Владивосток. Часть 13: Владивостокская крепость (руины)

Mar 25, 2019 15:57



Из приблизительно 120 объектов Владивостокской крепости я покажу дай бог если 10%. В прошлой части я рассказывал о крепости в целом и о тех её батареях и фортах, которым повезло превратиться в музеи. Чуть больше объектов по сей день занимает исконный хозяин - военные. Но подавляющее большинство крепостных сооружений просто заброшены с 1980-2000-х годов на радость сталкерам, диггерам, чёрным и белым копателям, охотникам за ломом, наркоманам и бомжам - всех перечисленных в Городе Нашенском вдосталь. Полазаем сегодня по руинам и мы, не претендуя на полноту обзора. Районы те же, что и в прошлой части - центр, Эгершельд, северные окраины и пока ещё не показанный остров Русский.

Ближайший к центру объект Владивостокской крепости - вовсе не музейная Безымянная батарея. С другой стороны от той же самой Спортивной гавани, над кинотеатром "Океан" у начала Светланской, у самого основания полуострова Шкота возвышается Тигровая сопка, в панорамах практически потонувшая среди высоких домов. А когда-то с неё просматривался весь Золотой Рог и Амурский залив с другой стороны полуострова, и потому уже в 1862 году, на заре Владивостокского поста, за четверть века до строительства собственно крепости, на ней появились орудия. В 1970-96 годах с Тигровой сопки делался и полуденный выстрел - затем эта традиция дважды прерывалась от нехватки денег на снаряды, и в 1997-2008 возрождалась на Безымянной батарее, а в 2016-м - на 33-м причале у штаба Тихоокеанского флота, который просматривается отсюда за ветками под пилоном Золотого моста.

2.


Тигровая батарея была основана в 1892 году, а её нынешние сооружения построены в бетоне в 1899-м, то есть это образец "допортартуровских" укреплений Владивостока. Сохранились погреба и чуть поодаль дальномер, к которому мы не нашли дорогу сквозь густую растительность.

3.


С лоджии на близлежащей новостройке мужик гневно выкинул загадочный предмет, в котором я не сразу признал дохлую сороку. Отдельная достопримечательность Тигровой сопки - Гнездо Бомжа, которое, чувствуется, через пару лет вырастет в полноценное жилище:

4.


Теперь от основания полуострова Шкота ( который и занимает район Эгершельд) перепрыгнем к его оконечности над Босфором Восточный, за которым видны зелёные сопки Русского острова. Здесь точно так же среди новостроек бетонным хребтом торчит из бурьяна батарея Токаревского, создававшаяся, строившаяся и реконструировавшаяся в те же самые даты. Снарядный погреб отмечен "швами": в 1890-х здесь проводились взрывные испытания для поиска оптимальной толщины бетона.

5.


Но само устройство батареи Токаревского заметно иное - она не пушечная, а мортирная, и "гнёзда" мортир хорошо сохранились. Идя вдоль их ряда, я обнаружился открытые настежь ржавые ворота, и думал было зайти туда, как услышал за спиной насмешливый окрик. Со стороны города к воротам шёл вальяжный военный, судя по возрасту явно не срочник, с двумя пакетами продуктов, а из будки над воротами на меня пристально глядел молодой солдат. Ещё пара шагов - и я бы забрёл куда не надо, а там - протокол, оформление, ожидание, опоздание на вечерний катер... Заброшенные объекты Владивостокской крепости, в отличие музейных, часто опасно переплетаются с действующим:

6.


Изобилует объектами крепости, конечно же, и остров Русский. Его часть за бухтой Новик фактически станет третьим постом о крепости, но и в "гламурной" ближней части у Кампуса ДВФУ хватает военных руин. Например, если подняться на прибрежные скалы мыса Каразина от задворков Океанариума - можно увидеть остатки 12-й батареи 1910-х годов:

7.


Посреди которых обнаружился раритетный автограф - ведь это не "1992", а "1922", обратите внимание на "хвостик" третьей цирфы:

7а.


По дороге же к Океанариуму от ворот его парка на одной сопок у дороги можно увидеть бетонные корпуса. Это тоже батарея (1911-13), в разных классификация имевшая номера 13, 373 (при царе) и 922 (при Советах).

8.


В потернах и казематах с первого взгляда узнаётся знакомый по Седьмому форту стиль Владивостокской крепости - например, 5-угольные ниши светильников. А ещё - разруха: несмотря на близость одной из главных достопримечательностей Владивостока и обилие информационных стендов (в том числе рассказывающих о крепости) вокруг, батарея заброшена:

9.


Тем не менее, из тысяч ежедневных гостей Океанариума даже долей процента хватит, чтобы батарея выглядела людной. Я пошёл в казематы с карманным фонариком, а в итоге прошёл их насквозь:

10.


Орудийный двор у моря. Обратите внимание на ступенчатую площадку: сам двор строился под царскую 10-дюймовую пушку, нижняя часть "зиккурата" с тремя ступеньками - в 1930-х годах под 152-миллиметровые пушки Канэ, а верхняя площадка с одной ступенью - после войны под 130-миллиметровые орудия Б-13.

11.


Ближе к выходу - Домик артиллериста, как отрекомендована в указателе заброшенная батарейная казарма. Я шёл от Океанариума к указателю у въезда в его парк около километра... а затем почти столько же обратно нижней дорогой - на самом деле "Домик артиллериста" стоит практически на одной линии с самой батареей.

12.


Были на острове Русском и целые форты, в том числе недостроенный Девятый форт Князя Рюрика на горе Кондратенко, который должен был стать мощнейшим элементом морской обороны города. Но расположен он в дальней части острова, и поход туда, хотя и был бы вознаграждён прекрасным видом на соседние острова, требует целого дня. Мы предпочли более зрелищному объекту более доступный, и отправились на форт Поспелова, венчающий одноимённую гору у основания Сапёрного полуострова, в нескольких километрах от Русского моста:

13.


Тем более что из фортов 1910-х годов, построенных после битвы за Порт-Артур и с учётом её опыта, я уже показывал Седьмой форт в прошлой части и ещё покажу Третий форт в этой. А форт Поспелова, официально Временное укрепление №4, принявшее с годами название сопки - из "допортаруровских", построен в 1901-03 годах:

13а.


Главное здание - казарма-убежище, куда переселялся личный состав во время военных действий. К форту проложена дорожка (хотя мы свернули не туда и лезли в гору лесными тропинками), на стенах его - информационные таблички и икона:

14.


Внутри же - запустение и лужи на полу:

15.


Да нарисованные чудовища из ночных кошмаров:

15а.


Но рядом - Лабиринт Неба, сооруженный в 2007 году. По своему узору это что-то вроде соловецких "вавилонов", а описание с викимапии вполне подпадает под тот закон интернета, когда радикальную идею нельзя отличить от пародии на неё: "Если во время хождения по лабиринту вы прошли через отрицательную отрицательность, то вы получаете очень мощную, чистую энергию, свободную от самосознания. Такая энергия превращается в логическую энергию, трансмутированную в безумную мудрость, которая высвобождает концептуальные идеи". Достовернее то, что крыша казармы форта Поспелова - одна из лучших смотровых площадок Владивостока. Как на ладони Луговая, далёкие сопки северных фортов (запомните их!), бухта Улисс со стапелем Восточной верфи, Русский мост, длинный полуостров Басаргин с маячком и далёкий Сихотэ-Алинь за Уссурийским заливом:

16.


С другой стороны - огромный кампус ДВФУ и полуостров Каразина поодаль, где стоят Океанариум и с разных сторон от него 12-я и 13-я батареи. Совсем у горизонта - остров Аскольд на выходе из залива Петра Великого в открытое Японское море. Там тоже полно военных объектов, как брошенных, так и действующих - фактически Аскольд является частью Фокино, главной базы Тихоокеанского флота, в народе более известной как Тихас:

17.


Внизу - кофр, а на кадре выше световой люк ведущей к нему потерны:

18.


У Лабиринта Неба - почти одинаковые укрытие для выкатных орудий и портал потерны:

19.


В арке за фасадом портала - неприметная дверь:

20.


Сама потерна довольно широкая (мог бы проехать автомобиль) и ощутимо наклонная:

21.


А в конце её - лестница в полукруге кофра, на которой сохранились красивые перила. Генералы готовились к прошедшей войне, и не забывали об эстетике, ещё не поняв тогда, что всю эту красоту может уничтожить единственный меткий снаряд.

22.


В целом, подземными коммуникациями пронизана вся гора Поспелова:

23.


А у лесной дороги, которой мы ушли с форта по гребню Сапёрного полуострова - ещё какие-то укрепления:

24.


С островом Русским по концентрации крепостных объектов могут поспорить те самые сопки на севере города, что были видны за домами и Русским мостом на кадре №16. В сущности, невысокий хребет поперёк полуострова Муравьёва-Амурского стал в 1910-х годах городской стеной с башнями сопок, прямо внутри которых тогда были построены форты. В отличие от Порт-Артура и Севастополя, Владивосток был рассчитан на оборону не только с моря, но и с берега - и может быть поэтому на его долю не выпало своей безнадёжно-героической обороны. Седьмой форт у Амурского залива я показывал в прошлой части, а его окрестности - в позапрошлой. Недалеко от легендарного авторынка на Зелёном углу стоит маленький Первый форт Князя Суворова. Между ними - остальные пять фортов вдоль скоростной дороги Де-Фриз - Патрокл, во Владивостоке играющей роль объездной:

25.


С точки зрения туриста это классическое "гладко было на бумаге" - по карте кажется, что от каждого форта до дороги 10 минут ходьбы. На практике тут километрами нет не то чтобы автобусный остановок, но даже просто очевидных съездов. У военных - своя дорога "Седанка-Горностай", проложенная в 1890-х годах и по сей день петляющая под хайвеем извилистой грязной грунтовкой. Но эти "параллельные прямые" практически нигде не пересекаются, и если "туда" ещё можно доехать на такси и быстренько выскочить через отбойник, то обратно топать придётся и полчаса, и больше. Причём по крайне неприглядным местам среди свалок, промзон, заброшенных частей и редких старинных построек крепостной инфраструктуры:

26.


Среди которых есть, внезапно, превращённая при Советах в промышленный цех лютеранская кирха! Другую кирху я показывал в центре Владивостока, но её прихожанами были скорее работники фирм всех этих Кунста и Альберса, Лангелитье или Дикмана, приехавшие на Тихий океан из единой Германии. А это была кирха остзейских, петербургских и польских немцев, многочисленных среди офицеров и инженеров военного ведомства - ведь в основу Владивостокской крепости лёг опыт не только Порт-Артура, но и десятка сухопутных крепостей на западных рубежах:

27.


Самыми удачными по сочетанию зрелищности и доступности я счёл Третий форт Екатерины Великой на горе Попова (426м) и Четвёртый форт Александра Благословенного на горе Проценко (431м). Но к первому из них такси с Зелёного угла стоило на 100 рублей дешевле, что и определило выбор. Перепрыгнув через отбойник, по раскатанной каким-то строительством грунтовке мы пошли на гору Попова.

28.


У южного подножья - Правый редут. На кадре выше - убежище выкатных орудий, на кадре ниже - бруствер с характерной "трибуной" по внутренней стороне:

29.


Тут мы чуть-чуть пролетели мимо кофра, выходящего в крепостной ров - одного из самых зрелищных сооружений крепости. В принципе такие есть на всех северных фортах, но этот был самым доступным, и судя по карте, от места с кадра выше до него не больше полусотни метров. Форты, конечно. лучше осматривать с проводником из местных:

30. отсюда.


Но и наугад немало интересного нашлось. Вот эти руины выше по склону, например, являются ни чем иным, как станцией канатной дороги., построенной для подвза стройматериалов на гору. Самая крупная линия у Шестого и Седьмого фортов тянулась на несколько километров, а вагонетки я показывал в прошлой части в музее.

31.


Спросив дорогу к вершине у случайных мужиков, вышедших нам навстречу из-за вала, мы были посланы в потерну, чёрный вход которой действительно вскоре показался на склоне:

32.


Идея подняться на вершину горы сквозь гору показалась мне красивой, и достав фонарики, мы с Олей направились в темноту:

33.


В итоге тесным узким холодным коридором мы прошли, кажется, раза в два больше, чем вся высота горы и в итоге упёрлись в завал. Несколько ниже, впрочем, нас даже предупреждали об этом:

33а.


Так что пришлось спускаться и вновь идти наверх по грунтовой дороге. Рядом - не Четвёртый форт, а лишь опорный пункт литер "Д", вспомогательное укрепление Третьего форта, при Советах использовавшееся как пост ПВО. Комплексы С-125 стояли, видимо, вон в тех бетонных ангарах:

34.


С вершины горы Попова открываются виды на город (см. пост о смотровых площадках), но бруствер форта тянется с другой стороны:

35.


На широких площадках стояли орудия, по "трибунам" на разных уровнях перемещался личный состав, а общая огневая мощь не оставляла противнику времени на пристрелку для попадания сюда. Вернее, всё это было БЫ, если бы крепость сделала за свою историю хоть один боевой выстрел. Личный состав Третьего форта, как и на Седьмом, составлял без малого 400 человек.

36.


В одном месте бруствер спускается бетонным панцирем вниз по склону:

37.


Над ямой, ведущей в потерну, когда-то стоял бронеколпак для башни наведения:

38.


А впереди - гора Варгина (459м), высшая точка Владивостока, которую венчает Второй форт Петра Великого:

39.


Построенный в 1910 году, он выполнял в этой "стене" роль барбакана с максимальным углом обзора и стрельбы. Если бы враги пошли на штурм любого из соседних фортов - "Пётр Великий" стрелял бы им в спину. Это самый большой и мощный объект Владивостокской крепости... но мы не ходили туда, потому что форт по-прежнему занят военными.

40.


В распадке меж двух сопок - военный городок Саман:

41.


Сопка Варгина считается высшей точкой административной территории города, а непосредственно в городской застройке самая высокая гора - Холодильник (258м). Вот она, с характерной столовой вершиной, над станцией Первая речка, далёкая перспектива которой упирается в гору Попова:

42.


Склоны Холодильника скалятся сухопутными батареями:

43.


Часть из которых действует:

44.


А у подножья - собственно, сам холодильник (1911-14), подземный погреб, где хранилось мясо для солдатских пайков. Вокруг, за воротами - огромный комплекс действующих складов Минобороны с целой железнодорожной станцией внутри:

45.


Рядом неожиданно симпатичные жилые дома, бывшие флигеля для отвечавших за продовольственную безопасность офицеров:

46.


47.


За ними, по подсказке местных, едва заметной тропкой мы вновь пошли наверх. С военным объектом мирно соседствует одно из любимых у жителей Владивостока место для прогулок:

48.


Среди заброшенных батарей, глядящих с Холодильника на 4 стороны:

49.


Если гора Варгина - барбакан, то Холодильник - донжон в самом центре линий обороны:

50.


С его склонов хорошо видны форты, но не буду пытаться определить, какой где. Помимо упомянутых, в цепочку входили Пятый форт Александра Освободителя и Шестой форт Николая Александровича, и один из них на кадре выше. А за работающим с 1970-х годов андезитом карьером - то ли знакомый нам Третий, то ли Четвёртый форт:

51.


Рядом - пороховые погреба, в которых и сейчас хранится что-то убойное:

52.


Как на ладони пол-города. Слева - "замок из многоэтажек" у площади Баляева перед Луговой, справа под двумя вышками на сопках Орлиное Гнездо и Буссе - центр. А на переднем плане... обратите внимание, как камениста земля Приморья:

53.


Главная достопримечательность Холодильника - Четыре пушки, стоящие в ряд на той самой "столовой" вершине. Это Б-13, корабельные орудия конца 1930-х годов, в последнюю реконструкцию ставшие основным оружием Владивостокской крепости. Прежде на их месте стояли и пушки Канэ, и ещё более старая артиллерия царских времён.

54.


При Советах такие были на многих батареях и фортах, но только здесь их (как и огромные орудия Ворошиловской батареи из прошлой части) не попилили на металл после ухода военных. Три пушки закреплены намертво, а одна легко вращалась, и потому её увлечённо крутили дети на кадре выше. В стволы нетрудно заглянуть:

54а.


А внизу провожал закат далёкий, но нашенский город:

55.


На чём можно закончить рассказ о материковой части Владивостока, хотя думается, вернувшись сюда, я допишу ещё пару-тройку постов - об упущенных уголках центра, о Морском кладбище и берегах Патрокла и Улисса, о двух автомобильных музеях на Сахалинской улице и в Океанской, о Второй речке и дачно-курортной Седанке и наверное о чём-нибудь ещё.

Но пока что и это ещё не конец рассказа! Ведь к городу прилагается целый "домашний архипелаг" Императрицы Евгении с тремя обитаемыми островами. Ближайший и крупнейший из них, с постройкой моста фактически ставший полуостровом - Русский. О котором - следующие 3 части.

ДАЛЬНИЙ ВОСТОК-2018
Сахалин и Курилы. Обзор поездки и оглавление №1.
Приморье и Приамурье. Обзор поездки и Оглавление №2.
Дальневосточная кухня (и колорит). Морепродукты.
Дальневосточная кухня (и колорит). Дикоросы и импорт.
Сахалин - см. оглавление №1.
Курилы - см. оглавление №1.
Владивосток
Суда Владивостока.
Виды и МОСТЫ.
Широта крымская, долгота колымская. Общий колорит.
Вокзал и набережная.
Светланская улица.
Дальзавод и конец Светланки.
Центр у Орлиного гнезда.
Центр у Амурского залива.
Миллионка и Японский квартал.
Эгершельд.
Луговая и Чуркин.
От Первой речки до Стеклянного пляжа.
Владивостокская крепость. Музейное.
Владивостокская крепость. Руинное.
Остров Русский. Кампус.
Остров Русский. Океанариум.
Остров Русский. Дальняя часть.
Остров Попова.
Приморье
Общее о регионе.
Живой мир Приморья. Сафари-парк в Шкотово.
Хасанский район. Славянка.
Хасанский район. Мыс Гамова.
Хасанский район. Краскино и Хасан.
Большой Камень.
Находка и Врангель.
Чистоводное.
Кавалерово и Ольга.
Дальнегорск и Рудная Пристань.
Уссурийск. Общий колорит.
Уссурийск. Центр.
Уссурийск. Разное.
Уссурийск. Утёсное.
Спасск-Дальний.
Приамурье
Хабаровск. Общий колорит.
Хабаровск. Амурский утёс.
Хабаровск. Улица Муравьёва-Амурского.
Хабаровск. Дома и улицы.
Хабаровск. Мост и База КАФ.
Биробиджан.
Благовещенск. Набережная Амура.
Благовещенск. Старый город.
Благовещенск. Промзона Зеи.
Благовещенск. Окраины.
Приграничный Китай
Фуюань. По Амуру на "Полесье".
Фуаюнь. Китайцы у себя дома.
Фуюань. Город.
Фуюань. Площадь Солнца.

немецкое, Владивосток, Приморский край, замки-крепости, Дальний Восток, дорожное

Previous post Next post
Up