Столица Югры, маленький (97 тыс. жителей), но быстро растущий Ханты-Мансийск, к которому мы
в прошлой части подошли по Иртышу - безусловно, один из самых необычных городов России. Уездный размер и центр большого региона, дающего России четверть федерального бюджета; московские зарплаты и удалённость глухой провинции; сверкающие новостройки и подступающие со всех сторон болота, да неповторимый "югорский стиль" - Ханты-Мансийск оказался неожиданно интересен, и нам с Константином
nord-ursus на его осмотр едва хватило целого дня, а материала набралось на 4 части: предместье Самарово, центр (бывший Остяко-Вогульск), музеи под открытым небом Торум Маа и Археопарк, но сначала - общий колорит столицы региона, где добывается 60% российской, а стало быть 7% мировой нефти.
Полвека назад Югра представляла собой глухой северный край без дорог и больших городов с населением 120 тысяч человек, то есть - один житель на 5 квадратных километров. Нефть в ней нашли по сути энтузиасты под руководством азербайджанца
Фармана Салманова, которого послали на её поиски в Кузбасс, а он тайком увёл свою партию в Сургут, и в 1961 году таких нашёл "чёрное золото" - но вряд ли даже он тогда понимал, что основал один из крупнейший, пожалуй третий по величине после Персидского и Мексиканского заливов нефтедобывающий район мира. Само собой, ХМАО с тех пор сильно изменился: ныне в Югре живёт полтора миллиона человек (хотя плотность населения всё равно ничтожна - 3 человека на километр), 92% из них - в городах, крупнейшие из которых Сургут (340 тыс. жителей) и Нижневартовск (280 тыс.) сами потянут на областные центры. По объёму экономики среди регионов России Югра уступает только Москве, с большим отрывом лидирует по доходам промышленного производства (выверты статистики - Сургут и Нижневартовск по этому показателю занимают 1 и 2 места в России, опережая такие гиганты, как Омск или Челябинск). По своей зимней поездке 2009 года я хорошо помню югорские пейзажи - новые отличные дороги посреди болот, новые сверкающие города, месторождения, похожие на районы, бесчисленные скважины почти у обочин и далёкие газовые факелы, пылающие среди ночной тайги... Но хотя по объёму экономики на душу населения Югра сравнима с США, ждать тут Америки не стоит - здесь немало своей бедности и неустроенности, и как заметил (
с аргументами из Бахрейна)
kirill-moiseev, это в принципе свойство нефтедобывающих мест.
1а.
Однако почти вся нефтянка сосредоточена в восточной половине ХМАО - за всё время пути по Иртышу и Оби мы не увидели ни одного месторождения. Ханты-Мансийск был основан в 1930 году близ старого села Самарово как посёлок Остяко-Вогульск, центр Остяко-Вогульского национального округа (извиняюсь, ОВНО), и предполагалось, что коренные жители станут его основным населением. В 1940 году самоназвания народов стали их официальными этнонимами, и всё остяко-вогульское сделалось ханты-мансийским, но лишь в 1950 году Ханты-Мансийск получил статус города. В сущности, он всё равно оставался захолустьем - слышал, что даже первые пятиэтажки в нём появились лишь в 1980-х годах: нефтяники тогда не были особо богаты, а статус центра региона не давал тех возможностей, что ныне, да и автономные округа в той "вертикали" подчинялись Тюмени. Так что по-настоящему город рванул вверх лишь с распадом СССР, и особенно в "тучные годы". Параллельно Ханты-Мансийск развивался как центр зимних видов спорта, и хотя в итоге проиграл эту роль Сочи, по крайней мере остался
всероссийским центром биатлона. Атмосфера Ханты-Мансийска - какая-то полукурортная:
2.
Немалая часть Ханты-Мансийска напоминает Финляндию, за вычетом разве что остекления вразнобой:
3.
Или уж по крайней мере те кварталы российских городов, которые обычно называют "элитными":
4. зимние кадры - 2009 год.
Новые опрятные дома, хорошие дороги, чистые и ярко освещённые улицы:
5.
Причём из-за крошечного размера тут в общем-то не так велика разница между центром и окраиной - вот это место, например, минутах в 20 ходьбы от центральной площади и минутах в 20 - от леса и болот.
6.
В принципе, ухоженных городов в России сейчас уже немало - не так давно я показывал скромные
Лиски в Воронежской области, вполне достойные югорских нефтеградов. Но Ханты-Мансийск среди них выделяется и тем, что построен как-то изящнее, в нём есть неплохая современная архитектура и просто какое-то чувство пространства.
7.
Но конечно Ханты-Мансийск такой не весь, я бы сказал - примерно на две трети, и с "почти Финляндией" мирно уживается суровая барачная Сибирь:
8.
Причём срабатывает классический синдром "блеска и нищеты" - ханты-мансийский барачник показался мне каким-то особенно люмпенизированным, так как здесь это не основная жилая застройка, а трущобы:
9.
Но его с каждым годом всё меньше. Вот одно и то же место в 2009 и 2015 годах:
10.
11.
Темпы роста Ханты-Мансийска вообще поражают, причём до 2000 года он развивался весьма неспешно, балансируя на уровне 35 тысяч жителей. Однако в мой пришлый приезд тут жило уже 67 тысяч человек, а ныне город приближается к ста тысячам. То есть, за 10 лет население удваивается - это уровень даже не Махачкалы,
Астаны или
Чимкента, а... дореволюционной России! Слышал, что нынешний план развития рассчитан на 150 тысяч жителей к 2020 году. Вот этого района (он же на кадре №7) в 2009 ещё не было, и эти люди, возможно, тогда жили где-то в других городах.
12.
Небольшому богатому городу удаётся избежать многих болезней роста - инфраструктура, как мне показалось, тут вполне успевает за притоком людей и строительством новых районов. Мне сложно представить "пробки" в стотысячном городе, но дороги тут выглядят хорошими, а их сеть - продуманной (хотя и бегают по ним паршивые "газельки"):
13.
Собственно, сеть эта имеет форму буквы "Ө" с замкнутым кругом объездной и главной внутренней магистралью улиц Энгельса и Гагарина, через Центральную площадь и Самаровской чугас (холм с девественной тайгой в центре города) ведущая в Самарово к автобусно-речному вокзалу. Особенно живописна Восточная Объездная, пару километров идущая по эстакадам у обрывов над Иртышом. В действии мы всё это оценили утром, когда за полчаса до отправления "Метеора" уже на вокзале хватились, что кое-что забыли в гостинице буквально на другом конце города - в итоге на такси (оно тут, кстати, недорогое) за полчаса успели обернуться туда-обратно и даже на борт прошли не последними.
14.
В Ханты-Мансийске часто не ухожены тротуары, криво положена плитка, мало магазинов и кафе и качество их отнюдь не столичное... но социальные объекты тут все "с иголочки". Вот детский садик - таких, одного проекта, в городе несколько, и некоторых ещё не было в мой прошлый приезд (хотя композиция в виде нефтехранилищ какая-то сомнительная):
15.
Школы, наоборот, все по индивидуальным проектам:
16.
В Ханты-Мансийске есть даже какая-никакая современная архитектура, чем не может похвастаться тот же Салехард. В "тучные годы" сюда даже хотели пригласить Нормана Фостера и построить небоскрёб высотой 286 метров на вершине чугаса. Кое-где висят стенды так и не построенных зданий - причём если второе ещё может быть когда-нибудь доведут до ума, то первое скорее всего так и останется памятником колебанию цен на нефть.
17.
Но кое-что более-менее актуального вида всё-таки построено:
18.
Это, кстати, кампус Югорского университета на объездной. Вот так выглядят его общаги:
19.
Хотя самый популярный мотив в местной архитектуре - "стеклянный чум". Самые известные его образцы - Гостиный двор на главной площади и аэропорт, но поменьше до поскромнее таких чумов по городу много:
20.
Югорские мотивы тут вообще популярны и я бы их назвал одной из "фишек" Ханты-Мансийска. Хантов и манси тут 5% населения, что для Югры (где их всего 2% на весь округ, а в нефтеградах и того меньше) очень немало... но всё же это явное мньшинство. "Национальный стиль" Ханты-Мансийска по своему происхождению - не то же самое, что "национальный стиль", например,
Элисты или городов Казахстана. Скорее - это что-то вроде индейских мотивов в Америке:
21.
Одно из самых впечатляющих в этом отношении мест - улица Дзержинского, длинный уютный бульвар западнее центра, по всей длине которого стоят вот такие штуковины.
Вороний праздник - это 7 апреля, день начала весны, которую по югорским поверьям приносит не ласточка, а ворона.
Дух огня (Най-ангки) и
Дух леса (Вор-куль) - одни из важнейших духов югорского мира, первый живёт в каждом очаге, каждом костре, разведённом людьми, и оберегает людей от стихии; второй - местный Пан, благообразный лесной старик, от которого зависит успех на охоте. Духи у югорцев вообще были на все случаи жизни, например, "дух, направляющий руку для выстрела" или "дух, заставляющий оступиться"... и знаете, тут очень быстро начинаешь в них верить и искать их благосклонность.
22.
"За миром смотрящий", или Небесный всадник - это защитник людей, своими бесконечными странствиями заставляющий Землю - вращаться, а время - идти. Он же на заглавном кадре, отсюда и заголовок поста - "смотрящие" из жаргона уголовников и креаклов тут не при чём. Обратите внимание, что он на коне, хотя какие уж кони среди этих болот? Но это - напоминание о том, что угры когда-тбо были степными кочевниками. и когда их кочевья рассекли пополам тюрки, частью ушли на запад, в нынешнюю Венгрию, а частью на север - нынешнюю Югорию: эти два названия значат одно и то же. Мать Калтащ - это ведущая счёт человеческим судьбам старшая богиня, мать-Земля, женское начало мира, и я слышал, что местные двоеверы отождеставляют её с Богоматерью, "За миром смотрящего" - с Христом, ну а верховного бога Торума - с Богом-отцом нашим. Торума, однако, здесь почему-то нет - вместо него Сотворение Земли, которую со дна океана достала птица, а чтобы земля не растекалась - Торум скрепил её своим Каменным поясом, то есть Уральским хребтом.
С фигурами духов и богов да берёзками соседствует таджикский дворник в тюбетейке:
23.
Другой "заповедник" югорского стиля - это Парк Лосева совсем рядом с главной площадью, основанный в 1930 году вместе с Остяко-Вогульском и названный в честь большевика Бориса Лосева, убитого здесь голодными крестьянами во время продразвёрстки. Само собой, кто он такой - вряд ли знает даже большинство местных, а при названии парка представляется большой косматый лось.
24.
На опушке сидит
Золотая баба - самый загадочный дух Югры. По легенде, она была главным идолом до прихода русских, а затем её унесли в тайгу непокорные вогулы (манси), и якобы все эти века так и прячут от глаз чужаков по чащобам, болотам, озёрам да ущельям Уральских гор. Вроде бы, её видел атаман Богдан Брязга, покоритель Самарова, и описывал её как металлическую фигуру обнажённой девы с копьём в руке... в других местах говорят, что это огромный деревянный идол, золотой от даров и монет, и что трое взрослых мужчин с трудом кладут Золотую бабу на сани. Но знаете, пообщавшись в тайге с хантами, я в эту легенду поверил - веками прятать святыню от русских они действительно могут, а происхождение... дело в том, что через Бухару и Сибирское ханство сюда давным-давно
попало множество сокровищ из Ирана, Индии, Византии, Западной Европы, а так же известны случаи, когда югорцы
обожествляли русские статуэтки и даже игрушки... словом, сюда действительна могла попасть некая древняя скульптура, которую молва разве что увеличила в размерах.
25.
За колоннадой парка - фонтан, на котором, приглядевшись, можно заметить рыб. Пластиковое "Дерево Мира" на заднем плане - ни что иное, как памятник единству финно-угорских народов, было открыто на прошедшем здесь этих самых народов конгерессе в присутсвии президентов Венгрии, Эстонии и Финляндии.
26.
В глубине парка - ещё один фонтан "Обь и Иртыш" уже не с духами, а самыми что ни на есть материальными зверями:
27.
Весь парк выдержан в едином и очень симпатичном стиле - даже скамйки и мусорки:
28.
Парки в Ханты-Мансийске вообще ухожены и уютны, как где-нибудь в Прибалтике, а этот, центральный, особенно:
29.
Мамонтёнок Дима прилагается, хотя в целом тему мамонтов больше разрабатывает соседний Ямал.
30.
Ну и конечно искусственное озерцо и островок с беседкой - куда же в парках без него:
31.
К парку вплотную примыкает Музей природы и человека, основанный в 1932 году как Отсяко-Вогульский окружной краеведческий музей. Первые экспонаты туда привезли из Тобольска, первоначально он обитал в деревянном бараке, в 1960-х годах получил каменное здание, а в 1990-х под нынешним названием был капитально расширен и отреновирован.
32.
Во дворе музея - такой югорский инь-янъ, борьба Человека и Природы в образе её Хозяина - медведя:
33.
Ещё какие-то композиции на заднем дворе, между музеем и городским ДК "Октябрь":
34.
Откровенно говоря, на самом деле музей не очень-то велик, порядка ста тысяч предметов в фонадх, в райцентре Берёзове экспозиция сравнима по масштабу, а в Салехарде уникальных вещей явно больше.... но фраза об идеальном состоянии социальных объектов Югры относится и к музеям, а к музею Югорской столицы - в особенности. Музей природы и человека сделан очень красиво, атмосферно и продумано, и ходить по нему просто приятно. Экспозиция состоит из трёх частей - "Историческое время":
35.
"Мифологическое время":
36.
И "Ритмы биосферы":
37.
Причём от входа идёшь сначала направо к исторической части, потом налево к биосферной, на первом этаже посвящённой геологии (там же колбы с нефтью с кадра №1а) и палеонтологии, а на втором - современной природе. И лишь через третий этаж, где времнные выставки, спускаешься к мифологической части - сам этот круговорот уже впечатляет. Фотографии с мифологической части я оставля для постов про Торум Маа и хантыйскую глубинку, а здесь покажу ещё пару кадров из "Ритмов биосферы":
38.
Гордость музея - скелет трогонтерея, или
степного мамонта, крупнейшего слона всех времён - он достигал 4,7 метров в холке и 10 тонн веса, но мне больше всего понравился вот этот похожий на настоящее чучело муляж
шерстистого носорога - ведь интереснейшее же было существо, несправедливо оставшееся в тени мамонта!
39.
Ну и немного истории со дна югорских болот, скрывающих немало как образцов местного "звериного стиля", так и сокровищ из высоких южных цивилизаций, проданных местным князьцам за меха бухарскими купцами.
40.
Но возвращаясь к теме городского стиля - конечно же, одними "югорскими мотивами" он не исчерпывается. Есть тут и уличная скульптура:
41.
И инсталляции жанра "чем непонятнее - тем лучше":
42.
И памятники... В каком ещё российском городе нет памятника Ленину, но есть памятник жертвам репрессий? Хотя и странный, честно говоря:
43.
А вот главная площадь у подножья Самаровского чугаса. Справедливости ради, такую точку я видел тут всего одну, но в окружающем благообразии она совсем не удивляет:
44.
Значит ли это, что всем пора паковать чемоданы и переезжать в Ханты-Мансийск? Да как бы нет, недостатков у здешней действительности немало. Московские зарплаты срезаются более высокими ценами и - в силу маленького размера - гораздо более узкими предложением как возможностей заработать, так и возможностей потратить, в том числе на действительное важное. Да и действительно ли тут зарплаты столичного уровня - я так и не разобрался: с одной стороны, здесь есть чёткое раздление на работников нефтегаза (у этих уборщица получает несколько десятков тысяч в месяц) и всех остальных, и вторые очень завидуют первым и от того считают себя бедными. Не знаю, уместно ли экстраполировать реалии Салехарда (которые я узнал существенно лучше) на Ханты-Мансийск, но там например зарпалат в 50 тысяч рублей считается маленькой. Как мне показалось, здесь живут существенно богаче среднего по России, но всё-таки не на уровне Москвы.
45.
Другая здешняя проблема - оторванность от мира: в Ханты-Мансийске хороший аэропорт, но до двух ближайших железнодорожных станций (Нягань на западе и Пыть-Ях на востоке) по 200 километров, а от них до больших городов ещё сутки на поезде. Здесь довольно бедный ассортимент магазинов, от местных слышал о несвежести многих продуктов, а нам как путешественникам оказалось непросто найти нормальное кафе. В таких городах нет уездной размеренности и патриахальности, но есть уездное "все друг друга знают". О подобном сочетании богатства с провинциальностью я уже писал в контексте
Алма-Аты, но только здесь этот контраст намного сильнее.
46.
Да и просто - "Годы идут, а Север - всё равно Север", и чтобы жить на Севере с его прямотой и неустроенностью - надо быть человеком особого склада. Я видел таких, кто переезжал с большой земли в "левиафанову"
Териберку, но видел и тех, кто старался поскорее съехать "на материк" из нефтеградов.
46а.
47.
48.
49.
50.
Но при этом в Ханты-Мансийске очень много южных лиц, и это не только гастрбайтеры и торговцы (коих тут много), не только плотно освоившие Югру чеченские и дагестанские коммерсанты, но и вполне себе старожилы: ведь ехали сюда нефтяники, а где до того добывалась советская нефть? Азербайджан, Татарстан,
Башкирия и
Западная Украина... Напоследок - пара кадров с жителями Ханты-Мансийска:
51.
52.
В следующей части - Старое Самарово, самая историческая и самая непарадная часть Ханты-Мансийска у его "ворот".
П подробнее и качественнее про отдельные объекты (вроде того же Парка Лосева) -
смотрите в огромном посте dikiy-m.
ИРТЫШ и ОБЬ-2015
Холодные берега Югории. Вступление и ссылки на прошлые части.
Теплоходы. "Родина" и "Механик Калашников".
Флот северных рек.
Омск - см. оглавление.
По Иртышу.
Омск с воды.
Омская область.
Тюменская область до Тобольска.
Ночной Тобольск.
Север Тюменской области и Ханты-Мансийск с воды.
Ханты-Мансийск.
Вечность пахнет нефтью. Общий колорит.
Самарово и чугас.
Остяко-Вогульск. Прогулка по центру.
Торум Маа и Археопарк.
По Оби.
Салехард.
Обская губа.