Между Судаком и Коктебелем, или Круг да около Лисьей бухты (2014)

Sep 06, 2015 23:04




В Крыму так много истории, что от неё легко устать. И вот на такой случай есть ничем особым в общем-то не примечательные посёлки, такие как Щебетовка, Курортное и Прибрежное на живописном берегу между Карадагом и Меганомом, через которые пролегал мой прошлогодний путь в Лисью бухту. И надеюсь, пролежат путь предстоящий - вновь улетаю в Крым завтра.

В Лиску принято ездить автостопом, ходить пешком по горам или приплывать на байдарке по морю, но я как водится поступил неканонично и в Симферополе взял билет на автобус до ближайшего посёлка Курортное, отправляющийся дважды в сутки от привокзальной автостанции и едущий с заходом в Феодосию почти четыре часа. Большинство пассажиров выходят в Коктебеле, от которого до цели уже рукой подать - надо лишь обогнуть Карадаг, чьи острые пики мелькают по левую руку. Это начало жутко извилистой горной дороги в Судак, где у поворота к морю встречает небольшой (3,6 тыс. жителей) посёлок городского типа Щебетовка, бывшее татарское село Отузы. Сам поворот отмечает свежепостроенная церковь:

2.


Большая же часть Щебетовки - дальше по судакской трассе, и это действительно не село, а вполне серьёзный ПГТ, даже с каким-никаким сталиансом, а главное - ярко выраженным градообразующим предприятием. Специализация типично крымская: винно-коньячный завод "Коктебель" с 1958 года действует не в самом Коктбеле, а именно здесь.

3.


Щебетовку я несколько раз проезжал насквозь и обратно - ПАЗики, курсирующие между Феодосией и Курортным собирают народ по всей главной улице. Один раз, в поисках попутки до Судака, я прошёл Щебетовку пешком - благо, это немногим более километра. По дороге - недействующий фонтанчик:

4.


Печальный рынок под присмотром Ильича:

5.


Главная площадь из трёх довольно симпатичных сталинок - с одной стороны гастроном и аптека:

6.


С другой - видимо, бывший Дом культуры, ныне магазин винзавода:

7.


Не бойтесь, культуру в Щебетовке не пропили - более крупный, но куда более унылый внешне ДК построили в 1970-е годы на судакском выезде. Впереди гора Папас-Тепе (309м), на которой покоится, по легенде, местный святой Курд-тадэ - в той версии легенды, которую я слышал, он согрешил с юной девой, а потом так раскаялся, что мольбами к Всевышнему вернул деве невинность, а сам отошёл в мир иной. Из-за горы торчат острия Эчки-Дага - это такой Карадаг-light, нависающий над Лисьей бухтой.

8.


До Курортного от уже упомянутой церкви с кадра №2 около 7 километров под уклон, по ложбине между отрогами Эчки-Дага и Карадага. Собственно, раньше это было по сути одно село, рыбацкий хутор Нижние Отузы, который с начала ХХ века начал обживаться курортниками. В нынешнем Крыму своё Курортное есть, кажется, в каждом районе, а то и не одно (так всегда бывает, когда искусствено и в сжатые сроки меняют всю топонимику), поэтому Курортным этот населённый пункт никто не называет - всему Крыму он известен как Биостанция по конечной отправляющихся от Старого кладбища в Феодосии ПАЗиков. А куда лежит наш путь - видно уже на придорожных заборах:

8а.


От самого же Курортного первое ощущение - глухомань! Пустынная пыльная улица среди скалистых гор. ПАЗики проходят её донизу, заворачивая к той самой Биостанции налево, а симферопольский автобус останавливается на въезде в село, под одинокой скалой Медовка:

9.


Тут жарко, тихо и скучно, но именно поэтому хорошо отдыхать, закрыв глаза и забыв обо всём, что творится за горами и морем:

10.


Впрочем, это всё равно полноценный крымский курорт, где есть и приличные гостиницы, и "койки в курятниках":

11.


12.


13.


Но всё так бесхитростно и просто...

13а.


У остановки не кричали зазывалы, но ближе к морю я без труда нашёл ту самую "койку в курятнике", клетушку с кроватью, тумбочкой и вентилятором, которая стоила мне дешевле камеры хранения у РЖД - 120 рублей в сутки. Как камерой хранения я ей и пользовался, да приходил сюда переночевать, если утром собирался куда-нибудь ехать - а из Лиски/Курортного я сделал 4 вылазки: в уже показнные Феодосию и Судак и в ещё не показанные Старый Крым и Белогорск (а вот Коктебелем гордо пренебрёг). Среди обитателей "курятника" была пара беженцев из Донбасса - пожилые муж с женой, и была огромная, в трёх поколеньях, украинская семья из Житомира. Общались и те, и другие абсолютно мирно, обменивались новостями, а как-то вечером житомирцы угостили меня шашлыком. Мне здесь понравилось, и интересно будет зайти сюда год спустя - я боюсь обнаружить и что цены взлетели в разы, и что "курятник" и вовсе закрылся. Вот такой вид на скалы Карадага открывался с террасы на втором этаже.

14.


Карадаг тут вообще повсюду - из Курортного он и ближе, и живописнее, чем из Коктебеля, хотя и не образует профиля Максимилиана Волошина. Карадаг - не гора, а целый массив с несколькими небольшими хребтами, ещё сто лет назад слывший потухшим вулканом, и во всяком случае происхождение его действительно вулканическое. Из-за сложнейший формы и меняющихся ежечасно рисунков теней вид этой горы действует завораживающе, она как будто бы живое существо:

15.


Самый красивый путь в Коктебель - пешком по Карадагу, это всего 8 километров... но через заповедник, и потому лучше ходить с организованной группой, иначе могут отловить и оштрафовать. Тем не мене, люди из Лиски ходили. За ближними холмами стоит центр заповедника - та самая Карадагская биостанция (1963) с ботаническим садом и дельфинарием, но я умудрился не дойти до неё ни разу.

16.


А пляжи в Курортном действительно были пустые...

17.


У одного из волноломов - странная бетонная руина. В 1910-х годах на Карадаге пытались добывать пуццолан - песок из смеси пемзы, туфа и вулканического пепла, который делал тогдашний цемент водонепроницаемым, и был незаменимом компонентом ещё древнеримского бетона. С горы добытый материал предполагалось возить на берег, а на суда перегружать по канатной дороге, вынесенной на более-менее глубокое место. Сначала, впрочем, надо было отбуксировать опору канатки, сделанную весьма оригинальным образом - гигантская бетонная коробка, которую на окончательном месте предполагалось утяжелить, накидав камней. В итоге посадили её на мель у самого берега, на чём пуццолановый бум и закончился, не начавшись. Так с тех пор и лежит.

18.


Ещё тут есть пансионат "Крымское Приморье" с внушительным сталинским корпусом. Крымским Приморьем назывался и сам посёлок (а это, хотя и с населением в 330 человек, целый ПГТ) в 1945-78 годах.

19.


Есть и что-то очень похожее на модерновую виллу, о которой никакой информации я не нашёл, так что может это и новодел - странным образом я забыл её сфотографировать. Стоит она на типично крымской белой жаркой набережной, вдоль которой типично крымские развалы с сувенирами и всякой всячиной да несколько отвратнейших кафе с одинаковым (и наполовину отсутствующим) ассортиментом типично крымской татарской еды. Одно из них, впрочем, выручал потрясающе красивый черноволосвый человек в белом просторном одеянии, похожий на героя арабских сказок - он приехал сюда из Луганска, причём за год до начала войны, и зарабатывает на жизнь тем, что наливает туристам всякие чаи типа пуэра и улуна, заваривая их по всем правилам. Я пил у него чай пару раз, денег он брал немного, зато с ним было очень интересно говорить.
Ещё тут есть речка-вонючка, в устье которой валяется сорванный то ли паводком, то ли штормом мост:

20.


Но вот не покидает меня чувство, что даже будь у меня много денег, в дорогих отелях я бы скучал по такому вот бесхитростному и разгильдяйскому способу провести отпуск. Возможно, именно поэтому много денег у меня и не будет... Если встать к Карадагу спиной, увидишь вдали огромный плоский Меганом, а вблизи Крабий мыс, похожий на пьющую из моря лисичку - от него, говорят, и возникло название "Лисья бухта".

21.


Идти до неё по прибрежным камням минут сорок, но путь довольно лёгок - я исправно доходил даже в тапочках. Провожает из Курортного заброшенный пансионат КрАЗа, столь привычное зрелище на крымском берегу, да эллинги, как в Крыму называют банальные лодочные гаражи:

22.


Это ещё не Лиска, но её преддверие:

23.


Где попадаются уже вот такие сюжеты:

24.


Взгляд назад, на Курортное и Карадаг, отсюда же снят и заглавный кадр:

25.


О самой Лиске есть отдельный пост, ссылка в самом начале этого поста. Вдали виднеются домики Прибрежного, вторых "ворот" Лисьей бухты:

26.


Туда меня занесло один раз - съездив в Судак, я решил возвращаться в Лиску с другой стороны. Надо сказать, как и Курортное-Биостанцию, Прибрежное никто не называет Прибрежным, предпочитая скользкое словечко Солидол - это расшифровывается как Солнечная Долина, и славится она своим вином:

27.


Виноградники её действительно роскошны, не зря Судак считается родиной русского виноделия. Здесь можно просто купить свежий виноград... но многие сюда явно приезжают упиться. Именно здесь делается другое коктебельское вино - знаменитый "Чёрный Доктор" (хотя, на самом деле, он уже совсем не тот, и тому есть объективные причины).

27а.


Собственно СолиДол - крупное село в трёх километрах от моря и чуть в стороне от трассы Судак-Коктебель. Раньше оно называлось Коз, а его пейзаж - поверьте мне после путешествий по Казахстану, Киргизии и Узбекистану - абсолютно среднеазиатский, будто где-то под Чимкентом или Ошом:

28.


Иногда не покидает ощущение, что татары привезли немного Средней Азии домой из депортации:

29.


И только облик их мечетей неизменно турецкий:

30.


Бывший Коз - и ныне татарское село, что хорошо заметно.

31.


Нас - орда!

31а.


А нас - рать!

31б.


Прибрежное же, напротив, никогда не имело татарского имени, возникнув уже при Советах. Встречает оно колючим забором какого-то объекта Черноморского флота. Под ближайшим мысом Илау-Бурун, увенчанном какими-то баками, белеют постройки винзавода "Солнечная Долина"; из-за него выглядывает Карадаг, из-за Карадага - Коктебель, а из-за Коктебеля ограничивающая его с другой стороны скала Хамелеон (Топрак-Кая), действительно меняющая цвет по погоде.

32.


И хотя пляж тут так же пустынен, как в Курортном, Прибрежное мне не понравилось - вроде и всё и так же, а атмосфера какая-то гоповская. В одном месте ко мне даже попытался докопаться пьяный мужик, но чуть более трезвый товарищ повёл его куда шли. Жители Лисьй бухты в СолиДол ходят сквернословя, большой компанией и со средством самообороны... но чего ни сделаешь ради дешёвого вина!

33.


Далёкое Курортное среди скал:

34.


Взгляд назад, на Меганом, пустынные ландшафты которого и придают этому углу сходство со Средней Азией. Красивое название - греческое, значит что-то вроде - Великое пастбище. На Меганоме есть свой филиал Лисьей бухты - говорят, более интеллигентный, без травы и вина, но с идейным голожитием. Однако идти до него десяток километров по пустыне, и вдобавок нигде на Меганоме нет пресной воды. Наверное, я бы сходил и туда... но по словам обитателей Лиски, тем летом там стояло буквально несколько палаток. Почему-то сильнее всего присоеднение Крыма к России ударило именно по "неферским" курортам, наверное потому, что большинство неформалов независимо от гражданства считают Россию "страной без любви". Да и мало их стало, этих неформалов, и всё меньше с каждым годом.

35.


Под мысом - руины базы отдыха, от которой осталась лишь широкая лестница к морю:

36.


Огибаем Илау-Бурун. Берег тут завален необычайно правильными каменными плитами - сложно поверить, что их так нарезали вода и ветер:

37.


Кое-где их завалы можно обойти лишь по воде, и дно у берега выстлано такими же блоками. А может тут стоял дворец какого-нибудь царя гипербореев, древних ариев, азычников, ведрусов или протоукров.

38.


Увидев палаточный лагерь, я радостно спросил:
-Это Лиска?!
-Нет, это Чалка.
Ещё одна укромная бухта, не неформальская, а просто полудикая.

39.


Да и берег тут в основном галечный:

40.


41.


От СолиДола до Лиски идти скучнее и дольше, чем от Курортного - часа полтора-два:

42.


Но она всё ближе, ближе, ближе...

43.


Вообще, как-то я захипповал... Вот летом ездил на белорусскую "Радугу", теперь буду пытаться "поймать за хвост" крымскую (она закончится через неделю). Но как и в прошлом году, я вряд ли смогу просто отдыхать и начну исследовать окружающие земли. С прошлой поездки у меня пока ещё не выложены Евпатория, Саки, Бахчисарай с Чуфут-Кале, Белогорск, Старый Крым, Ялта и веси Южного берега; ещё не увидены Перекоп, Тарханкут, Новый Свет, Коктебель, Арабат и множество точек в горах, на Южном берегу, на взморьях под Керчью... Поеду я и искать ответы на вопросы, что изменилось в Крыму за год под Россией, да пообщаться с украинцами и дончанами, если они там ещё бывают. Пытаться и дальше понять, что же происходит с миром, которому Крым - одна из узловых точек Истории.

P.S.
Ну и новым встречам на полуострове буду рад, конечно.

природа, Крым, дорожное, Лисья бухта

Previous post Next post
Up