Находка. Часть 1: восток

Apr 08, 2019 18:31



Как ни огромен Дальний Восток, а почти исчерпывающее впечатление о нём может дать Находка - крупный город (149 тыс. жителей) и главный тихоокеанский порт России в двух с половиной сотнях километров от Владивостока через показанный в прошлой части Большой Камень. Если само Приморье - квинтэссенция дальневосточного духа, то Находка - это концентрат от концентрата. Во всём - пейзаже, истории и современности.

Как и в сахалинском Невельске, в Находке я не мог отделаться от чувства, что у генпланщиков вместо техзадания был ящик ламинарии: несмотря на внушительный размер, Находка удивительно линейна. Осматривать её можно практически не сворачивая... но в двух частях с перспективой в следующий приезд набрать материала на третью. Пойдём с востока на запад, сегодня - от огромного порта Восточный в посёлке Врангель до маленькой площади Совершеннолетия в центре.

За линейность находкинской географии сполна отыгралась история, у истоков которой стояли те же корабли, что и во Владивостоке - английская "Барракуда" и русская "Америка". "Барракуда" в 1854 году, обыскивая эти берега в поисках скрывшейся русской эскадры, нанесла на карту залив Горнет в устье реки Сучан, для гавани слишком просторный и ветреный. На "Америке" в 1859 году Николай Муравьёв-Амурский объезжал новые русские владения, доставшиеся от Цинского Китая. В залив экспедиция зашла переждать туман, а когда прояснилось - в конце залива обнаружилась узкая глубокая бухта, отходящая от основной части залива почти в противоположную сторону и потому так и не попавшаяся на глаза англичанам. И если на Золотом Роге генерал-губернатор сказал "Отсюда владеть Востоком!", то здесь лишь воскликнул "Вот так Находка!". Первоначально это название относилось только к бухте, сам же залив в честь корабля назвали Америкой, но в 1972 году имя "главного геополитического противника" стрёли с карты Приморья вместе с китайскими названиями. В 1864 году здесь возник гидрографический пост, год спустя появились и крестьяне с Амура, а в 1867 году была учреждена фактория под руководством финского шведа Германа Фурунгельма. Развивалась она бурно, но прожила недолго: в 1870 году потерпел крушение единственный пароход, обеспечивавший связь Находки с внешним миром, а в 1871 году погиб Фурунгельм, уехавший решать этот вопрос в Петербург. Народ разбрёлся кто во Владивосток, кто в Хасанщину, и сейчас даже место первоначального поселения не установить. Какая-то жизнь тут теплилась и дальше, но лишь в 1907 году украинцы из Черниговской губернии вновь основали тут деревню и в честь своего будущего Хозяина назвали её Американка.

1а.


К Гражданской войне это было крупное село, на засевших в котором красных в 1919 году английский крейсер "Кент" даже потратил несколько снарядов. Да и река Сучан многим знакома по "Разгрому" Фаддеева - сопки над Находкой были "шервудским лесом" красных партизан. При красных город и начал развиваться - в 1930-х годах здесь появился десяток посёлков, к которым в 1935 году даже протянули от Транссиба железную дорогу. К 1940 всё это срослось в рабочий посёлок, 10 лет спустя ставший городом. В 1947 году в Находку пришло первое иностранное торговое судно, но порт к тому времени действовал несколько лет и даже отстроился после взрыва судна "Дальстрой" в 1946 году. Название не случайно: именно через субтропическую Находку лежал путь на ледяную Колыму. Этой пересылкой ехал, например, Сергей Королёв, но после катастрофы "Дальстроя" "ворота колымского ада" сместились в "тот Ванинский порт". Роль торгового порта Находке всегда была больше к лицу, и даже когда Владивосток оставался закрытым городом с регламентированным въездом, Находка посещалась свободно. Поэтому, возможно, и 1990-е были тут особенно лихими: в истории криминальных войн Приморья спецификой Находки стало засилие кавказской мафии. Надо заметить, кавказцы ещё и сотню лет назад были привычным контингентом Миллионки, и даже среди хунхузов встречались кавказские банды, так что уж говорить про наше время? Порт и рынок праворулек тут крепко держали чеченцы (по некоторым данным оказавшиеся ингушами) и азербайджанцы, и когда во всё это влезла русская банда Вэпса, народ, местные власти и даже милиция воспринимали её чуть ли не как борцов с оккупантами. Это добавляло происходящему особой неприкрытости, с пулемётными перестрелками и взрывами гранат в общественных местах вплоть до аэропорта. На самом деле, конечно же, русский бандит был ничем не лучше любого другого бандита, и после отступления чеченцев в 1996 году силовики и "вэпсов" предпочли разгромить поскорее.
На кадре выше - судно-ресторан "Надежда", построенное в 1956 году в Финляндии и в 1975-2000 годах встречавшее гостей Находки на высоком Американском перевале. В 1990-х она была популярным местом бандитских сходок, а дальше, видимо, сказалась репутация - с концом криминальных войн корабль на сопке был заброшен, обветшал и пошёл под снос. Хотя Находка считается одним из самых богатых и ухоженных городов Приморья, население её с 1990-х годов неуклонно и довольно быстро убывает.

2.


По ламинарии города курсируют довольно многочисленные автобусы, в большинстве своём - подержанные из Южной Кореи, и вида такого, будто застали ещё "клику Ли Сын Мана". С Американского перевала открывается шикарный вид на простор залива и суда, но я так и не успел его заснять. От окончания Перевальной улицы направо - Находкинский проспект и большая часть города. Но мы первым делом отправимся налево, до самого конца - в посёлок Врангель, где в 1970-73 годах был построен огромный Восточный порт.

3.


К нему дотянули и железную дорогу, и вот этот тупик - самая дальняя точка единой железнодорожной системы России: до Москвы отсюда 9447 километров по рельсам. По мне так именно это место, а не ветки Эгершельда и вокзал Владивостока, и есть настоящий конец Транссиба. Хотя самые дальние станции страны всё равно лежат на островном Сахалине - Корсаков (по ортодромии) и Ноглики (логистически), путь до которых с учётом парома превышает 10 000 километров.

4.


Как бы то ни было, грузы Транссибирской магистрали свой путь на восток чаще всего оканчивают именно в Находке. В 2018 году оборот Восточного составил 69 миллионов тонн, ещё 24 миллиона перевалила собственно Находка. Без Восточного она - 4-й по величине тихоокеанский порт России после Ванино и Владивостока. Но суммарно Находкинский кластер уступает только черноморскому Новороссийску и балтийской Усть-Луге, а на Дальнем Востоке он больше всех остальных портов, вместе взятых. Словом, по факту именно здесь - наши ворота в Тихий океан:

5.


Особенно хорошо это видно по контейнерному терминалу:

6.


Отдельным впечатлением которого стали вот эти долговязые машины, сновавшие между рядов:

7.


Собственно Врангель в 20 километрах от Находки лишь в 2004 году вошёл в её состав. Официально здесь живёт 18 тысяч человек, но это не сам Врангель, а целая россыпь посёлков вокруг его бухты. А конкретно здесь нет будто ничего, кроме порта, его контор и общежитий да официальной смотровой площадки на холме:

8.


Другие портовые терминалы напротив:

9.


10.


Сопка Сестра в устье Партизанской реки (Сучана):

11.


И вдалеке собственно Находка. Бывший залив Америка имеет характерную форму гриба, из которого бухта Врангеля выступает на восток, а бухта Находка - на запад.

12.


Есть тут и третья бухта Козьмина, захода в которую ждут танкеры с кадра выше - кстати, те самые "афрамаксы", строительство которых развёрнуто в Большом Камне. С 2010 года в Козьмино действует нефтяной терминал, конечный пункт нефтепровода ВСТО ("Восточная Сибирь - Тихий океан"), начинающегося в далёком Тайшете. Из 70 миллионнов тонн грузооборота Восточного на Козьмино приходится более 30 миллионов, а нефть отсюда активнее всего поставляется в Японию, Южную Корею и США, да ещё в пяток стран понемногу.

13.


Кадр выше снят из окна автобуса между Врангелем и Находкой. Немного других видов - диспетчерская башня на сопке:

14.


Наблюдательный пункт какой-нибудь батареи, охранявшей в 1930-е годы этот берег от самурайских амбиций:

15.


Многоэтажный посёлок Береговой, основная жилая часть Врангеля, о Зелёном Клине напоминающий балконными орнаментами совсем как на родине здешних "американцев".

16.


А вот что за сооружение с медальонами - я, увы, так и не смог опознать:

17.


Ближе к городу дорога пересекает устье Сучана - довольно крупной реки, пересекающей горы. На последних километрах перед морем - пара сопок, более всего похожих на лакколиты КавМинВод или шиханы Стерлитамака, а у китайцев так и вовсе известных как Най-шань, что переводят с лёгкой руки Арсеньева как "горы наподобие женских грудей". У самого устья - Сестра (318м):

18.


А чуть выше - Брат (242м), изначальную вершину которого (321м) срезали карьером:

19.


Ещё какие-то сопки - ни дать ни взять Южный Китай или Вьетнам! И не хватает в плавнях разве только навьюченных буйволов да рыбаков на плотах с дрессированными бакланами:

20.


Собственно Находка начинается постепенно:

21.


И твёрдо вступает в свои права на спуске с перевала, упирающемся в стелу "Мой город - моя гордость" (1985):

22.


Выше - остатки села Американка, среди тех хат - старейшее здание Находки:

23.


На юг и запад уходит извилистый Находкинский проспект длиной 11 километров. По нему дальше и пойдём полтора поста, отклоняясь максимум на 1-2 квартала.

24.


Странные скульптуры - это Морской сквер, разбитый в 2014 году:

25.


Вокруг какого-то очень домашнего памятника Николаю Муравьёву-Амурскому (2012):

26.


По левой стороне проспекта - торговые центры, от чего, видать, и перекошено лицо на стеле Красных Партизан (1967):

27.


Тут в пейзаж вклинивается речка Каменка, текущая из висящего на склоне Лебяжьего озера вокруг Лебединой сопки:

28.


Сопку венчает Скорбящая мать (1979), и скорбит она отнюдь не по тем, кто пал в боях с фашизмом на далёком Западе. С Невельском Находку роднит не только форма - 19 января 1965 года два города стали побратимами по несчастью. Тогда у берегов Аляски сильнейший шторм застиг флотилию промысловых судов, и 4 судна ("Севск", "Себеж", "Нахичевань" и "Бокситогорск"), на борту которых находилось 107 человек, погибли. Сами волны были им по силам, но на 20-градусном морозе на палубах и бортах стремительно выросли горы льда, от которых траулеры переворачивались. По крайней мере так погиб "Бокситогорск" - единственный из четвёрки, он затонул на глазах у моряков с другого судна, и даже одного человека с него сумели спасти. Три других траулера сгинули бесследно - их просто недосчитались, когда кончился шторм, а точно место их гибели не определено до сих пор. Они были из Невельска, и памятник им я показывал там. А "Бокситогорск" был из Находки, и хотя памятник этот посвящён всем не вернувшимся с моря, в первую очередь здесь поминают 36 его моряков.

29.


В 2007 монумент дополнили часовней:

29а.


А в 2006 рядом появилась редчайшая (если не единственная в отдельном здании) на Дальнем Востоке мечеть. Напрашивается мысль, что её построили чеченцы в память о погибших на полях криминальных войн товарищах, но всё же надеюсь, что это не так. Мусульман в Находке действительно очень много, хотя скорее всего уже не северо-кавказцев. Даже привёз нас сюда, подхватив в прямой видимости от плетущегося сзади автобуса, добродушный азербайджанец, потративший полчаса на поиски нашей гостиницы.

30.


Подняться же на Лебединую сопку мы так и не сподобились - к ней просто не подобраться снизу, а искать дорогу через верх у меня не было ни сил, ни времени.

31.


Дальше вдоль Каменки открывается вот такой вид:

32.


Ааааааа, караул, китайцы нас захватят! А москвичи с этим не делают ничего!

33.


На самом деле "Китайская стена" была построена компанией "Сюань-Юань" ещё в 1998 году, причём я даже точно не знаю, чьих она будет - на открытие всего этого великолепия присутствовал мэр Харбина, но гостиница в конце стены почему-то называется "Гонконг".

34.


По сути дела это самый что ни на есть Китайский караван-сарай, длинный Гостиный двор, и хотя подобной архитектурой богаты приграничные торговые городки типа Хэйхэ или Фуюаня, в наполнении "стены" особого китайского колорита не заметно:

35.


С другой стороны Каменки вдоль Находкинского проспекта тянется станция Бархатная - железная дорога приходит сюда по долине Сучана, и станция Находка в черте города лишь первая, но не единственная и не главная. Бархатная выделяется тем, что рядом с ней автовокзал, с довольно обширным расписанием и неимоверным бардаком в организации (например, здесь я впервые в жизни столкнулся с тем, что в расписании перепутаны дни). До Владивостока рейсов много, но ехать 4-5 часов.

36.


На перроне Бархатной и чуть раньше Оля отчаянно просилась искупаться - мол, последний тёплый денёк. Я отказывал ей - времени мало! Но вдруг, лязгнув, тронулся товарняк, как створка ворот открыв нам берег, после чего моя напарница полезла в воду на глазах у всего города купаться голышом. Основной пляж Находки называется Волна и расположен восточнее по берегу бухты. На соседнем заливе Восток (он западнее) стоят посёлки Южно-Морской и Ливадия, как и Врангель, включённые в состав города - там, говорят, курортный район не хуже, чем на Хасанщине. А этот пляж не имеет названия, но если находкинцы говорят "пойдём купаться на Автовокзал" - не удивляйтесь!

37.


Сестра и суда на рейде:

38.


Брат и маяк входного створа (1951):

39.


Между Китайской стеной и автовокзалом раскинулся рынок, где встречаются фрукты и овощи юга с дикоросами местной тайги:

40.


Напротив рынка мы и остановились в маленькой, но очень приятной гостинице "Комфорт" на первом этаже пятиэтажки.
А вот первая достопримечательность, увиденная нами в городе - Китайскую стену уравновешивает греческий храм:

41.


Церковь Максима Исповедника с камнем Афона в основании строится с 2016 года на месте вертолётной площадки:

42.


И эта балканская архитектура здорово смотрится в субтропическом холмистом пейзаже:

43.


Не био-тек, конечно, и не деконструктивизм - РПЦ с прогрессивными стилями вообще не очень-то дружит. Но в рамках привычного традиционализма это, на мой взгляд, одна из лучших православных новостроек:

44.


Почему храм построили именно здесь - точно не знаю, но первой мыслью была память о Новомучениках - на месте кварталов Бархатной в 1938-46 годах и располагались пересыльные лагеря. В мягкой тёплой постели гостиницы я мог спать на том же самом месте, где на холодных нарах Королёв продолжал думать о покорении Марса и своей ракете для него. Теперь о лагерях на Бархатной не напоминает ничего. За церковью - Солёное озеро, такое грязное, что местные считают, будто засолилось оно от стоков:

45.


За устьем Каменки и Солёным озером проспект вновь начинает набирать высоту, оставив внизу всю презренную торговлю:

46.


Приводя на Городскую площадь с парой сталинок городской администрации и парой бизнес-центров 2000-х:

47.


Инсталляция на углу:

48.


48а.


Ильич над высоким берегом:

49.


Напротив уже виден мыс Астафьева у входа из залива в бухту Находка.

50.


Где-то здесь, у этих причалов, 24 июля 1946 года на теплоход "Дальстрой" грузили с грубейшими нарушениями техники безопасности аммонал - промышленную взрывчатку на основе тротила и аммиачной селитры. В трюме от чего-то начался пожар, погрузчики не сразу заметили, и вот... Мощность взрыва "Дальстроя" оценивается 0,4 килотонны, что конечно в несколько раз меньше похожего взрыва в Галифаксе, но больше самых маленьких ядерных взрывов Семипалатинского полигона. Тысяч жертв удалось избежать лишь в силу малонаселённости Находки: на пароходе и в порту погибло 105 человек, в основном военных и заключённых, а сгоревшие грузы исчислялись многими тысячами тонн. Самым впечатляющей элементом той катастрофы стал мазут, не сгоревший, а просто подброшенный в небо - следующие два часа на посёлок падал чёрный липкий дождь...

51.


Оглянемся на Лебединую сопку:

52.


И пойдём дальше по скалистым улицам с домами на камнях и в распадках:

53.


На крутом повороте расположилась маленькая уютная площадь Совершеннолетия:

54.


Странное название которой связано с памятником, поставленным в 1968 году, на 18-й год жизни в статусе города:

55.


Дальше пойдём в следующей части...

ДАЛЬНИЙ ВОСТОК-2018
Сахалин и Курилы. Обзор поездки и оглавление №1.
Приморье и Приамурье. Обзор поездки и Оглавление №2.
Дальневосточная кухня (и колорит). Морепродукты.
Дальневосточная кухня (и колорит). Дикоросы и импорт.
Сахалин - см. оглавление №1.
Курилы - см. оглавление №1.
Владивосток
Суда Владивостока.
Виды и МОСТЫ.
Широта крымская, долгота колымская. Общий колорит.
Вокзал и набережная.
Светланская улица.
Дальзавод и конец Светланки.
Центр у Орлиного гнезда.
Центр у Амурского залива.
Миллионка и Японский квартал.
Эгершельд.
Луговая и Чуркин.
От Первой речки до Стеклянного пляжа.
Владивостокская крепость. Музейное.
Владивостокская крепость. Руинное.
Остров Русский. Кампус.
Остров Русский. Океанариум.
Остров Русский. Дальняя часть.
Остров Попова.
Приморье
Живой мир Приморья. Сафари-парк в Шкотово.
Общее о регионе.
Хасанский район. Славянка.
Хасанский район. Мыс Гамова.
Хасанский район. Краскино и Хасан.
Большой Камень.
Находка. От Врангеля до площади Совершеннолетия.
Находка. Центр и Рыбники.
Чистоводное.
Кавалерово и Ольга.
Дальнегорск.
Рудная Пристань.
Уссурийск. Центр.
Уссурийск. Разное.
Уссурийск. Утёсное.
Спасск-Дальний.
Приамурье
Хабаровск. Общий колорит.
Хабаровск. Амурский утёс.
Хабаровск. Улица Муравьёва-Амурского.
Хабаровск. Дома и улицы.
Хабаровск. Мост и База КАФ.
Биробиджан.
Благовещенск. Набережная Амура.
Благовещенск. Старый город.
Благовещенск. Промзона Зеи.
Благовещенск. Окраины.
Приграничный Китай
Фуюань. Дорога и китайский колорит.
Фуюань. Город.
Фуюань. Площадь Солнца.

Приморский край, невольничье, Дальний Восток, природа, дорожное, зона трагедии, Находка

Previous post Next post
Up