2015 20:29


  
      До сихъ поръ, братія, мы видѣли на небѣ все свѣтъ, да благодать. Господь Богъ, въ Троицѣ покланяемый есть Свѣтъ всепросвѣщающій и всеоживотворяющій. Ангелы Божіи - вторые свѣты по Богѣ [1], полные благодати и живущіе благодатію [2]. Теперь увидимъ, что нѣкоторые свѣты сдѣлались тьмою и въ царствѣ всеблагаго, но и правосуднаго Бога явился въ первый разъ грѣхъ, или противленіе волѣ Божіей. Вы догадываетесь, братія, что мы хотимъ говорить о злыхъ духахъ.
         Да, - и часть неба, или часть обитателей неба омрачилась нѣкогда, - и омрачилась однажды навсегда, на безконечные вѣки вѣковъ, - гордостію и противленіемъ Богу. На небѣ былъ между Ангелами Божіими одинъ великій, свѣтозарный - отъ свѣтозарности названный денницею - духъ, одинъ изъ самыхъ близкихъ къ Богу.
           Жить бы, да блаженствовать свѣтлому духу - съ такою благостію, съ такою щедростію божескою украшенному всякими совершенствами - во свѣтѣ лица Божія. Но нѣтъ, - захотѣлъ быть самостоятельнымъ свѣтомъ, захотѣлъ быть самъ Богомъ; сказалъ: на небо взыду, выше звѣздъ небесныхъ поставлю престолъ мой; буду подобенъ Вышнему (Ис. 14, 13-14). И гордаго, упорнаго духа, омрачившаго себя нераскаяннымъ противленіемъ Творцу своему, Господь низвергъ съ свѣтлаго неба: потому что кое общеніе свѣту ко тмѣ (2 Кор. 6, 14)? Такъ какъ денница былъ начальникомъ нѣкоторыхъ подчиненныхъ духовъ, то увлекъ и ихъ за собою, возмутивши и ихъ противъ Владыки всякой твари. На небѣ стало меньше обитателей, хотя никакъ не мало, потому что всѣхъ Ангеловъ безчисленное множество.


         А точно ли есть злые, падшіе духи, спрашиваютъ и спросятъ нѣкоторые? - Что злые духи есть - это выше всякаго сомнѣнія. Во время земной жизни Іисуса Христа они исповѣдывали Его устами бѣсноватыхъ людей Сыномъ Божіимъ; - свидѣтельствовали, какъ бы невольно, что они осуждены Имъ на вѣчныя муки; - съ свойственною имъ злостію, истинно адскою, мучили людей бѣсноватыхъ - и съ такою же злостію выходили изъ нихъ по повелѣнію Спасителя, въ виду многочисленнаго народа. Однажды, вышедши по слову Спасителя, изъ двухъ бѣсноватыхъ, съ тѣмъ, чтобы войти въ свиней, пасшихся неподалеку, они очевиднѣйшимъ образомъ доказали свое позорное бытіе тѣмъ, что стадо свиней, въ которое они вошли, гонимое и мучимое ихъ силою, устремилось все въ море и перетонуло (Матѳ. 8, 28-34). Св. писаніе прямо называетъ ихъ, то духами злыми (Лук. 7, 21), то духами нечистыми (Матѳ. 10, 1), то духами злобы (Ефес. 6, 12), бѣсами или демонами (Лук. 8, 30. 33. 35; Апок. 9, 20), и между ними различаетъ одного главнаго, или предводителя, котораго называетъ діаволомъ (1 Петр. 5, 8), сатаною (Апок. 20, 2. 7), княземъ міра (Іоан. 12, 31), княземъ власти воздушныя (Ефес. 2, 2), княземъ бѣсовскимъ (Матѳ. 9, 34).

Но кромѣ св. писанія въ бытіи злыхъ духовъ увѣряетъ насъ и опытъ.

Люди, наблюдавшіе за самими собою - за состояніемъ своей духовной жизни - замѣчали, что душа ихъ, прежде тихая и спокойная, какъ величественная рѣка, ровно текущая въ своихъ берегахъ, вдругъ была возмущаема какою-то непріязненною злою силою и начинала смутно волноваться отъ напора нечистыхъ помысловъ и желаній страстныхъ; - усматривали, что внутри ихъ иногда кто-то съ силою устремляется на самыя коренныя, спасительныя убѣжденія разума, на самыя святыя чувствованія, колеблетъ вѣру въ самомъ ея основаніи, омрачая и возмущая умъ и разсудокъ, чтобы въ этомъ мракѣ и смятеніи удобнѣе похитить сокровище вѣры; навязываетъ разныя скверныя, лукавыя и хульныя помышленія тогда, какъ человѣкъ расположенъ къ помысламъ святымъ и возвышеннымъ; - и это дѣлаетъ съ такою силою, что человѣкъ долженъ иногда отстаивать въ потѣ и слезахъ самыя святыя и животворныя истины вѣры, свое благоговѣніе къ лицамъ, превознесеннымъ и препрославленнымъ на небѣ и на землѣ и къ предметамъ святымъ и достойнымъ всякаго почтенія. Вообще эта злобная сила старается представить человѣку все доброе и святое въ видѣ мрачномъ и нечистомъ, скрывая во мракѣ все свѣтлое и прекрасное. Прочитайте разныя молитвы, составленныя Церковію на разные случаи, стихи каноновъ [3], или - житія святыхъ: - и вы увидите тамъ, что святые Божіи въ земной жизни своей были въ постоянной борьбѣ съ какою-то духовною, непріязненною силою, которая нападала на нихъ и рано и поздно и мучила ихъ тягостнымъ бореніемъ. Какъ объяснить это явленіе въ нашей душѣ? Что это за сила, такъ свободно прокрадывающаяся сквозь тѣло въ душу и - поперемѣнно - то оставляющая насъ въ покоѣ, то снова на насъ устремляющаяся, - которая неизвѣстно откуда приходитъ и куда уходитъ? Это не есть одна только испорченность нашей природы, это не есть только тотъ иной законъ во удѣхъ нашихъ противу воюющъ закону ума нашего, о коемъ говоритъ св. Апостолъ (Рим. 7, 23). Нѣтъ, - тутъ именно замѣтно дѣйствіе посторонней злой силы, которая противодѣйствуетъ усиливающейся въ насъ доброй силѣ. Это - именно дѣйствіе духовъ злобы поднебесныхъ. Св. Апостолъ такъ рѣшительно былъ увѣренъ въ дѣйствительности этой внутренней борьбы съ злыми духами, что - какъ опытный духовный наставникъ - просилъ новообращенныхъ христіанъ облечься въ духовное всеоружіе, чтобы въ состояніи противостоять кознямъ діавольскимъ. Яко нѣсть наша брань къ плоти и крови, говоритъ онъ, т. е. не съ нашею только испорченною грѣхомъ природою, но къ началомъ, и ко властемъ, и къ міродержителемъ тмы вѣка сего, къ духовомъ злобы поднебеснымъ (Ефес. 6, 12). Бытіемъ злыхъ духовъ весьма многое объясняется въ судьбѣ и жизни человѣчества: паденіе человѣка, его развращеніе, безбожіе, многобожіе и другіе гнусные пороки. На бытіи злыхъ духовъ основывается самое таинство искупленія нашего Сыномъ Божіимъ, потому что Онъ пришелъ разрушить дѣла діаволя (1 Іоан. 3, 8).

Что касается природы злыхъ духовъ, то прежде всего, какъ духи, они безплотны и потому-то свободно проникаютъ въ душу каждаго человѣка, по Божію попущенію, внушая ему худыя мысли и пожеланія и всячески коварствуя надъ нимъ [4]. Какъ духи злые, они злы до чрезвычайности; намъ трудно и вообразить, какъ они злы. Только отчасти, по ихъ дѣламъ въ людяхъ и животныхъ, можно заключить о ихъ злости. Такъ, одного бѣсноватаго, котораго исцѣлилъ Іисусъ Христосъ, демонъ часто приводилъ къ огню, чтобы онъ сгорѣлъ, и - къ водѣ, чтобы потонулъ въ ней (Матѳ. 17, 14-21). У другаго бѣсноватаго демонъ связалъ языкъ такъ, что при языкѣ онъ не могъ ничего сказать. Когда Господь изгналъ бѣса, нѣмой тотчасъ сталъ говорить (Матѳ. 9, 32-33). Еще другіе два бѣсноватыхъ жили во гробахъ, въ которыхъ, вѣроятно, бѣсы хотѣли заживо похоронить ихъ, и были такъ свирѣпы и страшны, что никто не смѣлъ ходить тою дорогою, гдѣ они были. Изъ этихъ-то двухъ бѣсноватыхъ человѣкъ, Господь повелѣлъ бѣсамъ выйти - и войти, какъ они просили, въ свиней. Когда они вошли въ свиней, то немедленно погнали ихъ въ море и перетопили (Матѳ. 8, 28-34). Господь съ тѣмъ, между прочимъ, и позволилъ имъ войти въ свиное стадо, чтобы показать людямъ злость бѣсовъ [5]. Еще злость бѣсовскую можно видѣть въ людяхъ, исполненныхъ нечестія и разврата, произносящихъ хулы на св. вѣру и благочестіе и уставы церковные, посмѣвающихся надъ лицами и предметами священными, потому что бѣсы не терпятъ всего священнаго. Бѣсы особенно жаждутъ погибели души человѣческой и діаволъ, яко левъ рыкая, ходитъ, искій кого поглотити (1 Петр. 5, 8).

При крайней злости своей злые духи очень умны на зло, потому что они и въ началѣ получили отъ Бога умъ, высшій человѣческаго и - потому, что живутъ очень долго, никогда не умирая и все болѣе и болѣе изобрѣтаютъ средствъ - привесть въ дѣйствіе свою злобу, которая есть жизнь ихъ. - Кромѣ того, они очень сильны, - что доказываютъ примѣры бѣсноватыхъ, которыхъ иногда ничѣмъ нельзя было связать; а если и связывали въ минуты ихъ спокойствія, то они разрывали даже и желѣзныя цѣпи. Но яснѣе сила ихъ видна надъ людьми нечестивыми и обладаемыми страстями, нерадящими о своемъ спасеніи, которыхъ за нерадѣніе Господь предаетъ во власть діавола: адская сила съ такимъ могуществомъ влечетъ ихъ къ погибели, что человѣкъ дѣлается совершеннымъ рабомъ демоновъ, дѣдая все, что они внушаютъ. Таковъ примѣръ Іуды (Лук. 22, 3-6; Іоан. 13, 27-30). Паденіе злыхъ духовъ такъ велико и ожесточенно, злыя дѣла ихъ въ царствѣ Божіемъ такъ пагубны, что они сами никогда не могутъ покаяться и потому ихъ ожидаютъ несомнѣнныя безконечныя муки во адѣ вмѣстѣ съ грѣшниками нераскаянными. Св. писаніе неоднократно говоритъ, что Господь Богъ блюдетъ ихъ на судъ великаго дня втораго и славнаго Своего пришествія, послѣ котораго они будутъ мучиться во вѣки вѣковъ (2 Петр. 2, 4; Іуд. 1, 6). Падшихъ духовъ такъ много, что они составляютъ собою цѣлое царство, по словамъ Спасителя: аще и сатана самъ въ себѣ раздѣлися, како станетъ царство его (Лук. 11, 18)? Наибольшая часть св. отцевъ Церкви держались той мысли, что съ сатаною ниспало съ неба безчисленное множество духовъ, ему подчиненныхъ, не говоря, сколько именно [6].

Братія! злые духи были въ началѣ добрыми и уже потомъ сдѣлались злыми чрезъ противленіе волѣ Божіей, почему и осуждены за свою упорную гордость на вѣчныя мученія. Эта опасность - подвергнуться вѣчнымъ мученіямъ вмѣстѣ съ злыми духами можетъ легко и намъ угрожать; и люди бываютъ дерзкими противниками волѣ Божіей, когда, напр., упорно не хотятъ признавать того, что повелѣваетъ признавать слово Божіе и св. Церковь, или съ намѣреніемъ, на перекоръ идутъ противъ какой-либо заповѣди Божіей, - поставляя свои мысли и правила выше слова Божія или уставовъ Церкви. Господь Богъ наконецъ отвергаетъ такихъ людей отъ лица Своего, какъ отвергъ гордаго денницу съ подчиненными ему духами. И такъ будемъ страшиться гордости, да не разгордѣвся въ судъ впадемъ діаволь (1 Тим. 3, 6), т. е. чтобы не подвергнуться одинаковому осужденію съ діаволомъ. - Нечистые духи внушаютъ намъ ложныя мысли и злыя желанія, стараясь отвлекать нашъ умъ и сердце отъ предметовъ святыхъ. Будемъ же всячески противиться имъ, не давая укореняться въ себѣ худымъ помысламъ и желаніямъ. Бѣсы очень злы - и самая жизнь ихъ въ томъ и состоитъ, чтобы дѣлать зло. Мы, напротивъ, братія, какъ избранные Божіи облечемся во утробы щедротъ, благость, смиренномудріе, кротость и долготерпѣніе (Кол. 3, 12), - и да разумѣваемъ другъ друга въ поощреніи любве и добрыхъ дѣлъ (Евр. 10, 24), всегда памятуя, что зло получитъ должное себѣ воздаяніе на страшномъ судѣ Христовомъ, равно какъ и всякое добро не останется безъ должнаго вознагражденія, и - благодаря Бога и Отца... Иже избави насъ отъ власти темныя, и престави въ царство Сына любве Своея (Кол. 1, 12-13). Аминь.

Примѣчанія:
[1] Стих. и кан. Безпл. сил. 1.
[2] Кан. Безпл., пѣснь 5, стих. 3.
[3] Напр. см. кан. Анг. Хран. п. 3, ст. 4.
[4] Катих. преосв. Фил. ч. 1, стр. 32.
[5] Изъясн. воскр. и празд. Ев., стр. 75.
[6] Св. Іоан. Дам. точн. изл. пр. вѣры, кн. 2, гл. 4.

Источникъ: Полное собраніе сочиненій Протоіерея Iоанна Ильича Сергіева. Томъ 1-й. - Изданіе второе. - СПб.: Типографія В. Ерофеева, 1893. - С. 36-43.

дореволюцiонные тексты, богословіе, святые

Previous post Next post
Up