Воронеж. Часть 5, ядерно-космическая

May 29, 2018 16:22



Конечно, не писал бы я в поте лица о Воронеже за два дня до отъезда на Байконур, если бы и он не имел отношения к космосу. В прошлой части я рассказывал про старый город на речном косогоре, где строили первые русские морские корабли. Теперь расскажу о районах юго-западнее центра, где строят космические корабли, а точнее - их двигатели, на которых творение рук человеческих впервые достигло 2-й космической скорости, а когда-нибудь, возможно, достигнет и 4-й.

Воронежский проспект Революции - примерно как Невский в Петербурге: вроде и витрина города, и действительно одна из главных улиц, вполне востребованная у местных, да только в логистике он лишь "один из", а даже не "первый среди равных". Как минимум не менее оживлёнными и по трафику машин, и по маршрутам автобусов выглядят улицы Плехановская и Кольцовская, начало которых я уже показывал в позапрошлой части. В этот раз начнём прогулку в одном из самых бойких мест Воронежа - на их перекрёстке:

2.


Который отмечает "Галерея Чижова" - на самом деле всего лишь торгово-деловой центр, где и моллы есть, и офисная высотка. В последней 25 этажей, она считается высочайшим зданием Воронежа, а на верхних её этажах, по словам местных, даже имеется смотровая площадка - вот только попасть туда можно лишь после 2-часовой экскурсии: Сергей Чижов, местный депутат и бизнесмен, своей Галереей явно очень гордится.

3.


Кольцовская до революции носила поэтичное название улица Лесных Дворов, и традиционно служила границей Старого Воронежа, примерно как Садовое кольцо в Москве или Полевая улица в Самаре. Начинается она у привокзальной площади (см. первую часть), уходит на юго-запад, и хотя при Советах переименовали её в честь поэта Алексея Кольцова, смысл вышел двойной - она действительно образует полукольцо по границе того, что осталось в Воронеже от Старого города.

4.


На Кольцовской, 2, в не пережившем войну доме у вокзал, жил Андрей Платонов. Неподалёку от него я показывал краснокирпичные Казённые винные склады и остатки электростанции Кадетского корпуса. Но большая часть Кольцовской - примерно такая, как на кадре выше: шумная, зелёная и непрошибаемо советская.

5.


А в перспективе Кольцовской - Высотка. В Воронеже как Городе Первого Адмиралтейства вообще какая-то особая любовь к сталинкам со шпилями - я уже показывал в прошлых частях пару рядовых домов да роскошную часовую башню Юго-Восточной железной дороги. Настоящая "сталинская сестра", как в Москве, Риге или Варшаве, в Воронеже планировалась на главной площади, да только борьба с архитектурными излишествами оставила от неё лишь пенёк унылого Дома Советов. Но башня на Кольцовской если и не тянет на звание "десятой сестры", то приближается к традиционным девяти вплотную - в ней 70 метров против 107 в Рижской высотке.

6.


По дороге ещё какие-то сталинки за густой зеленью да последнее в этой стороне дореволюционное здание - мельница Третьего Товарищества (1894), с 1929 года Хлебзавод №1.

7.


По соседству, на одной из параллельных Кольцовской улиц - постсоветский (а может и совсем-поздне-советский) дом, впечатливший меня своей лаконичностью:

8.


А Высотка вблизи впечатляет, пожалуй, даже сильнее, чем издали:

9.


И на шпиле её - не кораблик, а советская звезда:

9а.


Кольцовская перед высоткой круто поворачивает, и её "старое" направление продолжает улица Ворошилова, а "новое" - улица 20-летия Октября, спускающаяся к Вогрэсовскому мосту мимо Чижовского плацдарма. Напротив высотки через улицу Ворошилова - цирк, а Парк имени Дурова за ним не случайно называется в народе Парком Живых и Мёртвых. Как уже говорилось в прошлых частях, советская власть в Воронеже не слишком лютовала с разрушением храмов, но зато тотально вычистила старые кладбища. Этот парк - бывшее Митрофаньевское, или Новостроящееся кладбище, учреждённое в 1828 году на краю города. Хоронили на нём поначалу редко, но в 1832 году в Воронеже грянула эпидемия холеры, и некрополь сразу вырос в несколько раз. По такому случаю здесь построили и храм, а с появлением здесь могил Алексея Кольцова (1842) и Ивана Никитина (1861), которые считались в 19 веке одним из главных русских поэтов, упокоиться именно на Новостроящемся кладбище для воронежцев стало за честь. К 1917 году это было крупнейшее кладбище Воронежа, но в 1930-х годах его закрыли, а в 1940 - снесли, устроив на бывших могилах цирк да танцплощадки. Уцелел лишь маленький Литературный некрополь с могилами Никитина, Кольцова и их родни, на фоне цирка смотрящийся по меньшей мере странно:

10.


На другой стороне парка строится новый храм Дмитрия Солунского, похожий на изуродованную при Советах дореволюционную церковь, о возвращённую маленькой бедной общине, о возвращении исторического облика не смеющей даже мечтать.

11.


За новостройками с кадра выше начинается Депутатка - советский район, название получивший ни то от Депутатской улицы, ни то от налёта "элитности" ещё в советские времена. На его тенистых улицах - сталинки 1930-х годов:

12.


Но за пределами исторического центра в Воронеже больше манят дворы:

13.


Во дворах Депутатки много неожиданного - например, храм Кирилла и Мефодия (1997):

14.


Или больница №20, на красную линию Депутатской улицы едва выходящая торцом:

15.


В центре - Депутатский сквер, в плане похожий на замочную скважину:

16.


Пара домов с башнями (1931), в плане каждый как знак вопроса, даже сохранили довоенный облик:

17.


Правый - ещё с парой барельефов. Тот, что на виду - более тривиальный "Десант", фактически первый памятный знак ВДВ, точкой отсчёта которых считается учебный парашютный десант на воронежский аэродром 2 августа 1930 года. Куда загадочнее второй барельеф, от площади скрытый деревьями - "Летающая девочка". Сам такой сюжет в принципе легко представить в каком-нибудь добром советском мультфильме (желательно кукольном), но реальность куда прозаичнее - в изначально виде девочку держал на руках Сталин, и с развенчанием культа личности фигуру Вождя просто сколотили, из соцреализма сделав сюрреалистический соцарт. Троллинг это или пофигизм - не берусь предполагать, но неформальная достопримечательность вышла покруче Волосатой стены:

18.


От сквера рукой подать до проходной Воронежского механического завода за улицей Ворошилова - именно как его соцгород и строилась в 1928-31 годах Депутатка:

19.


"Механический" - понятие очень размытое, и включать может в сущности всё что угодно от амбарного замка до ракетного двигателя. Специализаций это завод, основанный в 1928 году, сменил действительно немерено: поначалу тут делалась сельхозтехника, а с началом войны был экстренно развёрнут серийный выпуск АИ-14 - поршневых моторов, своей "живучестью" оказавшихся достойными ракеты "Союз": в России их производство продолжалось до 1994 года, а последний такой двигатель сошёл с конвейера и вовсе в 2007 году в Польше, и летали на них машины от По-2 времён Великой Отечественной до современных вертолётов Ка-26. С приближением немцев к Воронежу новоявленный авиазавод эвакуировался дальше, чем кажется любое другое известное мне предприятие - в знойный ферганский Андижан. В Воронеж Мехзавод вернулся в 1946 году, и делали здесь в последующие десятилетия авиамотороы, автоагрегаты, сельхозмашины, медицинские приборы, нагревательную технику, нефтедобывающее оборудование, ну а главную специализацию Вормеха за этим всем многообразием даже хитрому шпиону не так-то просто было разглядеть.

20.


Со сталинской проходной соседствует хрущёвская башня, на которой тускло блестит пыльный логотип КБХА - Конструкторского Бюро Химавтоматики, и если "механический" - слово просто общее, то при слове "химавтоматика" даже далёкому от темы человеку становится ясно: здесь делают что-то такое, о чём ему не положено знать. Небольшое конструкторское отделение под руководством Семёна Косберга, белорусского еврея, в юности начинавшего как кузнец, было образовано в 1940 году при Московском авиазаводе №33, специализировавшемся на производстве карбюраторов. В военные годы оно стало самым настоящим "блуждающим КБ" - в 1941 года эвакуировалось в Бердск (близ Новосибирска) на завод №26, попавший туда из Харькова, а в 1946 осело на полпути между Харьковом и Москвой - в Воронеже на Мехзаводе, тогда имевшем №154. Здесь Косберг и коллеги, всего несколько десятков человек, по-прежнему занимались разработкой агрегатов для авиационных реактивных двигателей, всяких форсунок, топливных насосов, фильтров и прочих "деталек", вид и название которых вряд ли что-то скажут далёкому от темы человеку.

21.


Основным заказчиком этих агрегатов, помимо Вормеха, был завод №301 в подмосковных Химках, и видимо через коллег его директора Семёна Лавочкина (тоже, кстати, белорусского еврея), работавшего тогда над межконтинентальной крылатой ракетой, в 1958 году на Косберга вышел Сергей Королёв. Двухступенчатая ракета Р-7 (о ней подробнее - см. в Самаре) в своём изначальном виде могла вывести в космос лишь небольшой спутник, да и тот - на околоземную орбиту, а перед Сергеем Палычем стояли на ближайшую перспективу две амбициозные задачи - отправить человека в ближний космос и беспилотный аппарат на Луну. Для этого, по задумке Главного, была нужна третья ступень, двигатель которой запускается уже в верхних слоях атмосферы, практически в вакууме, доделывая то, на что предыдущим двум ступеням не хватило сил. Косберг принял заказ, и за 9 месяцев (ничто по меркам космической отрасли!) создал РД-0105, двигатель последней ступени для запущенной в 1959 году ракеты "Луна", ставший вехой космической техники. Это был первый двигатель, включавшийся в открытом космосе, и более того - самый быстрый двигатель Человечества: с его помощью впервые в истории рукотворный объект разогнался до второй космической скорости - 11,2 км/с, или более 40 000 километров в час. И хотя "Луна-1" промахнулась, став первым искусственным спутником Солнца, без ОКБ-154, вскоре переименованного в КБХА, представить отечественную космонавтику было уже невозможно.

22.


Не знаю, можно ли где-то увидеть сам РД-0105. Вероятно, он есть в ведомственном музее КБХА, с которым, после всех подмосковных ведомственных музеев, я откровенно поленился связываться. Чаще встречается почти такой же внешне РД-0109 (на кадре выше он слева), предназначавший уже не для отправки лёгкого аппарата далеко-далеко, а для вывода тяжёлого полезного груза на орбиту. Грузом этим стал "Восток", космический корабль Юрия Гагарина, и последняя ступень восхождения Человека в Космос - это главная историческая гордость КБХА. РД-0109 есть как минимум в петербургском Музее космонавтики и ракетной техники (откуда кадр выше) и краеведческом музее Воронежа, но вроде бы я видел их где-то ещё. Там же, в петербургском музее - РД-0110 для третьей ступени "Союзов", самый массовый воронежский двигатель: ракеты с ними запускались более 1500 раз. А вот, в Музее космонавтики в Калуге лежит более редкое "изделие", помятый испытаниями двигатель с пугающе огромным соплом - это водородный 1Д 122 для второй ступени сверхтяжёлой ракеты "Энергия", макет которой тут на заднем плане:

23.


Семён Косберг умер в 1965 году, пройдя путь от кузнеца-кустаря до разработчика двигателей новый эры - разбился, но не на ракете или самолёте, а на автомобиле. Однако дело его лишь набирало обороты: КБХА вошло в "империю" Владимира Челомея со "столицей" в Реутове, а ныне подчиняется московскому Центру Хруничева: основным его изделием стали двигатели третьей ступени для ракет "Протон". В том числе, с 2000 года - для разгонного блога "Бриз-М", по вине которого произошла большая часть (три, если точнее) резонансных аварий "Протона". Ещё КБХА работала над двигателями боевых ракет, в том числе для подводных лодок (см. Миасс и Златоуст), но помимо серийного производства было здесь немало и уникальных разработок - например, ещё в 1960-70-х в Воронеже были созданы первые в мире ядерные ракетные двигатели РД-0410 для открытого космоса (испытательный стенд для них пришлось строить аж на Семипалатинском полигоне) и газодинамиечский лазер. Несмотря на обшарпанный вид корпусов и кажущееся запустение, на КБХА и сейчас разработки идут полным ходом - например, кислородно-метановый двигатель нового поколения.... и кое-что ещё поинтереснее.

24.


От Депутатки к проходной ведёт подземный переход под улицей Ворошилова, расписанный "космическими" граффити. Среди спутников, "Салютов" и "Буранов" каким-то образом затесался и "Сатурн" - американская сверхтяжёлая ракета для полётов на Луну.
Если второй космической скорости впервые достиг двигатель КБХА, то третья космическая долгое время в принципе достигалась не за счёт двигателей - проходя мимо Юпитера и Сатурна дальнобойные космические аппараты вроде "Кассини" или "Вояджеров" попадали в эффект "гравитационной пращи", и крутанувшись у огромных планет, но так и не выйдя за их орбиту, получали дополнительные несколько километров в секунду до третьей космической. А непосредственно от своих двигателей лишь в 2006 году её достиг американский аппарат "Новые Горизонты", со скоростью 16,26 км/с (почти 60 тыс. км/ч) улетевший исследоватеть Плутон... но даже его путь занял почти 10 лет.

25.


Сфотографировав с некоторой опаской проходные КБХА и Мехзавода, я отправился дальше по улице Ворошилова:

26.


Круглая штуковина, в народе Шайба или Минутка (по кафе) принадлежит Полтиннику - Дворцу культуры имени 50-летия Октября:

27.


Он же ДК Воронежского мехзавода, но в историю вошёл не космосом, а вещами куда более приземлёнными - здесь в Перестройку обитал Воронежский рок-клуб, а в нём 5 декабря 1987 года впервые выступил на публике Юра Клинских по прозвищу Хой, тогда один и с гитарой.

28.


Наверняка он пел здесь и про "Колхозного панка", который уедет в город на Воронежский Пятак. Пятаков в Воронеже несколько - то ли скверик на проспекте Революции у памятника Пятницкому, то ли районы, прилегающие к КБХА с запада - Большой Пятак и Малый Пятак, образовавшиеся на месте военного аэродрома "Альфа", разбомбленного немцами в войну и уже не восстановленного.
Где с точки зрения колхозного панка "в почёте свинья" - на проспекте или в пьяных двориках у рок-клуба, - пусть лучше скажут местные.

29.


Между Депутаткой и Пятаками - кольцо, всему Воронежу известное как Самолёт. В данном случае - МиГ-21, поставленный в 1976 году как памятник Победе. Официально, конечно же, над фашистами, а фактически скорее над американцами во Вьетнаме - на нём, как и на МиГ-17, сбивал "Фантомы" небезызвестный лётчик Ли Си Цин. Самолётов-памятников на просторах Необъятной много, даже в Воронеже он такой не один, но здесь куда больше самой машины впечатляет её постамент:

30.


Самолёт на кадре выше скрывает целый взвод солдат, на краю сквера старательно откапывавших из земли и асфальта железную дорогу. Проезжая здесь вновь вечером, я увидел их почти на том же месте. сместившимися метров на пять. Ржавая колея из КБХА выходит на юго-запад и тянется буквально дворами:

31.


В ту же сторону ехали и мы на машине с встречавшим меня в Воронеже человеком. За микрорайонами и частным сектором потянулись бетонные корпуса предприятий, на которых то и дело вновь мелькал логотип КБХА. С другой стороны за деревьями остался военный аэродром с неожиданным названием Балтимор, где базируются фронтовые бомбардировщики. Вот мы свернули на неприметную дорожку, вновь пересекли одинокую ржавую колею без признаков наката на рельсах, и из-за тонких сосен Шиловского бора буквально выпрыгнуло огромное сооружение. Это ВАСТ - Воронежская атомная электростанция теплоснабжения, строившаяся в 1983-1990 годах и закрытая в итоге на волне чернобыльско-перестроечной истерии. От обычных АЭС она отличается примерно тем же, чем ТЭЦ от ГРЭС - должна была не только электроэнергию вырабатывать, но и тепло для отопления города. Какая-то жизнь там теплится, связанная в основном с консервацией и утилизацией объекта:

32.


С косогора видна ещё атомная станция - Нововоронежская АЭС-2, вернее пара чудовищно огромных градирен, построенных буквально пару лет назад. До них отсюда по прямой порядка 40 километров, и по словам возившего меня человека, они, как два курящихся вулкана, просматриваются даже с Дивногорья. НВ АЭС, пущенная в 1964 году, стала третьей в СССР после Обнинской и Сибирской, но отличалась от них во-первых куда большим размером, а во-вторых - тем, что впервые в Советском Союзе была чисто гражданской: у обеих предшественниц электроснабжение было лишь побочной задачей от основной - наработки материала для атомных бомб. Теперь у неё вышел срок, но в отличие от предшественниц, Нововоронежскую АЭС, незаменимую в энергосистеме региона и дающую рабочие места целому городу Нововоронежу, не упразднили полностью, а стали строить ей на замену Нововоронежскую АЭС-2, выключая старые энергоблоки по мере ввода в строй новых. НВ АЭС-2 будет самой современной атомной станцией мира, "первой в поколении 3+" - если к "Роскомсосу" вопросов много, то мировое лидерство "Росатома" в своей сфере неоспоримо.

33.


Ну а плотина на переднем плане подпирает реку Воронеж у самого устья - этой ей, построенный в 1972 году, Воронеж обязан своим днепровским пейзажем по весне и болотом посреди города к осени. Плотина даже рассчитана на проход судов, но это не ГЭС - "водохранка" создавалась в первую очередь в качестве резервуара.

34.


Шиловский лес на правом берегу сменяется Тавровским лесом на левом. Само Таврово - то ли дальний район, то ли пригородный посёлок, словом - предместье Воронежа, куда из центра даже на машине ехать минут сорок. Прежде это был самостоятельный город Тавров, основанный в 1700 году Фёдором Апраксиным: хотя Адмиралтейство под его руководством уже помещалось в Воронеже, здесь было более глубокое место, подходившее для стройки крупных кораблей. Лучшие корабли Азовского флота были построены именно Тавровской верфью, она же утилизировала их в 1720-х годах с потерей Азовского моря, и вновь строила в 1730-х, чтобы в 1736 году снова взять Азов - теперь окончательно. Верфь, однако, в 1740-41 годах была перенесена ещё ниже, в нынешний Павловск, а в 1744 году Тавров сгорел и на этом перестал существовать как город - те, кто не уехал в Павловск, уехали в Воронеж, а здесь осталось лишь небольшое село. Где-то на его краю, частью под соснами Тавровского бора, ещё можно найти валы крепости, нам же попался лишь одинокий заброшенный каменный дом у реки - где-то он упоминается как школа времён Петра I, но я бы подумал скорее на амбар, где какой-нибудь купец накапливал товар перед началом навигации:

35.


Ныне колорит полуокраинного-полудачного Таврова выражается скорее формулой "воронежцы на природе":

36.


Ну а ехать сюда стоило ради того, чтобы выйти на берег - напротив Таврова в Шиловский лес вклинивается залив со звучным народным названием Химзатон:

37.


Слева - купол ВАСТы:

38.


Справа - мрачного вида сооружение, о назначении которого сложно догадаться просто так. Это испытательный стенд КБХА, и нечто подобное я уже видел на Иртыше близ Омска, во владениях завода "Полёт": в этой башне для испытаний устанавливается ракетный двигатель, заправляется топливом и пышет огнём. Или - бесславно взрывается. Как бы то ни было, вся конспирация испытаний для воронежцев представляла собой секрет полишинеля, потому что грохот при этом стоит такой, будто война началась. Но вот, несколько лет назад, жители юго-западных районов начали слышать другой звук - не грохот и не рёв, а тонкий, "инфернальный" писк, похожий на крик назгула из джексоновского "Властелина Колец". Сначала это звучало так: "иии, БУУУУУУМ!!!!!!", потом уже скорее "иииииииииии, БУУУУМ!!!!", и в общем в какой-то момент "БУМ!!!" вообще не раздалось - писк звучал долго и прерывался тихо. Что это было? В газетах тогда появлялись предельно скупые заметки, и я сознательно даю ссылку на "Ленту.Ру." как главных любителей некрологов по русскому космосу. Текст от 14 января 2016 года: "...завершены первые огневые испытания высокочастотного ионного электроракетного двигателя. Испытания прошли на специальном вакуумном стенде и подтвердили соответствие параметров двигателя заложенным техническим характеристикам. Ионные двигатели могут найти применение в коррекции орбиты спутников и осуществлении полетов в дальний космос. В Воронеже создание ионных двигателей началось в 2012 году". Звучит как научная фантастика? Но фантастика ведь и сама родилась из эйфории космического прогресса.

39.


Что такое электроракеты и ядерные, ионные, плазменные или фотонные двигатели, я здесь рассказывать не рискну, потому что боюсь наделать ошибок - всё это есть в википедии. Но общая канва в том, что современная ракета для освоения космоса годится не больше, чем вёсельная лодка для океана. Наши космические корабли ("мы" в данном случае - это земляне) просторы Вселенной именно что БОРОЗДЯТ со скоростью амёбы, а запас горючего в них слишком мал для полётов даже к другим планетам Солнечной системы. Совсем иное дело - двигатель, который сможет работать от ядерного реактора и создавать тягу не горящим газом (то есть - потоком молекул), а потоком заряженных частиц. Космические корабли с такими двигателями бесполезны в земной атмосфере, но в космосе смогут летать быстрее современных в 10-20 раз, а главное - сохранять автономность годами. Поэтому скорее всего они будут выводиться на орбиту по частям, там монтироваться и отправляться к далёким мирам. Небольшие ионные двигатели разрабатывались ещё в советское время, причём не только в СССР, и сейчас уже активно используются на спутниках (для корректировки орбиты) и межпланетных станциях - например, японской "Хаябусе", в 2003-10 годах летавшей за грунтом астероида. Помимо явной космической гонки за удешевление запуска и увеличение грузоподъёмности химических ракет, идёт ещё и другая, подспудная гонка за создание космического корабля принципиального нового поколения. Результаты её не публичны, до прессы доходят лишь сухие релизы, популяризаторы космонавтики не обладают достаточными сведениями, знакомые с темой люди скорее всего давали подписку о неразглашении, да и просто всё это иной уровень, о котором говорить пока что не имеет смысла. Самый известный проект - американский "VASIMR", работы над которым идут потихоньку с в 1979 года. В России в 2012 году был заявлен проект "Ядерной энергетической установки мегаваттного класса" над которым "Роскомос" и "Росатом" работают вместе, и если крылатая ракета неограниченной дальности "Буревестник" правда есть - то не буревестник она вовсе, а "первая ласточка" технологического чуда... Но какая бы ни победила страна или концепция - а в итоге на ладони Человечества окажется вся Солнечная система.

40.


За дымкой водохранилища - центр Воронежа, предместья на склонах и церкви: ближе Никольская (1720), дальше Покровский собор (1848). По дороге - Петропавловская церковь (2002-09), весьма симпатичная по нынешним временам:

41.


На стене чайханы в центре города висит вот такая вот смешная реклама, а рядом КБ и завод работают на то, чтобы она стала явью, верим мы в их успех или нет:

42.


В следующей части осмотрим другую окраину Воронежа - Север.

ВОРОНЕЖ-2018
Моя космическая программа. Цикл постов и путешествий.
Воронеж. Пейзажи и колорит.
Воронеж. Проспект Революции.
Воронеж. Центр.
Воронеж. Низы.
Воронеж ядерно-космический.
Воронеж. Север.
Воронеж. Сектор Газа
Воронежский заповедник. Быть бобру!
Костёнки. Мегаполис эпохи мамонтов.

Воронежская область, Космос, "Атомная быль", дорожное, Воронеж, Русский Юг

Previous post Next post
Up