Хрущевская ложь про преподобнаго Корнилія

Mar 05, 2013 21:59


   Сегодня, въ день памяти преподобнаго Корнилія, игумена Псково-Печерскаго, будетъ очень справедливымъ немного остановиться на  укоренившейся исторической лжи, связанной съ его якобы мученической кончиной. О смерти преподобнаго Корнилия достовѣрныхъ источниковъ практически нѣтъ. Весьма немного объ этомъ упоминается въ лѣтописи, составленной іеродіакономъ Питиримомъ, записано: «Сей достоблаженный игуменъ Корнилий... на игуменствѣ 41 годъ и 2 мѣсяца поживѣ; во время же бывшихъ потомъ на земли Россіи мятежей много злая пострада и, наконецъ, отъ тлѣннаго сего житія земнымъ царемъ предпосланъ къ Небесному Царю въ вѣчное жилищѣ, въ лѣто 1570, февраля въ 20-й день, на 69 году отъ рожденія своего». Удивительно, что эти строки послужили основаніемъ для болѣе позднихъ, исторически просто неприличныхъ, инсинуацій.

    Такъ, въ какомъ-то сомнительномъ источникѣ, якобы найденномъ въ  Троицѣ-Сергіевой Лаврѣ, описана слѣдующая версія, которая  попала въ большинство официальныхъ житий этого святаго. Напримѣръ, на православіе. ру: «Когда игуменъ Корнилий вышелъ за монастырскіе ворота съ крестомъ навстрѣчу царя, разгнѣванный ложнымъ навѣтомъ Іоаннъ (Грозный - прим. мое) своей рукой отсѣкъ ему голову, но тотчасъ раскаялся и, поднявъ тѣло его, на рукахъ понесъ въ монастырь. Обагренная кровью преподобнаго Корнилія дорожка, по которой царь несъ его тѣло къ церкви Успенія, названа Кровавымъ путемъ».  Эту басню разсказываютъ сейчасъ и экскурсоводы по монастырю.
 
   Въ житияхъ Димитрія Ростовскаго, написанныхъ значительно ранѣе, съ 1689 по 1705 годы, упоминается другая исторія (ссылку не нашелъ, поскольку житіе попало не во все изданія, но самъ лично читалъ печатный текстъ). Въ ея основѣ лежитъ версія Андрея Курбского, изложенная имъ въ его книгѣ «Исторія о великимъ князѣ Московскомъ»:  «Тогда же убитъ былъ по его приказу Корнилий, игуменъ Печерскаго монастыря, мужъ святой, извѣстный своей службой». У святителя  Ростовскаго это обросло подробностями о томъ, что по указанію царя святой Корнилий былъ раздавленъ съ помощью какого-то ужаснаго приспособленія, вмѣстѣ со своимъ ученикомъ Вассианомъ Муромцевымъ. Но зато ни слова про «Кровавый путь»!

Однако, какъ пишетъ  Іоаннъ Снычевъ, нынѣ уже покойный митрополитъ Санктъ-Петербургскій, «на все эти ужасы нѣтъ и намека ни въ одномъ изъ дошедшихъ до насъ письменныхъ свидѣтельствъ». Въ "Повести о началѣ и основаніи Печерскаго монастыря", написанной іеродіакономъ Питиримомъ, съ которой мы начинали этотъ разсказъ, о смерти преподобнаго (случившейся, вѣроятно, въ присутствіи царя- примъ. Іоанна Снычева), сказано не болѣе и не менѣе какъ "отъ тлѣннаго сего житія земнымъ царемъ предпосланъ къ Небесному Царю въ вѣчное жилище". «Надо обладать буйной фантазіей, - пишетъ владыка въ своей работѣ «Исторія царствованія Іоанна IV Васильевича Грознаго какъ она есть», - чтобы на основаніи этихъ словъ сдѣлать выводы о "казни" преподобнаго Іоанномъ IV!»

    Такимъ образомъ, какъ говорится, чемъ дальше въ лѣсъ, темъ больше дровъ. То-есть при бѣгломъ ознакомленіи получается, что Корнилий погибъ отъ рукъ самаго царя, при болѣе детальномъ - по его приказу, а на самомъ дѣлѣ - никто толкомъ и не знаетъ при какихъ обстоятельствахъ.
      Не случайно, что до выпуска пименовскихъ богослужебныхъ миней, что происходило, между прочимъ, при Хрущеве, Корнилий вовсѣ не назывался преподобномученикомъ! Онъ всю жизнь былъ просто преподробнымъ! Ненависть Хрущева къ Сталину, который любилъ Іоанна Грознаго, похоже, сдѣлала свое подлое дѣло.

патріотизмъ, святые, новости и аналитика, исторія, месяцесловъ, война противъ насъ

Previous post Next post
Up