Самара. Часть 8: Безымянка

May 16, 2018 14:11



Есть мнение, что торговая Самара и промышленный Куйбышев - это два разных города, по недоразумению построенных на одном месте. Даже и не совсем на одном: показанные в прошлой части окраины у них общие, а вот центры разные - обветшалая Старая Самара и суровая Безымянка, экскурсию по которой мне устроил Михаил drunkdick. Два субгорода друг другу ещё и враждебны, и при Советах Куйбышев теснил Самару, удушив её торговлю, зато сейчас Самара распродаёт куйбышевскую индустрию. Если в Старой Самаре сосредоточено культурное наследие, а в новом центре близ неё - новостройки, то на Безымянке - заводы, концентрации которых позавидует даже Урал.

Название "Безымянка" могло бы быть красивым ответом бывшего посёлка имени Сталина на развенчание культа личности. Но история её началась в 1884 году с безымянного разъезда на железной дороге Самара-Оренбург. Разъезд, однако, был оживлённым, в новости попадал часто, да и посёлок близ него рос, и словосочетание Безымянный разъезд в Самаре стало обозначать совершенно конкретное место. В 1903 году были образованы предместье и остановочный пункт Безымянка, а в 1912 году близ него заработал "СаЖеРеЗ" - Самарский железнодорожно-ремонтный завод. В общем, к советским временам здесь был уже крупный рабочий посёлок, и индустриализацию его советская власть решила продолжить. В 1932-35 годах СаЖеРеЗ стал Куйбышевским заводом запасных частей, ну а дальше строительство посёлка и подготовка площадок для новых индустриальных гигантов шли неспешно... пока не грянула война. Роль Запасной столицы в Куйбышеве не исчерпывалась посольствами и Большим театром - с 1941 года на восток потянулись поезда, гружёные заводским оборудованием, и на подготовленные площадки Безымянки, в узел железных дорог, переехал десяток индустриальных гигантов всесоюзного масштаба. В прошлой части я показывал штурмовик Ил-2 на постаменте - самый массовый военный самолёт в истории, и из 36 000 этих "летающих танков" в Куйбышеве была сделана почти половина. Именно военные авиазаводы дали задел для современных "Кузнецова" и "Прогресса", благодаря которым Самара называет себя Космической столицей. Но это было позже, а к концу войны оказалось, что на Безымянке образовался полноценный город с 200-тысячным населением, и советская власть ещё раздумывала, что с ним делать - то ли фактически присоединять к Куйбышеву, то ли выделить в отдельный город Жигулёвск.

2.


В итоге победил первый вариант, и теперь одна из примет Безымянки - что в Самаре туда ведут все дороги. По безымянским улицам катается весь ассортимент муниципального транспорта (особенно заметны троллейбусы), а вместо трамвайной линии, феноменальную загруженность которой в своё время демонстрировали Брежневу, сюда ведёт Самарское метро. Под "большой" Безымянкой лежат пять станций его первой очереди, в том числе самая красивая и оживлённая "Безымянка" - на кадре выше её панно с сюжетами зимы в эвакуации. Даже сейчас час-пик в метро двусторонний: к офисам и магазинам центра и заводам Безымянки потоки сопоставимы, а уж когда метро строилось - определённо, из центра на Безымянку ездило гораздо больше народу, чем наоборот. Мы начали прогулку у станции метро "Советская", где на развилке проспекта Гагарина с улицей Победы стоит пара памятников - современный "Организациям Советского района" и советский "Покорителям Космоса".

3.


А при виде пацанов на лавочке мы сразу вспомнили о фурагах - ещё одном феномене советской Безымянки. Фураги носили широкие до грибовидности шапки-бабайки из махера (а у самых крутых - даже из каракуля), зауженные брюки, пиджаки и олимпийки (зачастую в сочетании) да "коры" - ботинки, которым зачем-то под 45 градусов срезали каблук. А ещё - значки с Лениным: среди рабочей молодёжи, первого её поколения, выросшего на Безымянке, ходила легенда, будто Ильич перед смертью завещал ввести в стране коммунизм, но слишком многим во власти это было невыгодно, и хитрые партократы умолчали о завещании Вождя. Поэтому кулаки чесали фураги не просто так, а со смыслом - за чистоту коммунизма боролись. Врагами их были "волосатики" (представленные в Куйбышеве в первую очередь хиппи) и "быки" - золотая молодёжь из новых районов да деклассированные элементы из Старой Самары. Но в отличие от подмосковных люберов, "казанского феномена" или криворожских бегунов, фураги не прославились на весь Союз, так как само это движение выдохлось ещё до Перестройки. Своей ОПГ Безымянка, да и вообще Самара, в 1990-х не дала, оставшись в криминальном мире предместьем соседнего Тольятти, и на смену фурагам пришли те, кого они называли "быками" - проще говоря, гопота. Но многие из тех, кто по юности носили бабайку и коры, по-прежнему живут в этих домах...

3а.


Безымянка, как и подобает "альтернативному центру", имеет и собственную систему предместий. И Безымянка в узком смысле - относительно компактный район у станции, а в широком смысле я бы к ней отнёс и прилегающие районы - Металлург, Юнгородок, Машстрой, ибо разница между ними "на глаз" не особо заметна. У "Советской" - Машстрой, запланированный в 1930-х годах для какого-то машиностроительного завода, но в войну принявший завод "Металлист". Его оборудование приехало сюда из Тулы, Коврова (Владимирская область) и откуда-то с Донбасса, и специализацией его стали, скажем так, металлические ёмкости, которые ни в коем случае нельзя расплавить изнутри - в войну пулемёты (в первую очередь ШКАСы для Ил-2), а с 1957 года - камеры сгорания для двигателей ракет. Поэтому и ведёт на Машстрой проспект Гагарина...

4.


...и местный Дом культуры называется "Заря" (1943), что за полгода в космической теме я однозначно привык понимать как зашифрованное "имени Сергея Королёва". Дата пусть не удивляет: ведь строилась Безымянка не до и не после, а во время Великой Отечественной войны, хотя декор "Зари" уже 1950-х. Она стоит на тихом проезде Девятого Мая между скверов Чехова и Маяковского:

5.


Чуть дальше она пересекает локальный центр Машстроя из трёх сталинских домов необычной архитектуры (1946-50):

6.


И за оживлённой улицей Промышленности упирается в проходную "Металлиста":

7.


Мы же вернулись к тем памятникам с кадра №3 да пошли дальше на восток "по Победе" - могучая улица Победы, проходящая параллельно железной дороге, образует главную ось Безымянки, основная часть которой начинается через пару кварталов.

8.


Её застройка - явно послевоенных лет, когда можно было уже и о красоте подумать. На авиазаводы намекают крылья на барельефах:

8а.


До боковых улиц капитальное строительство дошло лишь при Хрущёве, и большая часть Большой Безымянки примерно такая - пятиэтажки, троллейбусы, пыль и купол смога, вывески в лучших традициях 1990-х да адреса, нарисованные на стенах.

9.


По Победе мы втроём - я, Михаил и Валерий v_doljenko, - шли, проникаясь пролетарским духом через непарадный пейзаж и разговоры, долго. Позади осталась следующая станция метро "Победа", но без Машстроя прогулку по району удобнее начинать ещё дальше - на станции метро "Безымянка". Здесь улица Победы пересекается с Ново-Вокзальной, другой конец которой я уже показывал в прошлой части близ Волги. Вместо вокзала, правда, которым так и не стала железнодорожная станция Безымянка, она ведёт на базар "Птичка", но до него ещё пара кварталов. Прямо у перекрёстка - сквер Авиастроителей с бюстом (1986) Николая Кузнецова, выдающегося конструктора двигателей (в том числе ракетных)...

10.


...и очень странной церковью Матроны Московской - словно ушлый владелец самостроя открыл в здании храм, чтобы не допустить его сноса, и даже если это не так - то удивительно, почему никто из дельцов до сих пор не пользуется таким приёмом. "Тубусы" рядышком - это спуски в метро, а по Победе отсюда до площади Кирова тянется мощный сталинский фасад:

11.


Почти напротив - и Первые дома Безымянки (1934-35), построенные ещё по тому Генплану, который спутала война:

12.


Судя по их архитектуре, заповедником конструктивизма вроде свердловского Уралмаша или челябинского Танкограда Безымянка бы вряд ли стала, но определённо имела бы запоминающееся архитектурное "лицо".

13.


На красной линии построить успели всего лишь два дома, которые арки дворов связуют с обычными послевоенными сталинками на других сторонах кварталов:

14.


В глубине кварталов, впрочем, есть школы, детские сады и ещё некоторые дома довоенных лет, но мы до них не доходили:

15.


Между двух довоенных домов - небольшой сквер у позднесоветского ДК СПЗ, то есть Самарского подшипникового завода, в который в 1941 году, претерпев уже вторую метаморфозу, и превратился исходный безымянский "СаЖеРеЗ". И хотя редкий интернет-срач на политические темы обходится без подшипников качения, производство которых, как известно наверное уже даже детсадовцам, в России сокращается год от года примерно с середины "нулевых", СПЗ за железной дорогой пока жив, и даже крупнейший в стране в своей отрасли.

16.


Дальше по Победе - ещё один сквер со звучным названием "Родина", восходящим на самом деле к стоявшему здесь в советское время клубу, здание которого ныне занимает Дом Дружбы Народов - это не случайно, в богатой базарами Безымянке национальный вопрос стоит весьма остро. Сам этот участок Победы в советское время называли Бродвей - здесь был центр жизни Безымянки, а может быть и всего Куйбышева, во всяком случае место куда более людное, чем улицы увядавшей Старой Самары. "Родина" повидала немало страстей и уличных драм, и большинство фотографий фураг в их грибовидных бабайках происходят из этого сквера. Отдельной его достопримечательностью был одноногий "король попрошаек" Алямс, во всех вариантах своего происхождения - бывший большой началник, который потерял ногу и спился. Но авторитетность сохранил, между другими попрошайкам распределял выручку и роли, а сам милостыню просил строго в рабочее время с перерывом на обед, в который его можно было наблюдать в ближайшей пельменной. Однажды, говорят, Алямс напился до потери пульса, так что его свезли в морг, и очнувшись там, не растерялся, а усадил жмуриков за стол и начал играть с ними в карты. Жмурики, возможно, даже подыгрывали...

17.


Теперь о былом напоминает немногое, и "Родина" утром буднего дня откровенно пуста. В глубине сквера - запечатлённый на заглавном кадре памятник Женщине, подразумевающий конечно труженицу тыла, ведь именно женщины и подростки работали на безымянских заводах в первые годы их становления. Ну а горка детских игрушек под ней была вполне привычным атрибутом многих российских городов через неделю после страшного пожара в Кемерово...
Победа отделяет "Родину" от ещё одного сквера Калинина, имевшего долгую славу самого опасного места Безымянки. Сейчас в нём маленькая сайдинговая церковь иконы Божьей Матери "Всецарица" здорово смотрится в паре с явно халяльными кафе. Это времянка, а большой белый храм с золотыми куполами не состоялся из-за проходящей под сквером линии метро, о которой епархия, видимо, не знала:

18.


Архитектура Победы:

19.


Бродвей заканчивался у площади Кирова, где Победу пересекает одноимённый проспект. Проспект Кирова - главная "хорда" треугольной Самары, её самая длинная улица (почти 12 километров), проходящая от Барбошиной поляны над Волгой (см. прошлую часть) мимо памятника самолёту Ил-2 на Московском шоссе через Безымянку и зажелезнодорожный Юнгородок до самой Самарки, где в "нулевые" построили вантовый Кировский мост. На площади - памятник Кирову да Дворец культуры (1961), огромный и важный, как кафедральный собор:

20.


Местные почему-то страшно гордятся тем, что у него 10 колонн - нигде в Москве, мол, нету таких портиков. Это как Голубая мечеть в Стамбуле о шести минаретах, после постройки которой к мечети в Мекке срочно пришлось достраивать седьмую башню. Сам ДК изначально был, конечно, тоже имени Кирова, но в 2002 году его "переосвятили" в честь Виктора Литвинова - директора московского авиазаода №1 в эпоху его превращения в куйбышевский "Прогресс", он вёл предприятие от поршневых самолётов 1930-х годов к космическим ракетам.

20а.


По краям площади Кирова застройка в основном невзрачна, не считая отличной сталинки южнее по проспекту Кирова, у дороги на путепровод, к аэрокосмическим заводам Юнгородка.

21.


И - колоссальному Кировскому рынку, но обо всём это я расскажу в следующей части. А здесь о близости великого базара напоминала резная дверь ресторана, сделанная настоящим узбекским усто, которого Михаил drunkdick как-то случайно повстречал в Хиве... Увы, ресторан закрылся, и кусочек Хорезма в Самаре исчез в неизвестном направлении.

22.


Но не Победа и не проспект Кирова являются настоящей Безымянкой. Если свернуть с них в сторону, противоположную железной дороге, попадёшь в царство сталинских малоэтажек:

23.


Многие из них явно относятся к "стилю пленных немцев":

24.


Но ведь сама Безымянка строилась во время войны, тогда закладывалась весьма от далёкая от генплана 1930-х годов её планировка, и не с войны ли остались вот эти дома с фасадами без декора и островерхими крышами?

25.


Говорят, где-то в этих кварталах уцелели даже бараки Безымянлага, десятки тысяч заключённых которого строили заводские цеха, дома и дороги эвакуационного Куйбышева. Статистически это выходит один из самых страшных "островов ГУЛага" - ведь работал Безымянлаг почти исключительно в военное время, когда резко сократились пайки и по всем лагерям в разы увеличилась смертность. Те страшные цифры в 20-30% умерших заключённых - именно с военных лет, и в Безымянлаге погибло почти 12 тысяч человек, которых зимой 1941-42 годов, словно в блокадном Ленинграде, не успевали хоронить. На лагерный барак похож вот этот домик в глубине двора, в периметре гаражей, но всё же более вероятно, что в таких домах в войну жили вольные люди в эвакуации:

26.


А большая часть этих кварталов - скорее всё же послевоенной постройки. И их суровый колорит одной только архитектурой не исчерпывается:

27.


Над Безымянкой буквально довлеют рынки - я уже упоминал Птичку в конце Ново-Вокзальной и Кировский рынок за железной дорогой. А в сердце этих кварталов притаился небольшой Безымянский рынок, главный корпус которого - цех авиазавода, который так и не успели смонтировать в войну. С окончанием войны надобность гнать самолёты десятками тысяч отпала, и вместо промплощадки конструкции отправились сюда.

28.


"Глубинная" двухэтажная Безымянка тянется от Победы до проспекта Юных Пионеров:

29.


Так называется улица, а сам бульвар на ней - уже Аллея Трудовой Славы, не просто граница, а витрина Безымянки, главная "фишка" которой - стелы местных заводов, поставленные к 400-летию города в 1586 году. Аллея связует парк Молодёжный, до которого мы чуть-чуть не дошли с парком 50-летия Октября, в сторону которого и пойдём. Взгляд назад, первая по ходу нашего движения стела отмечает КАТЭК - в данном случае не Канско-Ачинский топливно-энергетический комплекс в Красноярском крае, а основанный в 1934 году Куйбышевский завод автотракторного электрооборудования и карбюратов, более известный как Завод имени Тарасова. Его площадку в центре Самары, вдали от Безымянки недавно снесли и отдали под застройку, но судя по сайту, завод жив и видимо переехал за город. Следующий "Авиагрегат" зародился в подмосковном Струнино в 1932 году, а в Куйбышев попал в 1941-м, и когда-то основным его изделием были винты военных самолётов, а сейчас - гидроцилиндры, шасси и транспортно-пусковые контейнеры авиационных ракет.

30.


Самая мощная стела - конечно же, у "Прогресса", за свою историю сделавшего около 1000 ракет, на которых летали Белка и Стрелка, Гагарин и все наши космонавты без исключения.

31.


Напротив  - новенькая Триумфальная арка с сюжетами фронта и тыла, поставленная к 70-летию Победы. Тогда же, в 2015, были капитально отреставрированы и другие стелы, за 29 лет успевшие обветшать:

32.


Куйбышевский авиазавод, основанный в 1932 году как завод №18 в Воронеже, ныне называется "Авиакор". Вопреки цветастой стеле, там дела идут неважно, а точнее говоря - завод на грани гибели. Это вдвойне грустно с учётом славного прошлого - на КуАЗе делалась и большая часть Ил-2, и третьи ступени несостоявшейся советской лунной ракеты Н1, и даже крылья, титановые детали и узлы кабины "Бурана". В "нулевых" годах "Авиакор" делал в лучшем случае 1-2 самолёта в год и немногим больше ремонтировал, а наладившееся было производство Ан-140 (и то - 6 машин в год) рухнуло следом за отношениями с Украиной.

33.


Следующая стела - уже знакомого нам "Металлиста":

34.


Завод "Куйбышевкабель" приделал к своему монументу кусок продукции, а плита на переднем плане от её основных потребителей - трамвая, троллейбуса и железной дороги:

35.


Стела поодаль на кадре выше вроде бы не относится ни к какому из конкретных заводов, а посвящена их общему вкладу в Победу. Высокий монумент принадлежал "Прогрессу", но так и остался абстрактной фигурой, ибо в 1986 году завод был ещё глубоко засекречен. Перед ним - ещё один "знакомый", Самарский подшипниковый завод с тем самым подшипником качения в стеле:

36.


КМПО имени Фрунзе зародилось в Москве в 1912 году, и я уже как-то показывал его старое здание французского завода авиадвигателей "Гном", на площадке которого теперь делают детали для спутников и элементы боевых ракет. Вобрав в себя ещё пару предприятий, в 1941 году завод имени Фрунзе переехал в Самару, а в 1949 году его возглавил тот самый Николай Кузнецов. При нём завод стал одним из главных производителей реактивных двигателей в России - для ракет, стратегических бомбардировщиков и даже железнодорожных газотурбовозов. Поэтому ныне завод так и называется - "Кузнецов", и в Самаре Космической он второй по значению после "Прогресса":

37.


Замыкает Аллею стела Самарского металлургического завода. "Металлург" ассоциируется с домнами и мартенами, грохотом прокатных станов и льющимся расплавленным железом, но здесь с железом если и работают - то максимум для сплавов: основная продукция СМЗ - алюминий. Что интересно, это одно из немногих предприятий отрасли, не покорившееся Дерипаске - с 2005 года СМЗ владеет "Алкоа" (она же "Арконик"), то есть Алюминиевая компания американская со штаб-квартирой в Питтсбурге, штат Пенсильвания: третий по величине в мире (после канадской "Рио Тинто" и нашего "Русала") производитель "крылатого металла". И "70 лет Победы" в этом контексте напоминают скорее про ленд-лиз:

38.


Между тем, мы пришли во владения СМЗ, ещё один "район-спутник" Безымянки Металлург. Вдоль Аллеи - типично куйбышевская архитектура двухэтажных сталинок и многоэтажек необычных местных проектов.

39.


Аллея приводит в парк 50-летия Октября (что намекает на дату его создания), символ которого - фонтан Царевна-Лебедь на искусственном озерке. Повидала эта хрупкая барышня на своём веку явно немало, и думается, если бы я со своим хаером сюда зашёл лет 20-30 назад, то обратно мог бы уже и не выйти.

40.


Тем более что рядом с парком - стадион "Металлург", на котором базируется команда "Крылья Советов". Самарцы её ласково называют "Крылышки", и любят примерно так же, как жигулёвское пиво со "Дна". Между парком и стадионом - памятник "Солдат Победы" (1995) и гостиница "Матрёшка-Плаза" с явным закосом под конструктивизм.

41.


Но конструктивизму тут взяться неоткуда, и из всех "районов-спутников" Металлург реже всего относят к "большой" Безымянке по очень простой причине - завод был основан в 1951 году, строился без эвакуации, Безымянлага и женщин да подростков у станков. С Безымянкой Металлург роднит только индустриальность, а за пределами сталинской "сердцевины" - не барачник, а позднесоветские многоэтажки улучшенных серий:

42.


Мимо них мы постепенно начали втягиваться в очередной торг, и увидев мой фотоаппарат, женщины, продававшие с ящиков картошку и зелень, заохали да заахали: "По нашу душу, да? Побойтесь бога! Зарплата восемь тысяч!". Торжище - не официальный рынок, а нелегальный пятак у бывшего кинотеатра "Октябрь" на широкой площади Николая Мочалова, названной конечно в честь отца-директора СМЗ.

43.


Местная "фишка" - грузовые велосипеды, разъезжают на которых в основном узбеки, примерно как в родной Фергане:

43а.


Напротив кинотеатра - ДК "Металлург" (1959):

44.


Посолиднее, конечно, своего тёзки в брянской Бежице, но всё же для такого названия довольно скромный:

45.


Через площадь Мочалова проходит, конечно же, проспект Металлургов, с другой стороны которого необычный "дом-замок" с башнями порталов:

46.


Беспорядочные аляповатые вывески, торжище доведённых до отчаяния людей, старушки с косыми взглядами и трижды за полчаса заданный мне прохожими вопрос "Что вы тут фотографируете?" - полное ощущение провала куда-то вглубь 1990-х. Фотографируя на рынке, я был морально готов, что сейчас откуда-то вылезет бандит в кожаной куртке, а музыка вокруг звучала какая-то странная - уместнее был бы рейв или Буланова. Дальше по проспекту Металлургов, за теми "воротами" с кадра №43, всё потихоньку выравнивается. Но какая-то старушка, увидев мой фотоаппарат, подбежала к другим прохожим и стала им объяснять, что тут шпионы, надо срочно милицию вызвать! Хотя ведь на дворе не в 1942-й год и мы явно не похожи на японцев из эвакуированного посольства...

47.


Вместо облезлых сталинок здесь очень симпатичные пятиэтажки с орнаментами и остатками декоративных элементов. Да вот такой вот артефакт - ТРУД!

47а.


В конце проспекта Металлургов, у проходной "Алкоа-СМЗ", огромное лежбище троллейбусов да трамвайные пути на перпедикулярной Алма-Атинской улице. Здесь мы и сели на трамвай да с громом и лязгом поехали гнутыми рельсами к площади Кирова.

48.


В следующей части, последней о Самаре - Юнгородок за железной дорогой, Управленческий на другом конце города, а то, что их роднит - Самара Космическая.

ВОЛГО-УРАЛ-2018
Обзор поездки и оглавление серии.
Моя космическая программа. Контекст.
Саратовская область
Гагаринское поле и Лётный городок (Энгельс).
Саратов. Общее.
Саратов. Московская улица.
Саратов. Проспект Кирова.
Саратов. Набережная и улица Рахова.
Саратов. Дома и улицы.
Саратов. Соколовая гора.
Саратов. Западные районы.
Юг области. Красноармейск.
Юг области. Усть-Золиха, Каменка, Золотое.
Самарская область.
Сызрань. Советская улица.
Сызрань. Всё остальное.
Самара (2017). Виды с Волги.
Самара. Колорит Старого города.
Самара. Запасная столица.
Самара. Дворы Старого города.
Самара. От Хлебной площади до площади Революции.
Самара. От площади Революции до площади Куйбышева.
Самара. От площади Кубйышева до площади Славы.
Самара. Новый город.
Самара. Безымянка.
Самара космическая. Юнгородок и Управленческий.
Самара (2017). Самарский метрополитен.
Чапаевск.
Челябинская область.
Кыштым.
Касли.
Миасс. Город.
Миасс и Златоуст. Машгородок и Машзавод.
Сатка. Промзона и Старая Сатка.
Сатка. Посёлок и Западный район.
Пороги.
Катав-Ивановск.
Усть-Катав
Пензенская область.

невольничье, Космос, дорожное, субкультуры, Самара, Поволжье, Самарская область, индустриальный гигант, русские (этнография)

Previous post Next post
Up