В огне непоколебимая

Mar 21, 2008 02:10


 В день весеннего равноденствия - день рождения Марии Ростиславовны Капнист - графини, многолетней узницы лагерей, замечательной актрисы, православной подвижницы, которая, несмотря на трагическую судьбу, щедро дарила всем радость. 


Род Капнистов (Капнисси) происходит с греческого острова Занте и известен с ХIV века. Стомателло Капнисси, за выдающиеся воинские подвиги в войне Венецианской Республики против турков 17 января 1702 года Указом Дожа возведен был в графское достоинство Венецианской республики. Девиз на фамильном гербе гласил «В огне непоколебимый». Сын его, Петр Капниссос, сражался против турков уже под знаменами Петра I. Остался в России. Поселились вместе с сыном Василием в Изюме. Мальчик тоже стал военным - полковником Миргородского полка и бригадиром, а фамилию свою писал «Капнист». В 1737 году принимал участие в боях при осаде Очакова. Командуя всего лишь 7 тысячами казаков, он успешно сражался с 40-тысячным турецким войском, не давая ему возможности окружить русскую армию, осаждающую Очаков. За воинскую доблесть императрица Елизавета Петровна пожаловала ему имение Обуховку на Полтавщине, ставшее родовым гнездом Капнистов. Там в 1758 году родился его младший сын, тоже Василий, известный поэт и драматург, прославивший имя Капнистов на ниве искусств.  Ему принадлежат знаменитая «Ода на рабство» -- протест против закрепощения крестьян. В 1789 году Капнистом написано его главное литературное произведение- комедия "Ябеда", которая вывернула наизнанку весь чиновничий мир Российской Империи, комедия предвосхитила в будущем появление "Ревизора" и "Горя от ума". Слова «Бесчестие в чести, из моды вышел стыд» -- актуальны и сегодня. По линии матери Мария Ростиславовна связана родовыми узами с Апостолами, Голенищевыми-Кутузовыми, знаменитым запорожским казацким атаманом-характерником Иваном Сирко. 


Предки Марии Ростиславовны жертвовали деньги на строительство Владимирского собора в Киеве. Да и она сама была настоящей христианкой: жертвовала деньги Владимирскому собору, опекала его прихожан, могла потратить материальную помощь или гонорар на подарки инвалидам, ухаживала за могилой Довженко. Она возродила память о своем выдающемся предке Василии Капнисте.



Все Капнисты, воины, дипломаты, декабристы, поэты соответствовали своему фамильному девизу «в огне непоколебимых». Но трудно себе представить, какие тяжкие испытания выпали на долю этой хрупкой неповторимой и непостижимой женщины. Семья Капнистов жила в Петербурге, В гости к ним захаживали самые известные и уважаемые петербуржцы, среди которых был и Федор Шаляпин, предсказавший маленькой Марии судьбу актрисы. Судьба распорядилась иначе. Переворот 1917 года не был для Капнистов неожиданностью. Как и многие, демократично настроенные дворяне, Ростислав Ростиславович верил в то, что революция несет благо его стране. Он даже помогал революционерам: пользуясь графским титулом, не вызывая подозрений, перевозил из-за границы большевистскую «Искру». Но жить в Петербурге становилось все тяжелее, и Капнисты переехали в Судак. Ростислава Капниста расстреляли зимой 1921 года. Потрясенная смертью отца, умерла его старшая дочь Лиза. Сыновья скрывались. Крымские татары, высоко чтившие память графа Капниста, помогли его вдове и дочке бежать из Судака, снабдив их национальной одеждой. В шестнадцать лет Мария Капнист вернулась в Ленинград. Поступила в театральную студию Юрьева, а после ее закрытия - в институт. Педагоги сулили ей большое будущее. Но когда убили Кирова - кстати, близкого друга семьи Капнистов - начались аресты, посадки. В начале 1941 года «за антисоветскую пропаганду и агитацию» ей снова дали восемь лет исправительно-трудовых лагерей. Но  это было только начало. 


Многое пришлось пережить этой хрупкой молодой женщине. Ей обрезали чудные косы, выбили на допросах зубы, отправили в Джезказган на добычу угля. Она прошла самые страшные лагеря в Караганде, Джезказгане, Тайшете, работала на шахтах, выполняя мужскую работу, терпела побои и издевательства и - читала своим подругам по заключению стихи. В свой день рождения - весеннего равноденствия, когда возвращаются жаворонки - лепила из хлеба фигурки жаворонков, куда закручивала листики с добрыми пожеланиями и дарила подругам. Рассказывали, что Мария однажды бросилась под вагонетку, чтобы остановить ее, и спасла таким образом от увечий около 30 человек, а сама после этого оказалась в больнице. Шесть раз ее от смерти спасала фамильная чудотворная икона Козельщанской Божьей Матери, которая теперь находится во Владимрском соборе.

В заключении Мария Ростиславовна встречалась с генералом Рокоссовским, певицей Руслановой, подружилась с вдовой адмирала Колчака Анной Темировой. Дочь ее Рада тоже родилась в сибирских лагерях.



Марию Ростиславовну освободили досрочно. Ей было всего сорок два года. Выглядела она при этом глубокой старухой. Но не падала духом, как бы тяжело ни было. Работала уборщицей, дворником, массажистом. В 60-е годы ее заметили сотрудники киностудии имени Довженко, и она начала сниматься - талант, обнаруженный еще в далеком детстве Шаляпиным и отшлифованный в лагерных постановках, теперь раскрылся в полной мере. Ею было сыграно около 100 ролей - в том числе Наина в «Руслане и Людмиле» знаменитого режиссера Птушко, Мануйлиха в «Олесе», монашка в «Иванне», шесть ролей в «Новых приключениях янки при дворе короля Артура», Милица в «Шансе», в «Дикой охоте короля Стаха», «Искушении дон Жуана» и других.

Казалось, в душе Марии Ростиславовны какой-то неисчерпаемый источник энергии. Она фанатично любила свою профессию, много выступала перед ветеранами и инвалидами, дарила людям радость. И погибла трагически, в движении. Получила новую роль на киностудии имени Довженко, и, радуясь, собрала букет опавших листьев и отправилась домой. Было темно, и она не сразу заметила машину, выскочившую из-за поворота. Ей было семьдесят девять лет. Похоронили Марию Ростиславовну в родовом имении Обуховка Миргородского района рядом с ее великим предком Василием Капнистом.

Отец когда-то привел меня к Марии Ростиславовне и я получила «жаворонка» из ее рук. В 90-летний юбилей  Марии Ростиславовны моя дочка получила «жаворонка» из рук ее дочери Радиславы, и в этом «жаворонке» были мудрые слова непоколебимой и дарившей радость «Как для корабля защита гавань, для человека - дружба».



история, личности

Previous post Next post
Up