Встречаемъ лѣто Господне благопріятное!

Sep 13, 2016 19:42


 
       Святая Церковь приняла обычай праздновать  начало индиктіона (новолѣтія) перваго сентября. Сіе было установлено по причинѣ, что когда праздновалось новолѣтіе въ Іудеѣ и по всей вселенной, Господь нашъ Іисусъ Христосъ «пришелъ въ Назаретъ, гдѣ былъ воспитанъ». Это было въ субботу, а въ этотъ день іудеи имѣли обыкновеніе собираться въ синагогѣ и проводить время въ чтеніи книгъ пророческихъ. Господь также вошелъ въ синагогу  и всталъ среди учителей. Ему подали книгу пророка Исаіи; и Онъ, раскрывъ книгу, нашелъ мѣсто, гдѣ было написано: Духъ Господень на Мнѣ, Егоже ради помаза Мя благовѣстити нищымъ, посла Мя исцѣлити сокрушенныя сердцемъ, проповѣдати плѣненнымъ отпущеніе, и слѣпымъ прозрѣніе, отпустити сокрушенныя во отраду, проповѣдати лѣто Господне пріятно (Ис. 61, 1-2) .
           И закрывъ книгу и отдавъ служителю, Онъ началъ говорить, что прочитанное пророчество исполнилось на Немъ, что Онъ есть истинный Мессія, посланный отъ Бога Отца для спасенія людей и обновленія ихъ жизни. И всѣ засвидѣтельствовали Ему это, и дивились словамъ благодати, исходившимъ изъ устъ Его (Лук. 4, 16-22).
          Праздникъ новолѣтія былъ установленъ святыми отцами на первомъ вселенскомъ соборѣ, въ Никеѣ. Это было въ то самое время, когда царь Константинъ Великій, побѣдивъ Максенція, просвѣтилъ вселенную свѣтомъ благочестія, искоренилъ идольскія празднества, освободилъ вѣру Христову отъ тяжкихъ гоненій и установилъ свои индиктіоны. Тогда святые отцы установили праздновать новолѣтіе, какъ начало христіанской свободы, въ воспоминаніе посѣщенія Христомъ въ сей день іудейской синагоги и проповѣди Его о пріятномъ лѣтѣ Господнемъ.
        Съ того времени и мы празднуемъ первый день сентября мѣсяца. Но это уже праздникъ не Ветхаго Завѣта, а новой благодати. Ибо въ сей день Самъ Законодатель, снисшедшій съ небесъ и носящій въ себѣ Духа Отча, явилъ Себя міру и начерталъ законъ Божій не перстомъ, но Своимъ Божественнымъ языкомъ и пресладкими устами, и не на каменныхъ скрижаляхъ, а на скрижалехъ сердца нашего плотяныхъ (2 Кор. 3, 3; Іез. 11, 19; Евр. 8, 10). Созидая Свою Церковь, которую только прообразовала ветхозавѣтная Скинія, Онъ принесъ Богу Отцу за наши грѣхи жертву не безъ крови, Самого именно Себя. Самъ Великій Первосвященникъ, прошедшій небеса (Евр. 4, 14), очистивъ насъ отъ грѣховъ Своею кровію, пролитою за насъ, сдѣлалъ насъ святыми храмами, по словамъ Апостола: храмъ Божій святъ есть, иже есте вы (1 Кор. 3, 17. Сн. съ 1 Кор. 6, 19)...
        Воть какой христіанскій индиктіонъ празднуетъ нынѣ, вмѣсто древняго языческаго, православная Церковь, совлекшися ветхаго человѣка съ дѣяньми его и облекшися въ новаго, обновляемаго по образу создавшаго его (Кол. 3, 9-10). Будемъ же праздновать новолѣтіе такъ, какъ совѣтуетъ намъ апостолъ: во обновленіи жизни да ходимъ, яко работати намъ Богови во обновленіи духа, а не въ ветхости писмене (Рим. 7, 6). Будемъ праздновать индиктіонъ, повинуясь повелѣніямъ Господа Бога нашего, даннымъ чрезъ Моисея, въ книгахъ коего нынѣ читается: аще въ повелѣніихъ Моихъ ходите, и заповѣди Моя сохраните и сотворите я, и дамъ дождь вамъ во время свое, и земля дастъ плоды своя; и дамъ миръ въ земли вашей, и поженете враги ваша, и призрю на васъ, и благословлю васъ, и не возгнушается душа Моя вами; и похожу въ васъ, и буду вамъ Богъ, и вы будете Ми людіе, глаголетъ Господь Богъ Святый Израилевъ (Лев. 26, 3-4. 6-7. 11 и 12).

дореволюцiонные тексты, исторія, месяцесловъ

Previous post Next post
Up