Щёлково-3, Новосёлово, Смольнево. Гагарин на Востоке Подмосковья.

Apr 09, 2018 16:07



В деревню Новосёлово под Киржачом, где 27 марта 1968 года погиб в авиакатастрофе Юрий Гагарин, я ехать изначально не планировал - может ли одинокий обелиск в чахлом лесу стоить пары сотен километров пути в один конец? Но видимо, включалась судьба: сначала друзья звали меня в пеший поход через те места, а когда он не состоялся - съездить в Новосёлово предложил kirill-moiseev на своей машине. По дороге мы ещё заглянули в богатое раннесоветской архитектурой Щёлково-3 у аэропорта Чкаловский, где Гагарин жил на заре космической эры, и в деревню Смольнево с весьма нетривиальной церковью, к космосу имеющей отношение разве что своим силуэтом.

О начале пути Гагарина в его родном городке я уже рассказывал с месяц назад, а в прошлой части речь шла об иностранной космонавтике в отечественных музеях. И ещё, пожалуйста, не пишите комментариев "ООО НИФИГА ТАМ СНЕГА!!!!" - весь этот снег уже растаял, так как были мы в тех краях в прошлые выходные.

Узкое извилистое Щёлковское шоссе вполне могло бы называться Суздальским шоссе - в древний город, когда он был большим, из Москвы примерно по трассе нынешнего Щелчка вела Стромынская дорога, и я уже рассказывал о ней в 2012 году в контексте поездки в Юрьев- Польский. Точно также я рассказывал про Петушки и ещё пару городков непарадной рабочей Владимирщины - "туда" мы ехали скоростным Горьковским шоссе, так как Кирилл хотел побывать в легендарном райцентре. Фактически, всё показанное в этом посте мы проехали в обратном порядке, но я буду вести рассказ в порядке удаления от МКАДа.
В Щёлково-3 навигатор почему-то повёл нас через центр Щёлково - большого (125 тыс. жителей) подмосковного города, напомнившего мне гибрид Королёва и Люберец. Гагаринский Восток Подмосковья открывает местный мурал:

2.


Светофор в центре Щёлково запомнился мне вот такой мерзостью из 1990-х - мальчик-мойщик машин! Очень надеюсь, что это не пространственно-временной континуум - фото сделано 9 дней назад, а экономика нехорошо пошатнулась сегодня.

3.


А в целом Щёлково - город явно интересный и отдельной поездки заслуживающий, но видимо уже не в эту весну:

4.


А этот заезд был случайностью по прихоти навигатора. Наша первая цель куда как доступнее с Щёлковского шоссе, и отмечает её истребитель-памятник Су-7Б, на вооружении советской армии стоявший в 1960-80-е годы. У многочисленных космических достопримечательностей Щёлковской стороны был общий авиационный предок - аэропорт Чкаловский, основанный в 1932 году, когда военно-воздушному флоту СССР сделалось тесно на московской Ходынке. Самолёты туда перебазировались целым воздушным парадом - 45 машин по три колонны пролетали прямо над Красной площадью, и вёл их на тяжёлом бомбардировщике лично Валерий Чкалов. Отсюда же он улетал в свой почти космический полёт в Америку через Северный полюс, а после гибели Чкалова в 1938 году (не здесь, кстати, а на Ходынке) имя героя закрепилось за аэродромом. С 1994 года, впрочем, тут уже не аэродром, а целый аэропорт, откуда летают пассажирские рейсы - конечно же, не те, на которые можно просто взять и купить билет. Думаю, не будет большим преувеличением сказать, что для ранней советской авиации Чкаловский значил примерно то же, что для космонавтики - Байконур. В аэропортовском посёлке Щёлково-3 жила элита советских лётчиков, из которой и выделились космонавты: в 1960-е годы буквально на другом конце взлётки появился Звёздный городок.

5.


Сам Чкаловский с виду обычный аэродром, как Раменское или Быково - длинный забор, из-за которого торчат хвосты самолётов, да уходящее за горизонт пустое пространство. Наверное, что-то интересное там есть, но за КПП всё равно не проехать. Над посёлком, отделённом от аэропорта трассой, нависают вышки, которые я было принял за парашютные, но на самом деле это Радиоцентр №5, работавший и на гражданских частотах. В его глубине сохранилась " радиомачта Геринга", которая когда-то стояла в Германии и обеспечивала связь Люфтваффе, а в 1946 году была перевезена в СССР. Как я понимаю, радиоцентр уже давно не действует, но и не заброшен, и любители урбантрипа добираются до его мачт с попеременным успехом.

6.


Аэропорт лежит к югу от шоссе, а посёлок - к северу. С 1958 года он входит в состав Щёлково, и вроде бы даже ЗАТО не был никогда. Улица Жуковского от радиовышек приводит в центр, который открывает небольшой воинский памятник на улице Гагарина. Типичный в общем Курган Славы - но только в миниатюре, и склоны его первыми в округе освободились от снега:

7.


Ещё один монумент, более основательный - на другом конце улицы Гагарина. Над Вечным огнём взмывает Миг-21, в авиационном жанре монументалистики столь же популярный, как "тридцатьчетвёрка" - в танковом.

8.


Напротив - аллея героев и отцов-основателей, причём видать совсем новая: и памятники сверкают новизной, и викимапия этого места не знает.

9.


Между курганом и МиГом - Дворец культуры имени Чкалова, в котором сложно не признать бывший Дом офицеров:

10.


А перед ним - целых два памятника Чкалову: бюст лётчика да реплика его "краснокрылого гиганта" АНТ-25, подлинник которого я когда-то уже показывал на малой родине героя под Нижним Новгородом. Сейчас, когда авиаперелёты стали рутиной, сложно понять, почему в честь Чкалова сразу после его гибели называли города, но я бы охарактеризовал его ни чем иным, как предтечей Гагарина. Бурное развитие авиации в 1920-30-е годы, сам факт того, что человек может летать, причём летать через океаны, тогда впечатляло не меньше, чем покорение космоса. Валерий Чкалов, литовцы Дарюс и Гиренас (см. здесь), герои Сент-Экзюпери - все они были своеобразными прото-космонавтами, равно как и полярники, другие герои той эпохи, весьма похожи на покорителей чуждых планет. Аэродром и посёлок близ Щёлкова стали местом встречи двух героев - от фасада ДК едва заметная улица Циолковского ведёт к пятиэтажке, в которой жил Гагарин.

11.


Но мы пошли сначала в другую сторону - за ДК мой взгляд привлекли вот эти дома, и мы решили рассмотреть поближе, конструктивизм это или же хрущёвки:

12.


Оказался конструктивизм. Между Домом культуры и трассой обнаружился исторический центр Щёлкова-3, построенный может быть в 1929-32 годах вместе с аэродромом или в последующие несколько лет до войны.

13.


Больше всего нас озадачил вот этот вот дом - вроде и хрущёба хрущёбой....

14.


...но вы только посмотрите на эти крепостные башни!

14а.


Может, немцы после войны строили? Проработанностью порталов меня в своё время впечатлила ещё Кёнигсбергщина:

15.


У самого Щелчка - Жёлтый дом, явно послевоенной постройки:

16.


За ним - базарчик, и при виде кафе "Восток" представляется не космический корабль на фоне голубой Земли, а шурпа, шашлык и плов с лепёшкой:

16а.


Несколько домов с другой стороны от рынка сразу заставили вспомнить Жуковский, где такие строились после войны. Судя по всему, у авиационного ведомства в 1930-50-х годах были свои архитекторы.

17.


18.


19.


20.


На Институтской улице, ведущей в центр Щёлкова - 4 малоэтажки явно более высокого класса. Увы, никакой конкретики о датах постройки и изначальном назначении всех этих домов мне найти не удалось.

21.


Весь посёлок буквально увешан мемориальными досками:

21а.


И хотя в составе "большого" Щёлкова он с 1958 года, "на местности" это никак не ощущается, тем более от центра Щёлково-3 отделено промзоной и заброшенными карьерами, похожими на глубокие овраги. Хотя в Подмосковье границы городов вообще довольно условны, и за этот месяц я видел десяток районов ( Болшево, Юбиленйый), про которые можно сказать то же самое. Равно как и десяток "независимых" посёлков, обособленность которых абсолютно не ощущается ( Томилино, Большие Вязёмы) "на глаз".

22а.


С Щелчка всей это красоты не видать - на уровне второго этажа проходит эстакада, но шумозащитные экраны напрочь закрывают вид. За эстакадой - пакгаузы "монинской" ветки, соединяющей Ярославское и Горьковское направление, и среди бесчисленных железных дорог России это самый что ни на есть Star Track: на неё нанизаны Королёв, Чкаловский, Звёздный городок и Монино. Проложенная в 1929 году, ветка была тупиком, пока в 1970-х годах её не продлили до Фрязево близ Электростали, соединив космическую столицу с вотчиной атомщиков.

22.


Явно довоенные дома стоят и в глубине Щёлкова-3, не за ДК, а перед. Вот например Генеральский дом в конце улицы Ленина, по виду явно 1930-х годов:

23.


Напротив, к нему торцом - и пожалуй самая странная постройка Щёлкова-3, ничего подобного ни в конструктивистской, ни в хрущёвской архитектуре я не припомню:

24.


25.


Это к вопросу о том, стоит ли заезжать в города по каким-то узко-тематическим поводам. Всего показанного выше мы бы не увидели, если бы не адрес вот этой пятиэтажки (улица Циолковского, 4), который мне подсказал знакомый без ЖЖ по имени Юрий Сергеевич.

26.


Я был уверен, что Юрию Гагарину сразу после зачисления в отряд космонавтов дали квартиру в строящемся Звёздном городке, но нет - он переехал туда позже многих других именно потому, что в космонавты попал до начала строительства. Вот в этом подъезде Юрий Алексеевич жил с 4 апреля 1960 по 13 апреля 1966 года. В этот дом он вернулся к жене Валентине и маленьким Лене и Гале после полёта в космос... а также торжественного митинга на Красной площади и награждения в Кремле. И в квартиру свою космонавт, подобно каждому из нас, поднимался пешком.

27.


И не стоит воображать сюжетов встречи близ мусоропровода удивлённой МарьИвановны в ночнушке с гордым Первокосмонавтом в кителе - обитателями этих пятиэтажек были высококлассные лётчики и космонавты первого отряда. Например, в соседнем доме в тех же 1961-66 годах жил Владимир Комаров. Он тоже переехал в Звёздный городок, а год спустя обкатывал новый "Союз" и разбился из-за отказа его парашюта, став первым космонавтом, погибшим "в деле". Гагарин мог быть на его месте, полёт на космическом корабле нового типа ему обещал лично Королёв, но из-за смерти Главного Юрий Алексеевич тогда остался лишь дублёром.

28.


Однако от судьбы видимо не уйти, а у героя судьба - умирать молодым и любимым. Так что покинув Щёлково-3, продолжим путь на восток:

29.


Ухоженное перенаселённое Подмосковье кончается на маленькой многоэтажной Черноголовке (см. пост про Стромынь, ссылка в начале этого поста), и на смену ему приходит печальная и древняя Средняя полоса России. Граница её неумолимо смещается дальше: Киржач с 2012 года ощутимо похорошел, как и Боровск или Александров - от подмосковной тесноты и дороговизны многие  обратили взоры на городки "101 километра", которые логистически ничем не хуже, но в них всё проще и дешевле. Самый же странный сюжет мне попался у дороги между Киржачом и Черноголовкой - на лесной опушке стояло несколько подтаявших снеговых скульптур со сказочными лицами, а между сосен на тонких верёвочках был натянут целый вернисаж, уходивший куда-то в чащу. Увы, на ходу заснять это мне не удалось, а повернуть или остановить без "создания аварийное ситуации" было невозможно.

30.


Из Киржача я в этот раз не привёз ни единого кадра, но это весьма интересный городок с древним монастырём над тихой речкой и торговыми рядами у площади. Опять же отсылаю в свой "стромынский" пост. Деревни на второстепенных дорогах за Киржачом запомнились мне в основном обилием маленьких придорожных часовен.

30а.


Смольнево от Киржача налево, Новосёлово - направо, а мы туда заехали и вовсе с Горьковского шоссе: поворот - прямо в центре Покрова. Известное с 1755 года Новосёлово - село крупное, но взгляду в нём зацепиться не за что, а на въезде со стороны Покрова неприметная дорога сворачивает в лес. Нам туда, к старинному (известен с 1628 года) Андреевскому погосту, и само название деревни намекает, что откуда-то оттуда она была перенесена на нынешнее место очередным господином-помещиком.

31.


В лесу около этого погоста и нашёл свою гибель Первокосмонавт. Деревянный дом, видимо оставшийся от церковного причта, ныне занят музеем, но ароматный дымок над трубой обманчив - все двери были заперты, и стук в них не дал результатов. Музей летом работает по выходным, зимой лишь по заявке, а единственный в это время смотритель чуть позже обнаружился в другой сторожке. Впрочем, не знаю, есть ли смысл туда заходить - особых реликвий там нет, экспозиция - в основном фотографии.

32.


Напротив - церковь Андрея Первозванного (1825) посреди кладбища:

33.


У самолёта во дворе музея сняты крылья и сложены рядом крест на крест, а воздухозаборники просматриваются насквозь:

34.


На фюзеляже намалёваны ордена. Таких самолётов Гагарин уже не застал, а что это и почему - я расскажу чуть позже:

34а.


На постаменте - куда более ухоженный МиГ-15УТИ, учебно-тренировочный самолёт на базе одного из первых советских истребителей конца 1940-х годов. До ракеты "Восток" Гагарин летал на тренировочных Як-18 саратовского ДОСААФ, машинах лётного училища в Оренбурге, истребителях морской авиации в полярном Луостари. После космического полёта он стал депутатом, но кабина истребителя Гагарину явно была милее, чем салон членовоза. После пары, как сказали бы сейчас, внесистемных заявлений (например, что зря Триумфальную арку снесли), Юрия Алексеевича тихо вернули в профессию, где пытались оставить на безопасно-почётных ролях. С 1964 года он руководил Отрядом космонавтов, мечтал о втором космическом полёте, и как уже говорилось, имел все шансы разбиться на космическом корабле. Но после крушения "Союза-1" герою оставалось лишь вернуться в авиацию, и в 1967 году Гагарин впервые за 7 лет сел за штурвал военного самолёта. Начались тренировочные полёты по восстановлению квалификации, и наставником Гагарина в них стал полковник Владимир Серёгин, герой Великой Отечественной войны, на счету которого было полторы сотни боевых и разведывательных вылетов и десяток сбитых врагов. И вот, таким же хмурым днём в конце марта притаившаяся в плотных облаках Судьба таки настигла Героя - МиГ-15УТИ Гагарина и Серёгина разбился в лесу близ Андреевского погоста.

35.


Непосредственно место крушения - в нескольких сотнях метров от музея, развилка - чуть не доезжая храма. Мы с Кириллом пошли туда пешком, и вскоре набрели на недостроенные пилоны:

36.


В этом году - ровно полвека, как Гагарин отправился в вечный полёт, и видимо к годовщине трагедии здесь планировалось построить огромный мемориал с музеем в ультрасовременном здании. Грустный самолёт во дворе музея ждёт установки на пилон:

37.


Сейчас вид у всего этого скорее полузаброшенный, чем недостроенный:

38.


Ответственнее всех оказались церковники - самым завершённым элементом мемориала стала заложенная в 2017 году часовня Георгия Победоносца:

39.


А близ неё - старый обелиск, поставленный в 1975 году на том месте, куда упал самолёт двух героев. Обилие цветов напоминает, что мы приехали сюда через несколько дней после трагической годовщины:

40.


Более важный памятник, чем обелиск, впрочем - берёза, верхушку которой когда-то сбил падающий МиГ. По официальной версии, точно неизвестно, что произошло над этим лесом в пол-одиннадцатого утра 27 марта 1968 года. Самолёт вылетел с Чкаловского, но день тогда был пасмурный и низко над землёй стоял слой густых облаков толщиной до 7 километров. В этих-то облаках, как гласит основная версия, Гагарин и Серёгин внезапно столкнулись с другими самолётом, также выполнявшим тренировочный полёт. Конечно, оба экипажа попытались избежать столкновения, и им это даже удалось... но Миг-15УТИ попал под воздушную струю от двигателей второй машины и потерял управление. В ясный день такие профи, как Гагарин и Серёгин, возможно сумели бы вывести истребитель из штопора, но дезориентированные облаками, к земле они вышли не под тем углом и не на той высоте, как ожидалось, и разбились в этом чахлом лесу. Кто вёл второй самолёт, по официальной версии, установить невозможно, и это конечно же предопределило либеральную конспирологию о том, что советская власть убила своего героя, не сумев простить его смелые слова о Триумфальной арке (к моменту трагедии её воссоздание было в самом разгаре). По слухам через десяток рук, когда-то до истины докопался Алексей Леонов: имя второго лётчика было известно, но коллеги и начальство как профессионалы понимали, что произошедшее - чудовищная случайность, в которой нет его персональной вины. И потому не стали бросать его на растерзание толпе как "убийцу героя".

41.


На оградке под берёзой обилие ленточек, фенечек и замочков, и самая заметная тут лента "От Американского народа". Мне это напоминает те вентиляторы на крышах, которыми жители Нового Орелана пытались остановить ураган - русско-американские отношения заметно ухудшились даже просто за неделю, прошедшую между поездкой и постом.

41а.


Ещё одна табличка прямо на дереве. "Кедр" - это позывной Гагарина в космическом полёте. Останки героев кремировали да похоронили в Кремлёвской стене, где к тому времени уже покоился и Сергей Королёв. Так закончилось "время первых"...

41б.


И в общем я не знаю, заслуживает ли Новосёлово отдельной поездки. Может без гнетущего низкого неба и мартовской мозгли оно бы и не оставило какого-то особо впечатления. Последний пункт этой поездки - не космический, и мы продолжили путь через старинные сёла:

42.


Земли за Киржачом - это историческая Аргуновская волость, этакая Рублёвка средневековой Руси: в 15-17 веках все без исключения владельцы здешних поместий были боярами да князьями, постоянно жившими в теремах и палатах Москвы. Всё это сошло на нет уже в 18 веке, и осталось от былой роскоши немного, но всё же краеведы ценят Аргуновщину, выделяя её в отдельный исторический регион.

42а.


И видимо где-то там надо искать происхождение Преображенской церкви (1737-1780) в Смольнево, в бывшей усадьбе дворян Салтыковых.

43.


Нынешнее Смольнево - деревенька маленькая, да и не столько деревня, сколько дачный посёлок - в нескольких десятках её домов всего пяток постоянных жителей. От усадьбы за глубокой долиной безымянного ручья остался лишь храм да заросшие пруды дальше в лесу поодаль. Перед храмом зато информационный стенд и забавный значок - место не совсем забытое, и при всей малоизвестности смольневского храма, туристы здесь периодически бывают. Нас дружелюбно встретил разговорчивый сторож, да спросил, не довезём ли мы его до Кипрево - большего села у поворота с трассы.

43а.


В отечественном храмостроении я очень люблю различный неформат - хотя русская церковная архитектура в принципе весьма разнообразна, много в ней именно "типов", а не экспериментов с формой, и потому любой такой эксперимент сам по себе впечатляет. В обозримом прошлом я уже показывал такие вот неформатные церкви в Быково, ярославской Курбе или брянских Творишичах, да и не только там. Деревянный храм в Смольнево известен со времён Ивана Грозного, а нынешнюю каменную церковь освятили в 1737 году, но позже она достраивалась и перестраивалась ещё добрых полвека.

44.


Получилось в итоге нечто действительно странное, и две колокольни, расположенные причём не поперёк основной оси храма. а вдоль - лишь самая заметная особенность. Два крыльца ведут к обводной галерее, образующей как бы три этажа:

45.


В середине неё - дверь в верхний храм, а ближе к концу - на уровне колен его высокие окна:

45а.


Верхний храм - летний, то есть просторный и продуваемый. Но двери его не заперты и зимой, о чём нам поведал сторож. Внутри почти никого убранства и гораздо холоднее, чем на улице:

46.


А кое-что космическое в Смольнево всё-таки есть - две шатровые колокольни. Первой русской ракетой я считаю Вознесенскую церковь в Коломенском, и не подобные ли храмы как-то отпечатались в атеистических умах Циолковского, Глушко и Королёва?

47.


В рай или в космос, а именно такой формы предмет лучше всего подходит для того, чтобы покинуть грешную Землю.

48.


Если всё пойдёт по плану - то в следующей части отправимся в другое место, где Гагарин встретился с Землёй - на поле под Саратовом, куда я уезжаю уже в среду... и далее на Волгу и Урал.

И отдельно напоминаю, что на Байконуре идёт набор туристической группы на запуск космического корабля "Союз МС-09" 6 июня. В этом году ряд обстоятельств совпал так, что за примерно те же деньги есть возможность увидеть больше, чем обычно.

Здесь - другие посты моего космического цикла.

Космос, Среднерусское, дорожное, Щёлково, Владимирская область, Подмосковье

Previous post Next post
Up